Основатель и CEO компании Gollos Сергей Онуфриенко рассказал AIN, как он создал платформу, позволяющую быстро и недорого открывать интернет-магазины.
Расскажите о создании Gollos.
Идея платформы, которая предлагала бы услугу «Интернет-магазин в аренду», родилась в 2008 году. К этому моменту я около трех лет проработал программистом и успел написать множество программ “just for fun”.
Два моих увлечения — программирование и e-commerce — воплотились в итоге в программу, которая радикально упрощала создание интернет-магазина. Программа много раз переписывалась, менялась концепция, и по истечению полугода получился рабочий SaaS-продукт. Правда, в 2008 году я еще не знал самого термина SaaS.
Впервые платформа увидела свет под названием products.in.ua. Позже, когда встал вопрос выхода на международный рынок, я придумал бренд Gollos. Многие спрашивают меня, что означает это название? Никакого подтекста здесь нет: я придумал название, рисуя шифры на листе бумаги.
Старт проекта я оплачивал сам и не искал дополнительных инвестиций. В 2014 году мне предложил помощь инвестор из Чехии, и вместе с чешским партнером мы зарегистрировали компанию Gollos Czech Republic. С появлением инвестора удалось расширить нашу маленькую команду из трех человек в компанию более крупного масштаба — теперь у нас несколько программистов, продавцы, маркетологи, системный администратор и т. д.
В чем состоит ваша услуга «Интернет-магазин в аренду»? В чем отличие SaaS-модели от покупки коробочной системы управления контентом (CMS)?
SaaS и CMS — это разные идеологии. Чаще всего те, кто предлагает услугу «Интернет-магазин в аренду», просто устанавливают клиенту копию программы (CMS) и предоставляют хостинг. При этом обслуживание программы — это забота клиента.
SaaS — это аутсорсинг, при котором все клиенты используют одну программу. Если разработчики программу обновляют — все пользователи автоматически получают обновление. Виртуальные рабочие столы, почта Gmail, облачное хранилище Google Drive, облачные АТС и т. д. — все это SaaS-продукты, ставшие плодом эволюции индивидуальных решений в глобальные. И это удобно: представьте себе Google Drive, который нужно хранить на своем сервере!
Поэтому неудивительно, что все больше компаний переходят на SaaS, экономя время и деньги на дорогих ИТ-специалистов. Я убежден, что SaaS — это модель будущего, которое уже наступило.
Сервис Gollos включает в себя наш собственный движок, панель управления, магазин дизайнов, API, набор интеграций и серверную инфраструктуру, а также полноценную техническую поддержку. Все это мы сами разрабатываем и развиваем. Мы создали экосистему, которая может легко масштабироваться и включает в себя гораздо больше, чем просто CMS и хостинг.
Какие у вас тарифы?
Мы предлагаем интернет-магазин без ограничений по количеству товаров и размеру файлов по цене от 220 грн в месяц. Недавно мы также ввели тариф Start-up — бесплатный интернет-магазин до 50 товаров.
Может ли заказчик испробовать функциональность интернет-магазина до покупки услуги?
Да, мы предлагаем 14-дневный тестовый период — клиент имеет возможность испытать все функции заранее. На тестовый период мы подключаем тариф “Премиум” со всеми возможностями платформы.
Как в компании осуществляется поддержка клиентов? Если, к примеру, “упал” сервер или магазин стал недоступен по иной причине, что делать клиенту?
Gollos предоставляет всю техническую поддержку бизнесу наших клиентов. Если вы случайно удалили из базы товары или каким-то образом испортили дизайн, у вас есть к кому обратиться.
Запросы от клиентов мы принимаем через “тикеты” в панели управления, email, чат на сайте Gollos.ua и по телефону. Кроме того, мы постоянно мониторим работу каждого механизма платформы, поэтому в случае возникновения проблемы мы моментально об этом узнаем.
Интеграция с какими платежными системами реализована в Gollos?
