Блеск и нищета украинских медиа: итоги 2014 года

В слове «медиабизнес» — два корня. И если первый корень в 2014 году еще как-то развивался, то второй — скорее, наоборот. AIN.UA поговорил с участниками медиарынка о том, почему так получилось.

Эффект красных глаз

«Украинские журналисты как были ленивыми самоуверенными мудаками, так и остались», — говорит основатель и главред сайта «Петр и Мазепа» Александр Нойнец. В марте 2014 года он запустил онлайн-СМИ, которое уже через несколько месяцев собирало в пиковые дни свыше 40 000 уникальных пользователей в сутки. Сейчас немногочисленный штат сайта больше занимается волонтерской деятельностью, чем журналистикой, но ниже 15-20 тысяч «уников» в сутки посещаемость ПиМ не падает.

По словам Нойнеца, у украинских медиа в 2014 году были все предпосылки для качественного рывка. «Целый год украинцы до покраснения глаз смотрели в монитор, чтобы узнать, что произошло в стране и в мире, — объясняет он. — Украинское медиапространство испытало дикий приток трафика, но с честью провалило выпавшее на его долю испытание и не смогло этим трафиком распорядиться».

Действительно, с конца прошлого года информационным онлайн-СМИ «поперло». Особенно мощно прирастали и без того популярные «Украинская правда» и ЛІГАБізнесІнформ. Но уже во второй половине года они, как и другие информационно-аналитические сайты, почувствовали, как интерес пользователей ослабевает. По мнению Нойнеца, шанс сохранить нахлынувший поток пользователей у них был — для этого журналистика должна была стать более мобильной. «За полгода полноценной войны, с окопами и блокпостами, ни одна медийная площадка Украины не начала вести регулярные трансляции из любой военной части, — говорит он. — жители Украины могут узнать, что происходит, скажем, в 24-й бригаде только в том случае, если будут там служить».

Слова основателя ПиМ иллюстрируют данные о посещаемости УП и «Лиги» за последние полгода (с июня по ноябрь, данные Similarweb).

Синий маркер — pravda.com.ua, оранжевый — liga.net

Примерно такие же ниспадающие графики и у других общественно-политических онлайн-СМИ (неплохой рост показывает сайт «Нового времени», но он запустился лишь в этом году). Бывший дончанин Леонид Цодиков говорит, что ни одно из украинских медиа не освещает ситуацию на востоке страны в должной мере. «Там остались мои родители, для меня это сверхважная информация, которую ни одно украинское СМИ мне не может предоставить и которую приходится собирать по крупицам», — говорит Цодиков, возглавлявший в свое время «Сегодня Мультимедиа» и UMH MediaLab.

В своем мнении он не одинок. В ноябре 2014 года во Львове прошел Lviv Media Forum, на котором выступил корреспондент Los Angeles Times Сергей Лойко. «Американский москаль из Техаса», как Сергей сам себя назвал в выступлении, побывал в батальонах «Азов», «Днипро-1» и «Киев-1», причем четыре дня своей командировки он провел в аэропорту Донецка бок о бок с «киборгами». «Я был на передовой и не увидел там толпы украинских журналистов, жаждущих это все снимать», — говорит Лойко. Из аэропорта Сергей привез потрясающий фоторепортаж, который облетел весь мир.

Закрытия года

В 2014 году закрылось немало изданий, особенно печатных. Вот неполный список павших:

  • «Коммерсантъ Украина» — российские собственники закрыли украинскую версию газеты в марте. Ъ-Украина был популярной деловой ежедневкой с сайтом, который дублировал контент газеты. По официальной версии, причиной закрытия стали экономические проблемы издания, по неофициальной — украинская редакция сильно разошлась во взглядах с российской по поводу Крыма и подобных вопросов.
  • «Инвестгазета» — еженедельник закрылся в апреле. Ekonomika Communication Hub решила сосредоточиться на онлайн-проектах, рейтингах и ивентах. А в конце года основной владелец холдинга Виктор Пинчук и вовсе оставил издательство на его менеджмент.
  • «Контракты» — как и в случае с «Инвестгазетой», лучшие времена «Контрактов» остались далеко позади. В начале марта еженедельник прекратил работу.
  • Издания группы Sanoma: Esquire, National Geographic, Men’s Health и другие. Для многих это событие самым болезненным из потерь медиарынка — у этих трех изданий была своя лояльная аудитория (пусть и не слишком многочисленная). Украинские проблемы изданий наложились на затруднения материнской компании Sanoma, потому с нового года журналы выходить не будут.

