Работать и путешествовать: опыт двухнедельной поездки в Польшу

23981

В конце прошлого года я решил опровергнуть миф о том, что жить в европейских странах очень дорого и среднему украинцу это не по карману. Я поставил перед собой задачу найти способ жить и путешествовать по Европе за $500 в месяц. Эта сумма должна была включать расходы на проживание, переезды, питание и мобильную связь. В качестве страны для пилотного эксперимента выбрал Польшу. Cтрана с более-менее понятным языком, сравнительно невысокими ценами и множеством красивых средневековых городов идеально подходила для такого путешествия. Итак, что из запланированного у меня получилось, а что нет.

Поездка в любую европейскую страну начинается с долгой и сложной процедуры получения шенгенской визы. Мне в этом плане повезло — благодаря членству в НСЖУ я открыл годовую польскую мультивизу еще в сентябре, причем абсолютно бесплатно. Не-журналистам я могу посоветовать поискать друзей в Европе — несколько моих знакомых сделали годовые визы, имея на руках приглашение от польской компании. Также для этой цели отлично подходят вызовы от неправительственных и общественных организаций.

Набор документов и местных мелких денег перед поездкой

С визой разобрались — следующим шагом было спланировать маршрут и проживание. Изначально я решил экономить, где только возможно, поэтому в Краков я выехал на попутке, найденной на BlaBlaCar. Дорога из Киева в достаточно комфортабельном микроавтобусе обошлась мне всего в 460 грн. Недостаток этого способа путешествия состоял в том, что при поездке на дальние расстояние очень тяжело рассчитать время прибытия. Из Киева мы выехали около 16.00 и я надеялся, что в Кракове мы будем утром. Но реальность оказалась чуть другой — при средней скорости 150 км/ч и прохождении обеих границ менее чем за час, мы приехали в Краков в 4.30 по местному времени. К счастью, ресепшн моего хостела работал круглосуточного, я оставил вещи и отправился искать работающие кофейни.

К слову, наличие двух «багажных мест» — сумки и рюкзака с ноутбуком — очень мешало на протяжении всего путешествия. В будущем я буду брать с собой только рюкзак на 20-30 литров, где будет помещаться техника и все необходимые вещи.

Следующим шагом было решить вопрос с интернетом и рабочим местом. Мой рабочий день начинается в 9 часов по киевскому времени и заканчивается в 18.00. Это время мне нужно было находиться в теплом помещении с розеткой и скоростным интернетом. Коворкинги и креативные пространства не подходили из-за достаточно дорогих дневных абонементов, а вот покупка чашки кофе открывала двери в Starbucks или любую из множества сетевых кофеен. Если выходить из номера было лень, то я использовал гостиничный Wi-Fi, либо 4G-интернет, который раздавал на ноутбук с телефона. Кстати, трафик в Польше не самый дешевый — 1Gb данных у местного оператора Orange стоит 25 злотых (около $8). Сама SIM-карта обошлась примерно в $3, которые уже лежали на балансе телефона.

Вид из окна моей комнаты в Гданське

Первоначальный план состоял в том, чтобы менять город пребывания дважды в неделю. Но на практике это оказалось достаточно утомительно — среднее расстояние между выбранными городами составляет 400-500 км, и к месту назначения я добирался уже ночью. К тому же двух-трех дней явно недостаточно для осмотра нового для тебя города, если в распоряжении есть лишь нерабочее время. Поэтому после посещения Кракова, Вроцлава и Торуня в первую неделю, следующие семь дней я решил провести в приморском Гданське.

Переезды между городами и поиски своего нового жилья — это отдельная тема, здесь меня очень выручали местные приложения для подборка и заказа билетов, Booking.com и польский навигатор по общественному транспорту jakdojade.pl. Дважды я достаточно безрассудно покупал билеты на поезда, которые почти в два раза дороже автобусных — это еще один урок, который стоит запомнить. Больше всего меня удивил стоячий билет за $20 в местном варианте «Интерсити» — все места были заняты и три часа пришлось провести в тамбуре, сидя на сумке. Летом, кстати, вполне можно передвигаться автостопом — длинный световой день и доброжелательные польские водители оставят отличные воспоминания и позволят ближе познакомиться с местной культурой.

