Об особенностях интернет-бизнеса в сфере посуточной аренды квартир в Украине мы поговорили с основателями Dobovo.com — Владимиром Безлюдным и Дмитрием Малаховым.

Как вы пришли в интернет-бизнес?

Владимир: Я закончил физико-технический факультет КПИ в 2004 году, еще на третьем курсе начав заниматься веб-программированием. Работал программистом, причем исключительно удаленно. В бизнесе посуточной аренды вместе с Дмитрием — с 2004 года. Собственно, по сей день так и работаем: «IT + посуточная аренда = наше все».

Дмитрий: В 2003 году я закончил ХАИ, год проработал инженером на авиазаводе «Антонов» для получения диплома специалиста. Параллельно поставил перед собой задачу выучить веб-программирование, но так и не успел ее реализовать, — пригодились мои организационные способности, благодаря которым появились первые заказы на разработку сайтов PHP+MySQL. Вместе с бывшими выпускниками “клепали” примитивные html-странички и зарабатывали первые деньги. Один из заказчиков занимался посуточной арендой, и это знакомство открыло мне глаза на новый бизнес.

1531814_10203193331660509_48941142_o

Основатели Dobovo.com Дмитрий Малахов и Владимир Безлюдный

Расскажите о запуске Dobovo.com. В чем состояла бизнес-идея, чьи были инвестиции?

Дмитрий: В 2004 году мы с Владимиром открыли оффлайновое агентство Ukraine Apartments, где мы одними из первых в Украине начали принимать деньги от иностранных клиентов через Paypal. Для 2004 года это был сумасшедший эксклюзив, и мы получили множество клиентов из США, которые не боялись доверять нам свои деньги. Спустя пять лет стало ясно, что оффлайновая система вымирает, и мы поспешили занять онлайновую нишу.

logoИнвестиции были нашими собственными – мы с Владимиром полностью финансировали Dobovo.com за счет другого бизнеса. Первоначально для создания софтверной части мы привлекли программистов из Индии, так как украинские были дороже. Но опыт оказался негативным — количество багов в написанном индусами ПО просто зашкаливало. После этого мы все-таки набрали собственный отдел из четырех программистов и тестировщика.

Владимир: Идея создания Dobovo.com родилась в 2010 году, как попытка автоматизировать наше агентство по посуточной сдаче квартир. У нас имелась база надежных владельцев квартир в Киеве, Одессе, Львове и еще нескольких городах страны. И мы с Дмитрием загорелись идеей превратить рынок посуточной аренды в цивилизованный online marketplace. Такой, где наши партнеры могли бы получать намного больше бронирований, чем от «ручного» агентства, платя при этом небольшую комиссию только за успешные сделки. Клиенты, в свою очередь, могли бы делать осознанный выбор, исходя из статистики владельцев и настоящих отзывов от предыдущих жильцов.

В то время популярного сегодня сервиса Airbnb еще не было ни в Европе, ни, тем более, в Украине. Никто о них здесь не знал, включая нас, поэтому “клонировать” было некого (а жаль :). За основу мы взяли идеи booking.com (тогда на этом сервисе еще не было квартир – только отели) и наш наработанный годами опыт на локальном рынке.

Dobovo.com создавался как сервис, на котором клиенты могут делать осознанный выбор жилья, исходя из статистики владельцев и реальных отзывов от предыдущих жильцов

Dobovo.com создавался как сервис, на котором клиенты могут делать осознанный выбор
жилья, исходя из статистики владельцев и реальных отзывов от предыдущих жильцов

Опишите украинский рынок посуточной аренды.

Дмитрий: По нашей оценке, рынок посуточной аренды квартир и домов в Украине — это около 15-20 тыс. предложений. Из них 8 тыс. присутствуют на Dobovo.com.

В деньгах я бы оценил рынок Киева приблизительно в 80 млн грн в месяц (около 4 тыс. предложений при средней заселяемости на сумму 20 тыс. в месяц на квартиру). Рынок всей Украины по объему в три-пять раз превышает столичный.

Как на рынке отразился кризис текущего года?

Дмитрий: Рынок “перекосился” в сторону Центра и Запада страны, что неудивительно. Начиная с июня, заметно растет спрос в Киеве — средний класс массово переезжает с Донбасса, и пока люди ищут постоянные квартиры, часто прибегают к посуточной аренде.

Сделки по Крыму, естественно, отпали, но за счет отказа от Крыма летом очень вырос спрос на жилье в Одессе — он превышал предложение в разы.

Что касается цен, то по сравнению с январем в пересчете на доллары они упали, а в гривне выросли (в Киеве — не менее чем втрое).

По сравнению с 2013 годом изменилось и географическое распределение аудитории. Год назад у нас было 65% квартиросъемщиков из Украины, 20% из России и 15% из других стран. В этом году число клиентов из РФ стремится к нулю. Теперь 89% нашей аудитории — из Украины, а 11% — из-за рубежа, включая СНГ.

В чем отличия Dobovo.com от конкурентов?