Открытия года

В противовес можно вспомнить о запуске таких проектов:

  • «Новое Время» — еженедельный журнал+сайт, редакцию которых возглавляет экс-главред «Корреспондента» Виталий Сыч. Издатель — инвестбанкир Томаш Фиала.
  • Hubs — интернет-проект о бизнесе и политике, основанный экс-корреспондентом Forbes Севгиль Мусаевой. Менее чем через год после запуска она ушла из проекта, чтобы стать главным редактором «Украинской правды». А Hubs возглавил другой хорошо известный в деловых медиа редактор Юрий Аксенов.
  • радио «Аристократы» — стремительно развивающийся проект, основанный выходцами из «Просто Радио».
  • «Апостроф» — онлайн-издание, основанное частью бывшей команды «Коммерсанта».
  • Petr i Mazepa — Нойнец сотоварищи.

Сюда же можно отнести сайт Insider, который запустился в конце 2013-го, а также Platfor.ma, недавно пережившую перезапуск. Кстати, осенью 2014-го Insider раскрыл владельца — им оказался бизнесмен и гражданский активист Алексей Тамразов. Поддержать каминг-аут коллег отважились далеко не все медийные стартапы.

Кто мог закрыться, но увы

В прошлом году нефтегазовый магнат Сергей Курченко купил у медиамагната Бориса Ложкина крупнейший в стране медиахолдинг UMH Group. Сейчас Ложкин — глава администрации Президента, а Курченко — беглый преступник, которого разыскивает СБУ и Генпрокуратура. Общественность начала «хоронить» UMH Group еще до Евромайдана, когда журналисты и менеджеры начали массово увольняться из изданий холдинга. А новоприбывшие часто наносили репутации UMH Group еще больший ущерб — в сентябре холдинг возглавила одиозная регионалка Елена Бондаренко.

Тем не менее, UMH Group до сих пор жив. Точно так же продолжают выходить издания, которые связывают с еще двумя крупнейшими коррупционерами периода правления Януковича — Сергеем Арбузовым и Александром Клименко. Первый якобы владеет ежедневной газетой «Капитал», а второго рыночные слухи связывают с холдингом «Мультимедиа-инвест групп», который возглавляет Игорь Гужва (в МИГ входят газета «Вести», радио «Вести», журнал «Вести-Репортер», телеканал UBR). Впрочем, это не единственная версия — расследование Мустафы Найема, которое он провел еще до перехода на маленькую зарплату в парламент, привело его все к тому же Курченко.

Мнение Александра Клименко, провисевшее на сайте «Вестей» почти месяц, понравилось одному пользователю «ВКонтакте»

Зарплаты в «семейных» медиапроектах выше рыночных, потому многие известные журналисты продолжают там работать, несмотря на давление со стороны общественности (а иногда и правоохранителей). К примеру, в «Капитале» — лучшая в стране телеком-редакция, в Forbes — лучшие на рынке аграрные журналисты, сильный набор авторов в журнале «Вести-Репортер». «Некоторые из них интересно читать, в то время как многие провластные СМИ добровольно стали пресным орудием пропаганды», — говорит редактор политики Insider’а Максим Каменев, который называет «Вести-Репортер» лучшим на данный момент журналом страны.

Игорь Гужва считает, что нынешняя власть пытается насадить в обществе нетерпимость к критической журналистике. «СМИ, которые регулярно дают критические материалы о деятельности власти, клеймят позором как «пророссийских агентов» и «пятую колонну», — говорит он. — Причем, что самое подлое, одними из главных застрельщиков этой кампании являются бывшие или действующие журналисты».

В то же время, завышенные зарплаты, раздутые штаты и неприкрытый лоббизм своих хозяев не позволяют считать медийные активы Курченко, Арбузова и Клименко полноценным медиабизнесом. По словам Цодикова, они готовят почву к возвращению названых персонажей в Украину.

