Образование 2.0: как спасти украинское образование с помощью IT

3682
11

Любая технология имеет шанс прижиться только после того, как будет испытана временем и отточена потребителями. Все инновации должны отвечать таким критериям, как удобство, функциональность, экономность, надежность. До финиша доходят не все, но дистанционное обучение, без сомнения, прошло испытание достойно и успешно.

Форма дистанционного обучения возникла еще в 50-х годах ХХ века – вместе с появлением радио и телевизора. С ростом технологий она трансформировалась и от простого вещания доросла до интерактивного взаимодействия. Сегодня дистанционное обучение является одной из ведущих мировых тенденций в образовании, потому что именно эта технология реализует принцип беспрерывного образования и способна удовлетворить растущий в информационном обществе спрос на знания. Кроме того, она очень доступна и экономически целесообразна: стоимость внедрения системы дистанционного обучения совершенно не значительна в сравнении с выгодой, которую может получить учебное заведение.

«Дистанционное обучение можно использовать как самостоятельную форму, так и в качестве элемента в разных видах образования. Внедрение дистанционного обучения позволяет увеличить объем образовательных услуг в государстве», – говорит Виктория Косик, начальник отделения стратегии развития образования Института инновационных технологий и содержания образования при Министерстве образования.

В Украине эта форма обучения также развивается. Лидирующие позиции по внедрению ИКТ в среднее образование занимают Днепропетровская и Запорожская области. Дистанционное образование предлагают университеты в Виннице, Сумах, Хмельницком и др. В Украине функционирует глобальный онлайн-проект – Международная украинская школа, который предоставляет возможность учиться в украинской школе детям, находящимся за рубежом. Дистанционное обучение предусматривается Концепцией развития образования Украины на период 2015–2025 годов, а внедрение 3G-связи, которое может произойти уже весной, должно способствовать процессу.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры практики иностранного языка и методики преподавания Хмельницкого национального университета Руслан Шаран в одной из своих статей отмечает, что «дистанционное обучение в ВУЗе не является разновидностью или усовершенствованным вариантом заочного, поскольку это новая, самостоятельная, прогрессивная форма обучения, которая обладает большими потенциальными возможностями».

Среди недостатков дистанционного обучения, по словам начальника отдела инновационных и информационных технологий ИИТСО Наталии Гущиной, разве то, что для такого подхода не у всех достаточно развита самодисциплина, а также невозможность охватить в полной мере профессионально-техническое образование.

Платформы для дистанционного обучения

О существовании тенденции свидетельствует и сам рынок, на котором возрастает предложение различных платформ для дистанционного образования. Их можно условно поделить на две группы: массовые открытые онлайн-курсы (англ. Massive open online courses, MOOC) и программное обеспечение. Среди MOOC, например, успешно функционируют популярные сайты Coursera, Udacity, EdX. В Украине эта форма только-только начинает развиваться.

Но MOOC предназначены в большей степени для самообразования. Использовать такие платформы для организации полноценного дистанционного обучения в школах и ВУЗах – неудобно, потому что любой сервис имеет свои ограничения и требования. Кроме того, массовые онлайн-курсы предполагают ущерб монетизации дистанционного образования.

Потому самым удобным решением для учебных заведений может быть веб-ориентированное программное обеспечение, например, Moodle, e-Front, Adobe Connect Pro, Blackboard Learning System, WebCt, Microsoft Learning Gateway и др.

А около двух лет назад украинские разработчики из компании Basic Group представили собственную перспективную разработку – систему дистанционного обучения и повышения квалификации Scientia. На сегодня в Украине это единственное программное решение, которое прошло научно-методическую экспертизу и было рекомендовано Министерством образования для использования в общеобразовательных учебных заведениях.

Инф№1_ру

«Такая форма обучения является оптимальной для современного общества, потому что позволяет получить полноценное образование, квалификацию, диплом – и, при этом, работать или практиковаться. Более того, качественная система дистанционного обучения может стать выходом в таких критических ситуациях, как отсутствие отопления в школах, карантин или ситуации, которая происходит на востоке Украины», – говорят представители компании-разработчика Basic Group.