Тот самый «Интерсити»

Что касается стоимости жилья, то здесь все зависит от желаемого уровня комфорта. Первую неделю я останавливался в хостелах, на вторую снимал комнату через AirBnb. Хостелы в Польше очень дешевые — кровать в номере на 4-6 мест в центре города стоит $10-15 в сутки. Аренда через AirBnb обошлась значительно дороже — около $140 за неделю. Зато за эти деньги я получил великолепную меблированную комнату в красивом деревянном домике в двух километрах от старого города. Вообще, аренда жилья на короткие сроки является самой затратной частью путешествия — стоимость посуточного съема комнаты или номера значительно выше, чем если снимать на месяц. Как вариант, можно бесплатно останавливаться через Couchsurfing, но он больше подходит для коротких «вписок» на 1-2 дня. Злоупотреблять гостеприимством незнакомых людей и жить у них неделю все же не стоит.

С едой ситуация такая же, как и с жильем — есть варианты на любой карман. Можно покупать продукты в местном супермаркете, а можно ходить в кафе или есть шаурму на улицах. Я пользовался всеми тремя вариантами, в зависимости от наличия времени и денег, поэтому какой-то универсальный совет предложить не могу. Скажу так — при желании и достаточной степени находчивости месячный бюджет на еду можно вложить в $200.

collage

Обед в местной столовой за $5 и другие вариации на тему еды

Я прожил в Польше две недели и побывал в пяти городах — Кракове, Вроцлаве, Торуне, Гданське и Варшаве. Если верить моим предварительным рассуждениям, то я должен был вложиться в $250. Но этого не получилось — я потратил около $500, то есть сумму, на которую собирался жить месяц. Дорогие переезды, неделя в отдельном номере и питание в кафе и ресторанах съели те самые $250, на которые при более скромных раскладах можно было жить еще две недели. Зато на роуминге я сэкономил, наверное, несколько сотен евро. Я получал звонки и звонил со своего украинского номера, который был привязан к местной SIM-карте через Roamer. Детально процедура экономии на зарубежных звонках описана здесь.

Мой рабочий процесс при этом не изменился — единственное отличие было в часовых поясах. Я выходил на работу в 8 утра по местному времени, а заканчивал в 17.00. Это было даже удобно, потому что вечером оставалось больше свободного времени. Еще я старался бегать по утрам хотя бы трижды в неделю — это отличный способ познакомиться с городом, когда его улицы еще не заполнены потоком машин и людей.

Посадка на рейс Гданськ-Варшава, стоимостью $12

Посадка на рейс Гданськ-Варшава стоимостью $12

Последний важный аспект путешествий — это расчеты при покупках. В связи с нестабильным курсом гривны и списанием денег по коммерческим курсам, картой я пользовался только когда это было необходимо — при покупке билетов и бронировании жилья. Оплачивать покупки гривневой картой крайне невыгодно: например при внесении оплаты за AirBnb 124 евро превратились в более чем 3000 грн. Для всего остального пригодились наличные доллары, которые в первый же день были обменяны на местную валюту.

Несмотря на относительный провал эксперимента, я намерен повторить его уже в феврале. На этот раз я планирую посетить более теплую страну, например, Хорватию, и учесть опыт предыдущей поездки. Вложиться в $500 нелегко, но, думаю, возможно. Вот что я сделаю сам и советую сделать всем, кто собирается путешествовать и работать удаленно:

1. Все вещи и техника должны помещаться в одном рюкзаке. Вес и объем рюкзака не должны мешать гулять и передвигаться на дальние расстояния. Сейчас я думаю над вариантом покупки OGIO All Elements Pack.
  2. Перед поездкой нужно установить все доступные местные приложения для покупки билетов и с маршрутами общественного транспорта.
  3. При путешествиях в одиночку дешевле и веселее жить в хостелах. Компаниям от двух человек будет комфортнее в отдельных номерах, которые можно недорого снять через тот же AirBnb. Зарегистрировавшись и оплатив бронь по этой ссылке, можно получить подарочные $25.
  4. SIM-карту местного оператора с мобильным интернетом нужно купить в первые часы пребывания в стране. А еще лучше — бесплатно заказать с доставкой на дом.
  5. Переезжать в новый город лучше всего в пятницу вечером. Так мы не тратим драгоценное выходное время на переезды и бессмысленное сидение в автобусе.
  6. Найти хотя бы формальное обоснование поездок. Путешествие ради путешествия быстро наскучит — в это время можно, например, ходить в музеи, снимать видеоролики, писать в блог, фотографироваться с местными жителями — список можно продолжать до бесконечности.
  7. Если уже решились, то не откладывать поездку без веских причин. Отговорка, «сейчас допинаю все свои проекты и поеду» может держать на месте вечно.

