Легендарный британский предприниматель Ричард Брэнсон время от времени публично отвечает на вопросы от стартаперов, которые высылают ему письма со всего мира. Молодой предприниматель из Австралии Джордан Грубер спросил о том, как новичку в бизнесе искать деньги на проект. Джордан – студент с небольшим опытом предпринимательства. Есть идея, готовая команда, но денег на ее реализацию пока нет. “Боюсь, что потенциальные инвесторы не воспримут меня серьезно, ведь мне всего 21 и опыта маловато. Как мне убедить их поверить в мою идею и команду?”, – спросил он. Предлагаем статью сэра Ричарда, которую он опубликовал в ответ на вопрос австралийского стартапера (оригинал статьи – здесь).

branson1

Мне с друзьями пришло в голову название Virgin, когда нам было по 15 лет и мы тусили у знакомого в подвальчике. Мне нравилась идея назвать нашу новую музыкальную компанию Slipped Disc, но затем один из моих друзей уточнил, что когда речь идет о бизнесе, “мы все в этом девственники (virgins) – почему бы не назвать так компанию? В нашем случае неопытность оказалась ценным активом: если бы мы взяли для начала что-то менее рискованное, думаю, немного людей стало бы заниматься в, скажем, сети спортзалов Slipped Disc Health Club или же хранить деньги в Slipped Disc Money!

Инновации и предпринимательство живут на энергии людей, которые впервые “входят в эту реку”. Новички-стартаперы со свежим взглядом обладают свободой мысли, мыслят по-другому, и это очень важно для их потенциальных партнеров. Но, как тебе скоро предстоит выяснить, Джордан, превращение концепта в готовый продукт может быть смелой, но сложной задачей.

Пока у тебя нет правильных связей и ты не вхож в “междусобойчики” с участием крупных инвесторов, но эти связи есть у других людей – опытных бизнесменов из твоей или смежной отрасли, тех, кто однажды был на твоем месте и преуспел. Эти люди – потенциальные менторы, которые смогут помочь тебе в пути.

Мы в Virgin принимаем менторинг очень близко к сердцу, лично мне по жизни помогали очень многие наставники. Но не думай, что менторы – это просто легкий путь получить полезные связи. Это хороший способ научиться на ошибках людей, которые пробовали что-то делать до тебя.

branson2

Также, я заметил в твоем письме упор на желании убедить “опытных инвесторов” поддержать твою идею. Конечно, идея получить огромную сумму от ключевых фигур в бизнесе может казаться заманчивой, но в реальности очень немногие стартапы получают финансирование такого рода. Лучшей альтернативой могла бы стать краудфандинговая платформа. Сайты вроде Indiegogo не только способны обеспечить тебе финансовую поддержку для разработки прототипа, но и сделать твой проект известным на весь мир (отметим, всемирную известность Petcube подхлестнула именно громкая и успешная кампания на Kickstarter – ред.).

Другая возможность состоит в том, чтобы взять небольшой кредит на развитие предпринимательства. В Великобритании мы запустили Virgin StartUp – программу, которая обеспечивает ссудами в 25 000 фунтов стерлингов те компании, которые пытаются запустить свои проекты. Стоит потратить время и поискать подобные программы в твоем регионе, а также решить, подойдет ли тебе кредит. Как краудфандинг, так и кредитование имеют дополнительную ценность в том, что привлекая деньги, ты останешься полным владельцем своего бизнеса, не будешь отдавать долю инвестору.

Вот три шага, которые помогут тебе понять, какой подход лучше:

1. Проведи исследования и оценку того, что тебе предстоит сделать

Всегда старайся быть честным с собой по поводу своих возможностей, а также объема работы, которую необходимо вложить в запуск компании. И по поводу денег, которые ты собираешься привлечь. Исследуй все доступные возможности и оцени, как каждая из них повлияет на достижение твоей цели.

Спроси себя: реалистична ли цель твоей краудфандинговой кампании. Какую долю в бизнесе ты сможешь отдать инвесторам? И если ты хочешь пригласить ментора, который поможет тебе, советуя и направляя, убедись, что ты нашел подходящего человека. Найди информацию о нем, о том, занимался ли он менторством других стартапов до твоего проекта, какие ниши ему интересны.

2. Появись “на радарах” у людей из индустрии

Ходи на ивенты по своей теме, посещай семинары и конференции. Постарайся там общаться с максимальным количеством людей, но не стоит сразу же в разговоре срываться на питч своего проекта. Попробуй услышать, что говорят другие.

Нетворкинг не заканчивается после того, как вы поговорили, общайся в социальных сетях, присоединяйся к группам в LinkedIn, старайся продолжать общение в онлайне. Когда ты попытаешься попасть на встречу с потенциальным ментором или инвестором, либо же когда запустишь краудфандинговую кампанию, о тебе уже будут знать.

Фактически, чем больше работы ты вложишь в свою репутацию, тем вероятнее потенциальные инвесторы поверят в твою идею и дадут денег твоей компании. Помни, что чем больше у тебя контактов, тем больше шансов, что твои знакомые смогут свести тебя с теми, кто поможет твоему бизнесу.

3. Мысли широко

Помни, что нужно быть гибким. Сейчас лучшей возможностью может казаться привлечение инвестиций, но не недооценивай и других возможностей, которые попадаются тебе на пути. Например, у краудфандинга, конечно, нет престижности инвестиционного раунда от крупного фонда, но зато такая кампания напрямую свяжет тебя с будущими покупателями, при этом ты будешь лучше контролировать весь процесс.

Открытость и широкие взгляды особенно полезны, когда речь заходит о менторстве. Не стоит относиться к нему как к немедленному лекарству от всех проблем и не стоит отказываться от советов. Воспринимай это общение как длительные бизнес-отношения, которые смогут многому тебя научить и уменьшить возможность неудачи. Но помни: как и со всеми отношениями в жизни, ты получаешь от ментора ровно столько, сколько сам вкладываешь.

Успех твоего будущего бизнеса не завязан напрямую на получение больших инвестиций. Многие успешные компании, включая Virgin, начинались с очень скромного финансирования. Прямо сейчас тебе может казаться, что инвесторские деньги – это пропуск к мечте, но единственный человек, который может добиться победы для твоего стартапа – не инвестор и не ментор. Это ты. Удачи тебе!