Разработчики из Basic Group среди преимуществ дистанционного образования выделяют возможности охватить большее количество студентов, сэкономить затраты, использовать в лекциях современные информационные технологии и мультимедиа. Все это позволяет повысить эффективность обучения и создать условия, в которых каждому студенту предоставлены равные возможности получать качественное образование. По словам создателей Scientia, уже более 5 тысяч украинских студентов успешно прошли дистанционное обучение посредством этой платформы.

Между тем, среди украинских ВУЗов стало популярно свободное веб-приложение для дистанционного обучения Moodle. Это ПО с открытым кодом дает возможность создавать сайты для онлайн-обучения и может расширяться любым желающим разработчиком. В Basic Group объясняют, что лицензия GNU GPL, по которой оно распространяется, является одновременно и плюсом, и минусом Moodle. Плюс – в том, что система бесплатная. Минус – в незащищенности данных и в отсутствии сервиса и поддержки. Хотя это далеко не единственный ее недостаток.

Как отмечает Виктория Косик, от внедренного програмного решеняи зависит качество дистанционного образования. По ее словам, система должна быть легкой в работе, безопасной, защищенной, простой в обслуживании, при этом, она должна обеспечивать доступ для учителей и учеников в любой момент.

Особенностью, например, Scientia является то, что эта система, с одной стороны, имеет закрытый код и защищена от взлома, а с другой – она может быть подстроена под любой учебный процесс благодаря большому набору уже готовых инструментов и возможности разработки дополнительных модулей.

«Одним из важных преимуществ Scientia является то, что разработчик готов адаптировать продукт под потребности конкретного учебного заведения. Например, Moodle или сервисы Google не позволяют этого в силу отсутствия специалистов. Они предоставляют набор инструментов, и уже учебное заведение должно под них подстраиваться», – говорит Наталия Гущина.

Возможности

Внедренная система обычно представляет собой портал, пользоваться которым можно с помощью персонального компьютера, планшета или смартфона. Она может использоваться в средних и высших учебных заведениях, для подготовки к ЗНО и курсов для одаренных детей, для обучения новых сотрудников, переподготовки и повышения квалификации, аттестации кадров, тренингов, онлайн-курсов и т. д. В хорошей системе должны быть предусмотрены все необходимые инструменты для формирования учебных программ, персональная статистика прохождения материала и успешности студентов, система тестовых и контрольных заданий. Для большей безопасности в Scientia используется механизм отсчета времени прохождения теста непосредственно на сервере, перемешивание вопросов и вариантов ответов в случайном порядке, а также невозможность копирования текста из тестовых заданий.

Инф№2_ру

Одним из важных модулей для дистанционного обучения, которые есть не во всех системах, являются вебинары. Вебинары расширяют сферу использования системы. В силу большого спроса и интереса к данной возможности разработчики добавили такой модуль в Scientia, и теперь систему можно использовать для онлайн-лекций и даже привлекать зарубежных преподавателей. В вебинарах Scientia есть интерактивная доска для отображения файлов разных форматов (включая: PDF, PPT файлы, изображения, видео и др.), трансляции выступающих участников, чат и возможность записи вебинара в видео-файл для последующего использования.

Узнать о возможностях дистанционного обучения больше и попробовать демо-версию можно на официальном сайте украинской разработки scientia.com.ua.

 

Оставить комментарий

Комментарии | 11

  • Во-первых при чем тут 3G к внедрению дистанционного образования? Ведь развитие сети будет начинаться с городов-миллионников, а потом всё меньше. Пока до глубинки оно дойдет года 2 пройдёт по самым оптимистичным прогнозам.
    Во-вторых преимущество в возможности подстраивания ПО под нужды института? Вы серьёзно? А как же преимущество универсальности других платформ, а также предоставление мобильных приложений для дистанционного обучения? Мы же стремимся к международным стандартам и идем уже по шаблону. Всё изобретено до нас, а данный продукт Scientia просто отмывание денег. Нужно делать максимально дешево и не изобретать велосипед

    • ну, никто же не говорит, что внедрение дист.обучения напрямую зависит
      от 3g. речь о том, что наличие 3g в принципе способствует развитию услуг, зависимых
      от качества связи. кроме того, с нормальным мобильным интернетом дистанционное образование становится еще более привлекательным.

      по поводу адаптивности системы. вы хотите сказать, что возможность разработки дополнительного функционала по вашему требованию — это не преимущество? т.е. так можно в любой системе?