В завершение хочу предложить читателям делиться своим опытом и наблюдениями в комментариях и напоминаю, что на AIN.UA можно прочитать несколько десятков увлекательных историй о том, как наши соотечественники переехали жить за границу.

• Как же это по-нашему: думать о рюкзаке за 180 долларов но при этом питаться джанк-фудом и ездить стоя. Все – ради режима хипстера.

• «при средней скорости 150 км/ч »
    Нормальная такая средняя скорость для любой машины. Для микроавтобуса — тем более.

• 150 км/ч средняя скорость?! О_о

• Дочитал. Не, всё же лучше работать отдельно от путешествий. Или останавливаться для работы где-то в одном месте на более продолжительное время. А лучше нормально зарабатывать и нормально путешествовать )

• Проблема в том, что тогда на путешествия остается разве что отпуск, да майские с новогодними праздниками. Мне этого явно мало)

• Тогда, как и сказал, оставаться дольше на одном месте, например, одна поездка — один город. С частыми перемещениями не будет ни нормального питания, ни спорта, ни отдыха. А через 3 — 4 таких путешествия и положительные эмоции потускнеют.

• Раз в неделю или две — вполне нормальная ротация, как по мне. В пределах одной страны, разумеется. В общей сложности ездить вполне можно на месяц раз в квартал. Можно и больше, но не уверен, что смогу так надолго из Киева уехать.

• Когда в таком режиме 3 — 4 раза съездишь, напиши об ощущениях )

• Поеду в Голландию в начале февраля на неделю, но там больше рабочая поездка. А потом минимум на месяц куда-то в тепло.

• Звучит лучше ) Хотя в «тепло» тоже, наверное, не в одно место.

• Интересный опыт. Спасибо.
    В качестве места для работы можно еще попробовать холлы дорогих отелей;)

• На $500/мес. в чужой стране — подвиг. Попытался сейчас прикинуть затраты на месяц, меньше, чем в $1500 не уложился.

• Тут вопрос в том, сколько времени ты хочешь путешествовать и какой бюджет. Можно потратить $1500 за месяц, а можно растянуть их на 2-3. При нынешнем курсе я даже тысячу себе позволить не могу без насилования кредитной карты. Хотя еще полгода назад все было прекрасно. Даже 500 — это сейчас 9-10 тыс, что в принципе больше средней зарплаты даже по Киеву 🙂

• Не произноси такие цифры вслух ) Даже стоимость рюкзака в долларах выглядит меньше, чем в гривнах )

• Все равно на 500/мес нереально. Даже живя в хостеле только за место уйдет 300/мес. Но это не вариант для продолжительных и частых путешествий. А нормальное питание, перемещение, непредвиденные расходы? Нет, такие истории я лучше просто почитаю )

• Именно за счет нормального питания у меня и получились экстра $250. Но если бы я не ленился, покупал еду в супермаркете и ел ланчи, то минимум на 100-150 было бы дешевле. Плюс вдвоем можно было снимать комнату через AirBnb за те же $140, что получается всего $70 в неделю с человека. Вложиться в 500-600 реально, но с нюансами, буду проверять еще.

• Спасибо, что поделились полезным экспериментом

• Тимур, интересная статья.
    Удачи Вам и ждем продолжение…

• А кто такую сумму снял? Приват?

• Чёт налицо рост публикаций в UA-сети, да и на ain тоже про Польшу… Польша активно пытается заполучить образованных за счет украинского бюджета it? Почему, например, не Словакия (ну например жаль, что Skyeruope почил… Ryana ему не чита была)… ну Хорватия, Сербия, Чехия (ей кажется вообще реклама не нужна). Украина рожает, растит, учит — мы уезжаем…. ёлки…

• Может логичнее найти напарника и снимать апартаменты на месяц в одном городе, а путешествовать по стране в выходные?
    Преимущества такого способа:
    1) квартира на месяц гораздо дешевле;
    2) не нужно таскать за собой все свои вещи;
    3) можно комфортно работать и вести домашнее хозяйство (готовить, хранить продукты, стирать…)
    4) за месяц можно посетить как минимум 5 городов (один, в котором живешь + по одному на каждые выходные)
    С Вашей системой было бы неплохо проходить мед осмотр до поездки и после. А потом сравнить последствия 🙂
    Из личного опыта. Путешествовал по побережью Испании на авто с переездами из города в город каждые 2-3 дня. Это был обычный туризм и пляжный отдых. За 3 недели реально устал от переездов. Хотя это конечно всё индивидуально.
    Вам удачи! Жду продолжения.