Владимир: Есть два типа сайтов посуточной аренды – системы бронирования и так называемые листинговые сайты, где публикуются прямые телефоны владельцев квартир и которые берут с последних плату за размещение. С листинговыми сайтами мы не конкурируем, более того – это наши партнеры. Популярность таких сайтов продиктована чисто украинскими реалиями посуточной аренды. Хотя для меня до сих пор остаются загадкой клиенты, которые, попадая на выдачу в тысячу квартир с прямыми телефонами владельцев, начинают реально обзванивать их. Могу себе только представить, сколько времени тратит такой клиент, когда речь идет о датах с высокой загрузкой.

Наши основные конкуренты — это, в первую очередь, сервис Airbnb, а также Booking.com. Главное наше отличие от Airbnb — это ориентация на украинский рынок. Но это не единственное наше преимущество. Если перечислять подробно, то:

  • Airbnb требует от гостя полную предоплату, мы – только за первые сутки;
  • на Airbnb нет системы скидок, а у нас владельцы устанавливают скидки в зависимости от количества дней проживания, а также специальные цены на так называемые «окна» – промежутки между бронированиями;
  • у нас и цены, и предоплата в гривнах;
  • мы используем привычные для Украины платежные системы Portmone, Liqpay и Приват24, а также прямой онлайн-мерчант от украинского банка;
  • мы напрямую сотрудничаем с терминалами пополнения счета;
  • у Dobovo.com есть собственный in-house колл-центр с десятью специалистами по поддержке клиентов и владельцев (в данный момент мы даже расширяем его штат);
  • наконец, наша гордость – 10 тысяч реальных отзывов о квартирах.

Что особенного в вашей системе отзывов?

Владимир: При запуске сервиса мы решили исключить возможность оставления фейковых отзывов. Реальность отзывов гарантирована тем, что мы отправляем email с приглашением поделиться впечатлениями о проживании только тем клиентам, которые уже прожили в квартире. Мы понимали, что, идя на этот шаг, мы будем довольно долго собирать базу отзывов. Но мы это сделали, и сейчас у нас уже более 10 тысяч реальных отзывов, которые существенно помогают клиентам выбирать жилье.

Дмитрий: Хочу особо подчеркнуть, что мы не удаляем отзывы по требованию владельца квартиры.

Количество отзывов от жильцов на Dobovo.com превысило 10 тысяч

Количество отзывов от жильцов на Dobovo.com превысило 10 тысяч

На чем вы зарабатываете?

Дмитрий: Мы берем комиссию с владельцев квартир — от 5% до 15% от суммы сделки. Размер комиссии может варьироваться согласно ранжированию выдачи результатов на сайте, которое учитывает множество показателей работы владельца в нашей системе. Комиссия уже включена в стоимость аренды.

Клиент переводит предоплату на наш счет, и мы не выплачиваем ее владельцу до тех пор, пока гость не получит услугу. Если клиента по приезду не устраивает квартира, либо возникает форс-мажор, мы возвращаем ему деньги и вдобавок начисляем компенсацию в размере 50% от предоплаты, которую можно использовать только на Dobovo.com.

Что касается наших доходов, то сразу оговорюсь, что мы не ставим задачу сделать бизнес прибыльным. В сезон — с мая по октябрь — сервис приносит прибыль, но мы ее реинвестируем в сам проект: в разработку ПО, маркетинг, раскрутку. У нас есть другой бизнес, который генерирует стабильную прибыль. Так что нам пока не нужно забирать деньги из Dobovo.com — время собирать камни здесь еще не пришло.

Как сервис восприняла аудитория?

Владимир: Владельцы квартир, наши партнеры по оффлайновому агентству, были безумно счастливы, когда мы решили напрямую связать их с нашей базой клиентов. Причем за копейки по сравнению с тем, сколько «накидывают» традиционные агентства. Взамен мы требовали от владельцев максимально высокого уровня сервиса и чистоты квартир, а также ежедневного обновления графика наличия. На момент запуска у нас было около 30 владельцев и 200 квартир в Киеве, Одессе, Львове и Харькове. Сегодня с нами сотрудничает 2235 владельцев, а количество квартир в базе приближается к восьми тысячам в 63 городах Украины. При этом с января по ноябрь 2014 года количество представленных квартир выросло более чем на 50%, а отзывов — на 45%.

dobovo_infographics

Как вы рекламируете проект?

Дмитрий: Мы используем широкий спектр рекламных каналов: контекстно-медийную рекламу, Google Adwords и Яндекс.Директ, CPA-сети, сотрудничество с системами скидок (такими как Groupon) и др. Делаем большую ставку на партнерские программы – к примеру, мы плотно сотрудничаем с порталом LUN.ua. Используем только веб-продвижение, никакого оффлайна. 99% нашей рекламы – в Уанете.

Какие цели вы ставите перед Dobovo.com?

Дмитрий: Наша главная цель — сделать Dobovo.com безоговорочным лидером в своей сфере в стране (как чисто украинский проект он уже №1). Мы решили не распыляться на другие страны, а усиливать свои позиции в Украине, например, в нише бронирования домов с ФОКУСом на Карпаты.

Владимир: Мы стремимся сделать бизнес посуточной аренды в Украине более цивилизованным и упорядоченным. Dobovo.com строится таким образом, чтобы владельцы недвижимости имели постоянный и надежный источник бронирований, а клиенты выбирали жилье не вслепую, а основываясь на заслуживающих доверия статистике и отзывах.