Один из дней «арбузной диеты» на Capital.ua (и немного сыра)

Цодиков далек от осуждения журналистов, которые работают в UMH Group, «Капитале» или «Вестях» — жить и кушать нужно всем. «Но они должны понимать, что получают зарплату не из заработанных изданием денег, а из кармана Арбузова, Клименко и Курченко, которые готовы терпеть убытки, лишь исходя из определенных мотивов», — говорит он.

Исход журналистов в политику и общественную деятельность

Журналисты стали одной из мощных движущих сил Евромайдана. Неудивительно, что многих из них привлекли в свои избирательные списки провластные политические силы. Мустафа Найем, чей пост в Facebook принято считать началом Майдана-2013, прошел в парламент по списку «Блока Петра Порошенко». Вместе с ним в президентском блоке в Раду попал и другой постоянный автор «Украинской правды» Сергей Лещенко. Еще один известный политический обозреватель Сергей Высоцкий прошел в депутаты с блоком «Народный фронт» Арсения Яценюка. Кроме них, парламентариями стали ряд других экс-журналистов — Вадим Денисенко, Ольга Червакова, Константин Усов, Владимир Арьев (третий раз).

В парламенте Лещенко и Найем посадили между собой фаворитку «медиаспильноты» Светлану Залищук (фото — LB.ua)

Но даже среди не попавших в парламент журналистов есть много людей, чье влияние на умы возросло в разы. Юрий Бутусов из Censor.net, Анастасия Береза из «Нового времени», Денис Бигус из «Наших грошей», Севгиль Мусаева из УП, Соня Кошкина из LB.ua и другие лидеры мнений собирают своими публикациями в соцсетях едва ли не бОльшую аудиторию, чем своими журналистскими работами. Некоторые из них вовлекаются в дела государственной важности, на статьях некоторых строят уголовные дела против чиновников, а некоторые стали важными шестеренками (без обид) в маховике национально-патриотической пропаганды.

И про деньги

Издателей, безусловно, радуют небывалые просмотры и широкий резонанс, но рано или поздно все упирается в деньги. А их на рынке как раз и не прибавилось. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка рекламы в печатной прессе в 2014 году сократился на 33% до 1,67 млрд грн, а в 2015-м упадет еще на 16% — до 1,4 млрд грн.  Из всех медиа больше всех доходов генерирует телевидение, снизившее в текущем году рекламный доход на 20% — до 3,93 млрд грн. «Оно же — самое убыточное», — говорит экс-директор «Украинских Новостей» Денис Безлюдько. Большинство телеканалов принадлежит олигархам, которые используют медийные активы не для зарабатывания денег, а для «мочилова» политических и бизнесовых оппонентов.

В онлайне динамика более обнадеживающая — эксперты ВРК прогнозируют рост рынка интернет-рекламы на уровне 9% в 2015 году. Но этого роста рынок медиа тоже не ощутит, уверен руководитель деловой редакции ЛІГАБізнесІнформ Борис Давиденко. По его словам, прибавка в деньгах очень быстро размоется: «Количество сайтов уанета растет быстрее, чем количество денег в нем».

Цодиков считает, что новые медиа должны диверсифицировать свои бизнес-модели и использовать такие источники, как платный доступ к контенту, а также новые рекламные модели. По его мнению, сейчас возможны компактные, но очень качественные нишевые проекты с платным доступом к содержанию, с хорошей мобильной адаптацией, в связке с ежемесячным электронным журналом для планшетов. Цодиков уверен, что таким образом можно за год привлечь несколько тысяч платных подписчиков, дополнительные доходы от нативной рекламы, а сам проект вывести на безубыточность за год.

Большинство коллег не разделяют его оптимизма — платная подписка удачно работает лишь в некоторых из крупнейших и наиболее авторитетных западных онлайн-СМИ — например, Financial Times и NYTimes. В рунете paywall внедрили, к примеру, «Ведомости» и Slon.ru, однако и там, где рынок гораздо больше украинского, подобная модель пока не доказала своей эффективности. «Скорее, украинские СМИ научатся удовлетворять потребности рекламодателей — с помощью различных спецпроектов, native advertising, прямых продаж», — считает Давиденко.

Этот материал прокомментировали многие участники медиарынка, но при этом никто пока не спросил потребителя. Последнее слово хотелось бы оставить за читателями AIN.UA. Вы готовы платить за контент в интернете? За какой? Сколько? А если нет, то почему?