• Хороший вариант, но подходит только для небольших стран 🙂 Допустим в той же Польше между городами по 400-600 км, а это 4-5 часов в пути + в Европе традиционно дорогой проезд. Вопрос еще тот, где будешь больше выматываться )

• Дешевле всего получилось бы, если заранее запланировать.
    В Польше, чем раньше покупаешь билеты на автобус, тем выходит дешевле. Дорожают по мере заполнения автобуса. Т.е. чем ближе к отъезду тем вероятно будет дороже, однако если автобус полупустой, то цена будет дешевой.

С гривневой приватовской картой, слегка неприятны смс, вроде бы ничего и не купил в магазине, а 150-200 грн сняло. Поэтому в текущей курсовой вакханалии, лучше конечно какая-то валютная карта. Рекомендую подвязать ее к вебмани (процесс длительный, но того стоит), там курс пересчета реальный, а не коммерческий завышенный.

Перед покупкой SIM карты тоже желательно изучить предложения. Как правило дешевый интернет продается в дополнительных пакетах или при старте акционными мегабайтами.
    У LycaMobile например 1гб стоит 1,6$, 5 гб — 4,3$ — если через инет пополнить +10% (в оранже с этим туго) и если знакомый посоветует еще что-то упадет. Сим карта бесплатная, в любом киоске можно получить. Также есть операторы с LTE — Play, Plus и т.д.
    Предпреимчивые поляки продают акционные симкарты, например 50 гб за 25$ — такие предложения можно на Аллегро найти.

Звонки из Украины можно решить банальной переадресацией через задарму
    http://goo.gl/vwfrKG тут подробная инструкция. Выходит около 1 грн в сумме за звонок. Очень удобно, когда перемещаешься между городами, т.к. в Польше 3G есть не везде.

По поводу городского транспорта. Лучше всего покупать не разовый 20 минутный билет. А суточный или на weekend. Также если групповой до 5 человек, значительная экономия. В Варшаве например минимальный 20 минутный билет стоит 1$, а суточный 5$. Городской транспорт очень хороший, поэтому можно очень много посмотреть за это время. + работает даже ночью с интервалом в 30 минут.
    За безбилетый проезд штраф около 150 злотых (45$)
    Иностранцу нужно заплатить на месте. Если сразу не заплатить, то вырастает на 50%
    Поэтому не думайте шутить, чтобы вам местные поляки не говорили :)))

За неправильную или неоплаченную парковку тоже 150 злотых. Читайте на автоматах условия, в выходные дни и праздники парковка бесплатна. Опять же, штраф на месте.

Хоть полиция и выглядит намного интеллигентнее наших ментов, но на снисходительность особо не надейтесь. Нашего брата там уже достаточно. Один раз меня только отпустил полицейский за проезд под запрещающий знак. Был ремонт дороги, а навигатор этого не знал. Я ехал в потоке других машин, и надеялся, раз все едут значит можно :)))
    Всех остановили, оштрафовали, меня только отпустили.

P.s. я бы шаурму с польским кебабом не сравнивал, несмотря на внешнюю схожесть, это довольно таки разные вещи. Не верите, посетите кебаб на ул. Французкой, вроде бы Efest называется. После этого будете долго думать, как у наших «восточных поваров шаурмы» получилось так испортить такое блюдо :)))

• Может проще будет открыть карту в европейском банке и время от время пополнять ее долларовыми переводами? Что касается планирования — согласен, получилось бы дешевле, у меня же план поездки формировался уже в ее процессе 🙂 Такая же ситуация и с Оранжем — он достаточно дорогой, есть и более дешевые варианты с LTE. Что касается переадресации, то Роамер мне обходился в копейки, при этом мне не обязательно было подключение к интернету.

