В 2014 году довольно немногие бизнесы могли позволить себе поднять зарплату сотрудникам. Но неудивительно, что IT оказался в их числе. В кризис многие сотрудники опасаются так называемой «оптимизации затрат на кадры», под которой часто прячут снижение зарплаты или вообще увольнение. Редакция AIN.UA решила выяснить, как в кадровом плане кризис повлиял на IT-компании, а также — на интернет-бизнес. Мы также спросили у HR-специалистов о том, стоит ли сокращать сотрудников в тяжелых экономических обстоятельствах, и если да — то кого именно.

Общая кадровая ситуация на IT-рынке

С весны 2014 года, когда начала падать гривна, вся кадровая статистика настойчиво говорила о том, что IT-рынок если и пострадает от кризиса, то явно меньше всех. Вакансии для программистов, во-первых, часто показывали годовой рост, во-вторых — всегда были в лидерах по уровню зарплат. Примерный срез по зарплате “айтишников” и некоторых других, связанных с интернетом и IT профессий (тех, кого ищут, к примеру, для запуска интернет-проекта) можно увидеть в таблице, составленной по данным Work.ua (самые распространенные вакансии плюс средний уровень зарплаты, который предлагался в прошлом году):

Позиция Украина, грн Киев, грн
программист PHP 15007 18896
контент-менеджер 4606 4176
системный администратор 7525 4907
программист 1С 12252 14647
web-программист 14550 12997
Java developer 37527 42211
QA ENGINEer 14582 23868
project manager 5877 6307
интернет-маркетолог 6931 6509
SEO-специалист 6766 5484
.Net developer 29319 50225
web-дизайнер 9052 9036
iOS developer 25647 23657
Front-end developer 13544 25920
Javascript developer 25412 22420
android developer 17557
C++ developer 28028 26128
HTML-верстальщик 6058 7570

В оценках востребованности «айтишников» сходится большинство кадровых порталов уанета. По данным «HeadHunter Украина», разработчики по-прежнему востребованы, особенно если речь идет об аутсорсе. Правда, наблюдается сокращение количества вакансий для системных администраторов, инженеров, работников телекома и техсаппорта. Интересно, что по данным портала, в уходящем году около 16% украинских компаний сокращали персонал, но только 6% (!) делали это по причине кризиса. Лидерами по сокращениям персонала среди отраслей стали банки, автотрейдеры и логистика, а IT — как раз в числе тех, кто расширялся.

Любовь работодателей к программистам подтверждают и HR-специалисты, которые работают конкретно с рынком IT. “Хочу успокоить наших любимых айтишников: в 2014 году массовых сокращений не было и, в ближайшее время, очень надеемся (в это смутное время сложно что-то прогнозировать), не предвидится”, – говорит Анна Стеценко, директор специализирующегося на IT-рекрутинге агентства Indigo.

staff downsizing means cutting jobs

При этом, нельзя сказать, чтобы IT и интернет-бизнес на кадровом рынке «вытягивали» исключительно программисты: по данным «HeadHunter Украина», к примеру, интернет-маркетологи — не только очень востребованы, но и высокооплачиваемы. В топ-10 вакансий с самой высокой зарплатой в сфере маркетинга входит преимущественно интернет-маркетинг. Согласню наблюдениям HR-специалистов, ритейл делает ставку на e-commerce, интернет-бизнес еще жестче борется за покупателя, поэтому нуждается как в программистах для более быстрой реализации, так и в интернет-маркетологах общей и узкой специализации (SEO, SMM, мобильный маркетинг, веб-аналитика). И даже если говорить о стартапах (хотя в этом году и закрывались акселераторы, и замораживались проекты), объявления от стартапов часто мелькают в Facebook-ленте. «Плох тот стартапер, который не хочет покорить мир», – считает HR-эксперт.

Сокращают/не сокращают

Об этом редакция спрашивала, в первую очередь, игроков рынка — как у разработки, так и у интернет-магазинов, рекламных игроков и стартаперов. Никто не признался, что оптимизирует штат :). «Как это ни парадоксально, мы не уволили ни одного человека по причине кризиса. У нас открыто много вакансий», – рассказывал директор Repka.ua Дмитрий Латанский. Он считает, что лучший способ для интернет-магазина сэкономить — автоматизация (хороший пример автоматизации работы на складе показал в предновогодний сезон, к примеру, Amazon). «Мы не сократили из-за кризиса ни одного сотрудника и в данный момент у нас на сайте висят вакансии во всех четырех регионах физического присутствия агентства», – рассказывает директор Netpeak Артем Бородатюк.