Наши клиенты могут принимать оплату от покупателей карточками, электронными деньгами и через терминалы. На данный момент интернет-магазины на платформе Gollos поддерживают 12 платежных систем: PayPal, Приват24, Monexy, iPay.ua, Liqpay, PayU.ua, WebMoney, Единая касса, Робокасса, QIWI, EasyPay, AlertPay.
В каком дата-центре размещены ваши серверы? Сколько магазинов «висит» на одном сервере?
Сервера Gollos размещены в дата-центре OVH во Франции — одном из крупнейших в Европе. Мы используем виртуализацию, поэтому невозможно сказать, сколько магазинов находится на одном сервере. Современные технологии позволяют нам легко расширяться и адаптироваться к растущим нагрузкам.
Как обстоят дела с безопасностью системы и всей программной платформы?
На мой взгляд, сфера e-commerce больше других подвержена угрозам, DDoS-атакам и порче данных. Каждый год мы сталкиваемся как минимум с пятью атаками DDoS, часто бывают попытки подбора пароля и т. д. Противодействие этому — часть нашей работы.
Мы постоянно улучшаем нашу платформу с точки зрения безопасности. Все наши проекты используют защищенный канал HTTPS, мы не храним пароли и используем хеширование, все данные защищены тремя уровнями резервного копирования, а при разработке ПО мы придерживаемся конвенций безопасности.
На сайте Gollos указано, что вы занимаетесь R&D для расширения функциональности магазинов. Какие разработки вы реализовали в последнее время?
С момента запуска платформы Gollos мы взяли курс на технологичность — частый выпуск обновлений, перспективные разработки и мощную серверную инфраструктуру. Мы не стоим на месте и все время что-то разрабатываем и внедряем.
В Gollos используется целый ряд разработок, которые повышают качество обслуживания пользователей. Например, возможность переписки прямо на странице заказа: покупатель интернет-магазина может не просто написать комментарий к заказу, а вести переписку с продавцом, который будет отвечать по email или с помощью SMS.
Другой пример нашей разработки — бонусная система, при которой пользователь получает бонусы за регистрацию в магазине, покупки и отзывы. Покупатель и менеджер магазина могут также получать уведомления при совершении заказа или изменении его статуса.
Что представляет собой ваша партнерская программа?
Мы заинтересованы в тесной работе с каждым, кто работает на рынке e-commerce — от дизайнера-фрилансера до платежных систем и служб доставки. Нашим партнерам мы предлагаем разнообразные возможности, в том числе создание и интеграцию уникальных предложений для клиентов и прямой доступ к нашей технической поддержке. Партнеры-дизайнеры могут, к примеру, продавать свои дизайн-проекты в нашем “магазине шаблонов”.
На какую целевую аудиторию рассчитаны ваши услуги? Типичные украинские клиенты Gollos — кто они?
Целевая аудитория Gollos — это любые интернет-магазины и не только. У нас в панели управления есть возможность изменить дизайн под любые требования клиента. Это позволяет создать, например, каталог товаров, сайт доставки блюд из ресторана, сервис заказа различных услуг, — что угодно.
Наши клиенты — тоже самые разные. На платформе Gollos работают интернет- магазины различного масштаба — от продажи сувениров до международной дистрибуции. В последнее время интернет-магазины у нас нередко открывают люди, которые начинают свой бизнес, потому что лишились работы.
На сайте Gollos собрано уже более 100 отзывов от клиентов.
Как повлиял кризис 2014 года на деятельность Gollos в Украине?
Для нас это — второй кризис, первый был в 2008 году. Кризисы учат эффективнее использовать ресурсы и бережно относиться к расходам. Что касается наших клиентов в Украине, то кризис на них повлиял очень сильно, некоторые были вынуждены переключиться на другие сферы или вовсе закрыть свой бизнес. Надеюсь, что в 2015 году все мы сможем найти новые идеи и расширить наши бизнес-горизонты, уменьшив при этом риски.