MPA_0295Перед новым годом редактору AIN.UA удалось в компании нескольких коллег пробраться в администрацию президента и пообщаться с экс-директором “Майкрософт Украина” Дмитрием Шимкивым. Напомним, что сейчас он занимает пост заместителя главы АП по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ, а в июле также был назначен директором исполнительного комитета реформ. Дмитрий рассказал о том, с какими трудностями ему приходится сталкиваться на государственном посту, о кибератаках российских спецслужб, льготах для IT-отрасли, взаимодействии государства со стартапами и многом другом.

О кибервойне с Россией

Да, мы сталкиваемся с очень серьезными задачами по кибербезопасности. Обнаружили ряд вирусов, созданных российскими спецслужбами специально для атак на украинские госсайты. По крайней мере, так считают американские специалисты. Вирусы очень умные, грамотно построенные с инженерной точки зрения. Отражать такие кибератаки надо уметь.

Мы активно работаем с производителями антивирусов, знаем определенные сигнатуры. Хотя эти вирусы хитрые, постоянно меняют сигнатуру. Но мы тоже хитрые. Есть очень неплохие ребята в Госспецсвязи, которые осуществляют защиту периметров. Сейчас, слава богу, спала активность DDOS-атак. До этого постоянно их отражали. Знаем как им противостоять – над этим работают в Госспецсвязи.

Особенно серьезные атаки происходят во время эскалации событий на востоке. Или когда президент достиг позитивных результатов в тех или иных переговорах. Видим связь. Атаки направлены на госсайты, на погашение каналов связи и ограничение доступа к ресурсам. Вирусы направлены на снятие и пересылку данных.

Украине нужно государственное подразделение, которое занималось бы не только киберзащитой, но и контрдействиями. Пока это лишь идея. Для этого тоже нужны люди, их надо обучить, дать инструментарий. А определенные постановления не позволяют нам даже ноутбуки закупать. Это война будущего, для нее нужна совсем другая инфраструктура и другие люди.

Об электронном документообороте и электронном правительстве

У Президента и главы АП Ложкина приоритет – переход на электронный документооборот. Я постоянно отчитываюсь перед ними по этому поводу.

Когда получим государственный электронный документооборот в масштабах страны? Нескоро. Будут ведомства, которые впереди. АП точно перейдет одной из первых. У президента будет самая актуальная информация о том что происходит в стране и мире. У меня есть видение, как это все сделать: нам надо время, ресурсы и чуть-чуть удачи. Министерства, в которые пришли новые министры, тоже будут двигаться быстрее остальных – там люди активные. Нацбанк тоже молодцы. Но в целом система большая и сопротивление ее большое. Потому одновременного и единообразного движения не будет.

Исторически Украина проиграла очень многое в создании электронного правительства – все время приходил кто-то и говорил что все будут ходить строем одинаково. А это неверно. У разных министерств и ведомств – разные бюджеты, разные человеческие ресурсы. Конечно, единая система – это было бы идеально, но на такую систему нужно много времени и денег.

О льготах и преференциях для IT-отрасли

Я никогда не был сторонником специальных условий для IT-отрасли. Этот вопрос, как правило, лоббируют аутсорсинговые компании, которые пытаются снизить налоговую нагрузку на зарплатный фонд. С точки зрения государства будет неправильно отдавать предпочтение какой-то одной индустрии. Но, думаю, IT-индустрия будет хорошо развиваться и сама по себе, отрасль показывает неплохую динамику.

2015 год – это не год создания специальных льгот. Сегодня у государства нет ресурсов на создание специальных условий для R&D. Учитывая бюджет на нынешний год, рассчитывать на какие-либо специальные государственные фонды в поддержку стартапов или R&D – иллюзия. Чтобы что-то инвестировать, нужно чтобы было, что инвестировать. А у нас не хватает денег даже на ключевые вещи.

MPA_0316

История про то, что без льгот мы встанем и уедем… Ну, вставайте и уезжайте. Я вот не уехал, хотя мог. Если есть IT-бизнесмены, которые хотят встать и уехать из-за отсутствия льгот в стране, которая находится в состоянии войны и борется за свою независимость – мы не вправе их задерживать.

Но если и будем инвестировать в R&D, то только в части оборонной промышленности. Это действительно есть в планах. Я считаю что здесь хайтек очень интересен – опыт Израиля, Турции и Эстонии это подтверждает.

О 3G

Думаю, конкурс в феврале состоится. Буду реалистом – скорее всего, в нем будут участвовать те компании, которые уже работают в Украине. 3G без голоса – бесполезная услуга. Вы же не станете покупать прицеп, если у вас нет автомобиля? А вот насчет сроков внедрения я оптимистичен – знаю, что операторы уже закупают технику, обучают персонал и готовятся к внедрению.

Очень хочу, чтобы 3G внедрили все национальные GSM-операторы одновременно. Это широта рынка, хорошая здоровая конкуренция, от которой выиграют потребители. Ненавижу эксклюзивные права на технологии. Считаю, что прецедент, созданный много лет назад в Украине – это раковая опухоль, которая должна быть, наконец, удалена.

Возьмем опыт Грузии, которую часто ставят пример. Так вот, их опыт внедрения 3G как раз перенимать не стоит, Там один из национальных операторов не получил 3G-лицензию и начал убивать рынок демпингом в “голосе”. В результате началась ценовая война, прибыльность операторов сильно упала, обладатели 3G-лицензий сильно ослабли и не могли полноценно развивать услуги.