А вот со штрафами мне повезло — билеты на транспорт нужно покупать заранее, а лучше всего дневные, но автоматы есть далеко не на всех остановках и в транспорте. Водитель тоже не всегда продает. Это не проходит как отмазка от контроллеров, поэтому я просто внимательно смотрел по сторонам, чтобы не попасться 🙂

А насчет кебабов сложно сравнивать — я ел его всего один или два раза и мне не очень понравились, у нас в Биг-бурге вкуснее 🙂 Там за те же деньги можно съесть большой и вкусный бургер в заведении, что я и делал 🙂

• Смотрение по сторонам в поисках контроллеров не поможет 🙂 Там все продумано.

Контроллер когда заходит, выжидает какую-то паузу, а потом подносит к касовнику (электронному компостеру) свой приборчик с характерным пикающим сигналом — либо снимает данные о времени начала проверки, либо блокирует все касовники. Т.е. после того как он начал проверку, прокомпосировать билетик уже не поможет. Билетики он не глазами проверяет, а тоже через свой приборчик. Так что, нет шансов.

Есть еще сервис SkyCash (приложение для смартфона), через него тоже можно покупать. Но меня как раз поймали в тот момент, когда уличный автомат не работал, в трамвае автоматов не было, у водителя не было, и интернет тупил. Успел купить только один билет для девушки, а для себя уже нет.

Одного раза с кебабами конечно мало. В Варшаве, возле лучшего кебаба в 500 метрах находится и самый худший 🙂 Возможно вам просто не повезло попробовать именно в таком. Насчет бургера за 10 злотых в заведении не встречал.

Хотя можно поесть у китайцев (хинчики) — это конкретные демпегеры. Там будет огроменная порция. Если берете два разных блюда, всегда заказывайте по половине, иначе съесть просто не реально.

• О, за SkyCash спасибо, про него не знал. Кстати, есть еще вариант дешевой еды и вкусной в Zenthai — там огромные порции риса и лапши с курицей, говядиной и морепродуктами по 12-15 злотых.

• В Польше карточку не в каждом банке можно просто открыть. Часто просят прописку (мельдунек). Хотя в некоторых банках, достаточно принести любой документ подтверждающий почтовый адрес (например счет за интернет оформелнный на вас).
        Это связано с тем, что у них пластиковая карточка приходит по почте. Нет адреса, нет карты 🙁
        Но, можно уговорить девочку операциониста 🙂 вписать адрес без подтверждающих документов.

• А расскажите о схеме с webmoney пожалуйста.

• Можно с Вами в Хорватию) ?

• В Черногории скромнейшее проживание 350€ на двоих, перед этим на все потратив около 2000€.
    (в гривне это 8800 грн/месяц на сегодня)

• Если честно, то мне Польша не очень нравиться как страна туристическая, но за покупками туда ездить — одно удовольствие. И недорого. Либо виззэйр до Катовице, либо автобус до Варшавы из Киева или Львова. Краков хорош, да 🙂 На автобусе из Львова совсем недорого получается. 350 грн (курс меняется, поэтому смотрите лучше цену проезда здесь — http://freetravel.com.ua/bus/poland/. Оно как-то надежнее.

• http://rabota0v0polshe.blogspot.com/ вот нашел не плохой отзыв о работе в Польше

• Был в Кракове классный город, также и Вроцлав, Варшава… Планировал остаться чтобы каждый день смотреть достопримечательности пока не налюбуюсь)) Я консультировался по оформлению визы по работе в Варшаве в фирме Apatris. Перед этим участвовал в учебной программе. Пока планирую остаться, а дальше видно будет) Советую ближе познакомится с польской культурой !!! Она полна новых открытий…

• З України в Польшу найдешевше подорожувати автобусом! Квиток за вигідною ціною зі знижкою до кінця грудня в 50% можна купити на сайті https://kasa.lux-reisen.com

• Во время деловой поездки мне пришлось провести переговоры в Варшаве. Как все знают, после работы хочется отдохнуть и повеселиться. Я выбрал клуб New Orleans по рекомендации от моего делового партнера. Уникальное место с очаровательными танцовщицами невиданной красоты. Не говоря уже о том, что мне приготовили вкусный ужин и пару отменных коктейлей. Я очень рад, что мне выпал шанс оказаться в таком уникальном месте.

• В любой поездке тяжело без вай фая. Езжу только в автобусах с Wi-Fi от 3G Star https://3gstar.pro/wifibus/ — скорость и связь не теряются по всему маршруту, потому что одновременно до 8 операторов задействуются. Это вот, конечно, то, что надо

• Мне понравилась Польша. Особенно Вроцлав. Изучил его благодаря этому отчету — https://elenapuzatko.com/wroclaw/