      и причем тут отмывание денег и изобретение велосипеда? сентия — это конкурентоспособный украинский продукт, который во много лучше других. или рыночные отношения — это вне международных стандартов? в общем, если честно, комментарий в стиле «не читал, но осуждаю».

      • Я читал. Но я нашел только один «важный» плюс. Всю остальную муть также читал. Много преимуществ (каких конкретно?), дистанционное образование очень важно (вот тут не спорю), а всё остальное так, для объёма, и ни одного нормального слова об аналогах, кроме названия. Но я не поленился и поискал. Аналоги на много мощнее и помимо веб версии имеют версию и под мобильные платформы, что я считаю очень весомым аргументов в их сторону т.к. для меня дистанционное обучение это в любое время, в любом месте и с любого устройства

        • Я прошу прощения, что встрял в ваш диалог, а что собственно плохого в веб версии?
          Это позволяет заходить «в любое время, в любом месте с любого устройства», но без необходимости скачивать дополнительный софт… Или я неправильно понял мысль?… Именно в этом и поможет 3G!!!
          Важно учитывать авторские права на учебные программы, и юридически я не очень понимаю, но если они будут скачаны на устройства, то станут доступны всем, будут менее актуальны и так далее. Веб версия позволяет мониторить все он-Лайн. Хотя, я думаю, со временем, если все того будут просить, и мобильные версии софта сделают!

          Я считаю, что нужно развивать украинское, и не удивительно, что оно не будет сразу по мировым меркам, так как у нас инвестиции в продукты другие.

          Ну и в самом конце — а кто заставляет этим продуктом пользоваться?… Ставьте другие, если они дешевле, или лучше подходят по функционалу!

          Лично я за развитие украинского рынка! И пусть медленнее, и не с таким широким функционалом, но если будет спрос — будет и развитие!!!

        • Почитал на «дискус» Ваши остальные комментарии — поддержу Татьяну — у Вас правда стиль «просто критиковать».
          Если не секрет, в собственно чего вы полезного сделали для развития странны?
          Не удивлюсь многословными тирадам о «существенном вкладе»…
          Очень жаль, что критиковать научились хорошо, а помогать развиваться, позитивно влиять на рост, повышать эффективность — не очень.

          • Про вклад в страну? Хм. Я не бизнесмен чтобы вкладывать, а вот если были бы опенсорс проекты, которые были на благо общества, то с удовольствием. Внешний долг нашего государства очень велик и инвестировать в что-то новое нужно очень аккуратно. Относительно умных людей про Елену Минич, Дмитрий Шимкив — это люди, которые толкают у нас хоть какие-то изменения в стране, а им в свою очередь палки в колеса ставят. Зачем инвестировать в заводы? Можно деньги отмыть. Зачем использовать готовые продукты? Можно деньги отмыть. Нужно больше бабла отмыть? Получайте новые налоги и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Я хочу весить в государство в котором я живу, но я не слепой идиот, который не видит элементарных вещей

      • «Разработка под заказчика» — это конечно преимущество. Но важно иметь хорошую платформу как базис. И стоимость этих доработок, особенно если говорить про бюджетные учреждения.. Если они конкуренты — нет претензий!..
        А не так как с митсубиси, например — продают машину подешевле, а потом существенно зарабатывает на сервисе и ремонтах.

  • Есть простая система для организации и проведения дистанционного обучения — система «Классная Оценка» (http://klasnaocinka.com.ua/). Простая и функциональная. Ничего адаптировать не нужно. Работает в «облаке» — ставить на компьютеры тоже не нужно.
    А главное — работает давно. В Днепропетровской области дети-инвалиды обучаются 3-й год. Сейчас в Донецкой области школы и колледжи проводят обучение детей на этой платформе.

    • Не хочу показаться грубым, но Ваше высказывание звучит так:
      -Колбасы лучше чем сосиски!
      -чем?
      -чем сосиски!!!

      Каждый имеет право себе выбирать то, что ему лучше подходит по функционалу, возможностям, сервису, цене и еще десяткам критериев! Именно поэтому такое разнообразие смартфонов, телевизоров, ноутбуков и так далее!
      Или Вы утверждаете что есть нокиа и зачем что-то еще выдумывать?… )))

  • Ніде не сказано про вартість використання Scientia і про можливість встановити на власний сервер.

Поиск