О 4G и 5G

В Facebook есть большая группа, скажем так, борцов, которые кричат, что “Почему не LTE?”. Эти люди не понимают, что такое LTE. Сейчас этой технологией пользуется порядка 3,5% пользователей связи в мире. 159 стран на сегодня внедрили 3G и всего 10 – LTE. Единственная страна с преобладающим LTE – Южная Корея, там LTE пользуется 62% населения. Но это действительно особый случай – там уже тестируют 5G. Надо учитывать, что эта страна гораздо меньше Украины территориально и очень сильно опережает нас по развитию технологий.

Наконец, для внедрения LTE нужно будет пройти невероятно сложный путь в Кабинете министров. История с 3G покажется “цветочками”. Плюс появится очень много мелких игроков, которые захотят на этом заработать… Полубанкроты, которые сидят сейчас с лицензиями и ничего кроме лицензий не имеют.

О проблемах госслужбы

Что такое строить систему из ничего по ночам? Что такое обучать людей, которые не хотят обучаться? Очень много вопросов, которые коммерческий мир и общество представляют себе иллюзорно. Как человек, побывавший во всех мирах, скажу – не так все просто. Задачи, которые стоят по защите данных – непростые. По борьбе с бюрократией – еще сложнее. У нас безумное количество законодательных ограничений, которые мешают внедрять современные технологичные системы в госаппарате. Я бы тех авторов, которые это все придумывали, отправил бы внедрять хотя бы одну систему.

Нет денег. Нет ресурсов. Есть безумные маразматические стандарты. Плюс саботаж – есть люди, которым никакое рефомирование не надо. Некоторые люди в некоторых департаментах существуют просто потому, что они разносят почту. Это вся их работа. Представьте, что вы увольняете этого человека. Я понимаю, что у этих людей нет другого источника дохода. Что с ними делать, если не уволить? Значит, надо переучивать – пусть делают что-то полезное.

Нам нужно найти высокопрофессиональных программистов на зарплату в 7000 грн. Какой сисадмин или кодер пойдет сюда работать за 7000 грн? На рынке он легко найдет работу за бОльшие деньги.

О взаимодействии государства со стартапами

Ко мне действительно приходят многие – но они приходят с идеями. В IT самое сложное – переход от идеи до пилотной версии. Об этом знает каждый стартапер. Да, идеи все классные, но я хочу видеть пилотные вещи, которые уже хоть как-то работают. Дальше будем вместе с авторами думать, как это приспособить для задач государства. Оно работает? – Круто. Вы еще и инвестора нашли? – Замечательно. Но не бегите на уровне идеи рассказывать государству, какой у вас хороший проект. Поверьте, дайте мне время – и я вам столько идей нагенерю!

Есть удачные примеры. Например, Денис Гурский, который работает над большим классным проектом SocialBoost. Тема будет развиваться, есть наработанный законопроект, который позволяет открывать госданные и обрабатывать их. Еще один хороший пример – портал Easy Business. Люди собирают информацию о законопроектах по дерегуляции.

MPA_0271

Я считаю, что Сысоев сделал гениальный и очень масштабный труд – для  промоушена Украины он делает неоценимые вещи. Пожалуйста – вот человек, который не бегает ко мне с идеями, а делает свою часть работы на благо страны. Мы переписываемся в Facebook, встречаемся иногда за кофе – и все.

А когда приходят сюда с предложением “Давайте мы вам что-нибудь сделаем”, я говорю – делайте. “А что вам надо?” Говорю – да много всего, приходите и делайте. А они – ой, вы знаете, мы консультанты. Я говорю – прикольно, а мне нужны люди, которые будут что-то делать. Сидеть крутить гайки. Поднимать инфраструктуру. А они – не, мы больше поконсультировать-пообсуждать. Когда у меня будут деньги на сложные решения – тогда поговорим с консультантами. А сейчас у меня задача собрать решение из того, что есть под рукой. И создать так, чтобы это не смогли сломать профессионалы, которые сидят по ту сторону границы на северо-востоке от Украины.

О плане из 14 реформ

Все реформы двигаются – какие-то быстрее, какие-то медленнее.

На недавней нацраде рассматривали четыре основные реформы. К примеру, в антикоррупционной реформе роль IT может быть очень интересной. В Грузии систему анализа деклараций построили за 4 месяца. Молодой парень, который даже получил за это международную награду. Хочу бросить вызов украинскому IT-комьюнити, которое намного больше грузинского – кто может разработать аналог? Государству это действительно надо, но никто пока не взял и не сделал.

Пожалуй, единственный проект, где можно быть полностью довольным взаимодействием с общественностью – электронная система госзакупок. То, как она реализована у нас, грузинам понравилось даже больше, чем их собственная система. Ряд госструктур уже согласились ее использовать и тестируют – Департамент госуправления делами, НБУ, Минюст, Минэкономики, “Энергоатом”, КМДА. Государство ничего не тратит – только время людей, которые тестируют. Эта система создавалась не за государственные деньги, но будет передана государству. То же самое с антикоррупцией – идея лежит на поверхности, хорошо бы кто-то взялся за реализацию.

Другой пример – с судебной реформой. Насколько было бы интереснее сделать единый портал, который бы фиксировал “странные” судебные решения! Я хочу видеть карту, где в стране плохо. Это прикольные проекты даже для студентов. Государство потом на такие проекты обращает внимание, они начинают раскручиваться, становятся сильной площадкой и дальше развиваются. При помощи IT можно решить очень много вещей. Но проблема в том, что IT-индустрии гораздо интереснее работать на аутсорс. За это деньги платят.

О графике работы

В Microsoft я тоже иногда работал до часу ночи, но делал это из дома, а мои коллеги работали по ту сторону океана. Мне не нужно было быть в офисе. Ну, и по субботам я в Microsoft не работал. Здесь работаем и по субботам, а иногда и по воскресеньям. Такой график у Президента и его команды в наше непростое время (улыбается).