Стартапы (те, которые не закрылись, а работали весь этот год), также чувствуют себя не так уж и плохо, особенно те, которые нацелены на глобальный рынок. «Большинство наших клиентов — из США и Европы, так что кризис не повлиял на прибыль. Зарплата работников фиксирована в долларах, так что вся команда чувствует себя защищенно», – рассказывает CEO Ярослав Ажнюк. Сейчас Petcube ищет шестерых в киевский офис, в том числе — Android-разработчика, операционного менеджера, дизайнера и e-commerce маркетолога.

searching for a job

Ищет сотрудников и Attendify — стартап, которому удалось заполучить в клиенты Google, Bloomberg и AOL. Стартап работает на рынке приложений для ивентов, и из-за кризиса большинство украинских клиентов отпало, но остались из США, Австралии, Британии. Причем проекту нужны не разработчики, а digital-маркетологи, сейлз-менеджеры, контент-менеджеры. Два последних случая — яркая иллюстрация того, что несмотря на кризис, востребованы среди IT-компаний не только программисты. Более того, в условиях кризиса можно говорить даже о дефиците хороших сотрудников. «Мы заметили, что процесс поиска новых сотрудников усложнился. Многие специалисты боятся уходить с прежнего места работы и менять компанию в условиях общего кризиса», – рассказывает основатель MacPaw Александр Косован.

Зарплаты при этом в IT и интернете не сокращали. “Высокий спрос на IT-специалистов задает правила игры, и в последние годы даже прижимистые работодатели вынуждены были перестать экономить на заработных платах ИТ-специалистов”, – говорит Анна Стеценко. При этом, если аутсорс-компаниям, у которых основная часть доходов в долларах, это не стоит усилий, местным продуктовым компаниям приходится не очень просто. Известная украинская компания YouScan не увольняла сотрудников, а даже нарастила штат на 30% за год, но тем не менее, получает большую часть доходов в локальных валютах (гривны, рубли). При этом, по словам основателя компании Алексея Орапа, существенная часть затрат – в долларах (например, серверная инфраструктура – десятки тысяч долларов в месяц, зарплаты разработчиков). Алексей говорит, что с этой проблемой столкнулись все продуктовые компании Украины. “Мы держимся, и даже стараемся по возможности индексировать зарплаты сотрудников вслед за инфляцией”, – говорит предприниматель. Экономить на сотрудниках компания точно не собирается, максимум – урежет участие в платных мероприятиях.

Чтобы привнести еще немного мрачных тонов в радужную картину рынка труда в IT, отметим, что бизнесы, возможно, и не сокращали штат, но те, кто не напрямую привязывает зарплаты к доллару, не всегда спешили их пересчитывать. Урезаются и системы мотивации, бонусные программы и прочие «фишки», которыми в хорошие времена заманивают на работу.

Если говорить в общем о сегменте МСБ, у которого нет такого запаса прочности, как у больших компаний, и которому приходится расчитывать только на себя, выходом является либо сокращение, либо переквалификация сотрудников. «Это логично – нет смысла нанимать новых, если некуда девать старых и даже если появляются вакансии другого профиля, компании стараются по возможности переквалифицировать на них сотрудников, подлежащих сокращению, а не нанимать новых сотрудников», – считает Сергей Марченко, директор по развитию Work.ua. Кризис – хорошее время для селекции. Если кто-то засиделся в команде, утратил мотивацию, чахнет или почивает на лаврах – самое время их встряхнуть, сменив аутсайдеров новыми сотрудниками.

Кризис как время для обучения

Отметим, что многие компании именно в кризис уделяют повышенное внимание обучению сотрудников. Кризис — это подходящее время для повышения качества сотрудников, поскольку стоимость тренингов и консалтинговых услуг снижается, иногда — в разы. А в высокотехнологических нишах, особенно в IT — сотрудники — это самый важный ресурс компании. «Компании, в которых работают грамотный эйчары и глядящие на шаг вперед управленцы развивают персонал, создавая плацдарм для завоевания новых рынков и ниш, которые могут освободиться после банкротства конкурентов”, – советует Марченко.

Тем более, именно сейчас зарубежом и в Украине хорошо развиваются всевозможные образовательные инициативы, особенно в том, что касается IT и интернета. Особо отметим, что многие из таких курсов – бесплатны.