Легендарный Семен Дукач, в прошлом ангельский инвестор, а сегодня управляющий директор бостонского инкубатора TechStars, приезжает в Украину нечасто. В Киеве у него четыре “портфельных” стартапа, офис его компании SMTP.com и родственники жены, но всех их он в последний раз навещал еще до Евромайдана – полтора года назад. Тогда же в эксклюзивном интервью Дукач впервые поделился с AIN.UA своими впечатлениями от украинской стартап-экосистемы, политической ситуации и неоднозначном отношении к России, уроженцем которой он является. С тех пор много воды утекло, поэтому когда Семен вновь приехал в Киев в рамках стартап-гастролей TechStars, мы решили узнать, как изменилось его мнение об Украине после революции – как с точки зрения стартапов, так и государственности. К сожалению, времени у нас было очень мало, и мы искренне надеемся, что Семен не опоздал на самолет…
Как вы относитесь к переменам в Украине, которые произошли после вашего приезда сюда летом 2013 года?
У меня отношение скорее положительное, чем отрицательное. С долей здорового скептицизма, конечно. Но я все-таки, скорее, позитивно отношусь к переменам в Украине, к новой власти. Однако особенно меня радует то, что я вижу большое количество людей с горящими глазами, которые хотя бы немного в это все верят. Ими движет не только азарт самой революции, а вера в будущее – что все-таки после нее будет лучше. Это приятно и вдохновляет. Я не могу сказать, что будущее ясно, и все теперь будет хорошо, но остается место для оптимизма.
Много бизнесменов, в том числе из IT, вошли в новое правительство. По-вашему, смогут они переломить ситуацию и направить Украину по верному пути?
Я лично знаю пару человек, о которых вы говорите. И я верю. Я знаю, что они верят, и я знаю, что они смогут. Это длинный путь – система огромная, она засасывает и влияет на людей так же, как люди влияют на систему. Я не говорю, что все будет просто и гладко, но я верю, что будет лучше, что Украина пойдет в сторону Европы в своем развитии, что будет меньше коррупции – по крайней мере, что это возможно.
Сейчас идет борьба на разных уровнях, и я очень болею за то, чтобы в Украине стало еще лучше. Безусловно, ужас, который здесь был при Януковиче, и о котором я вам рассказывал совершенно открыто в 2013 году, закончился, но началась война – агрессия из России. Кроме того, начались огромные внутренние проблемы, раскол общества, упадок экономики… Экономические проблемы в Украине сейчас очень глубокие. Но я верю, что все возможно. И я рад, что некоторые люди сюда возвращаются, чтобы что-то делать – это здорово.
Вы согласны с Максом Скибинским и его выводами относительно Украины и России в колонке No Russia? Как в Бостоне люди оценивают ситуацию?
Отличная статья, я абсолютно согласен со всем, что он написал. В Бостоне, так же как и здесь, в Украине, мнения разделяются. Есть люди, которые поддерживают Россию, есть те, которые поддерживают Украину. Лично я на 100% поддерживаю Украину. В Россию я не езжу, не поддерживаю российский бизнес. У меня сложилась определенная позиция в отношении России, и она не изменилась.
В предыдущем интервью для AIN.UA Семен высказывался в поддержку Алексея Навального, и говорил, что, возможно, помогал бы стартапам, которые не боятся поддерживать его в России. Однако еще в октябре 2014 года Дукач написал в Facebook, что ошибался в Навальном и Ходорковском. “Оба заявили, что несмотря на незаконный способ, которым Россия оккупировала и аннексировала Крым, он должен быть частью России в обозримом будущем. Такая позиция неприемлема, если они хотят присоединиться к Западному миру и уважать закон, и лично для меня она привела к потере уважения к этим людям. Я буду ждать новых лидеров, которые смогут встать в реальную оппозицию неофашистскому режиму в России”.
Возможно, теперь вы будете больше смотреть на украинские стартапы и чаще приезжать, раз уж Украина настроилась на перемены?
Мне было приятно сюда вернуться, но мы с Эвелин Бучацкий приехали не конкретно с прицелом на украинские стартапы. Раньше я был независимым ангелом и в TechStars только первый год, и сейчас в поисках стартапов езжу по всему миру. Мы выбираем 12 лучших проектов, которые войдут в нашу новую сессию. Хотя в Украине я сам лично вложился в четыре украинские компании, но я больше этим не занимаюсь, так что забудьте про это. Я теперь работаю в TechStars, а ангельскую деятельность свернул полностью.
Почему решили пойти в TechStars?
Я не могу это объяснить, но там настолько здорово! Я никогда в жизни нигде не работал – я мог быть начальником своей же компании, у меня были только свои деньги, я никогда ни от кого не зависел. Мне 46 лет и это моя первая работа в жизни.
Ангелом я инвестировал не для того, чтобы заработать деньги, а чтобы помочь людям действительно изменить их судьбу. Денег давал немного, но старался вложить душу, время, давал советы, из-за любви к людям. TechStars просто все это масштабирует – это большое количество потрясающих людей, каждый из которых действительно пытается помочь. В рамках программы TechStars я могу дать стартапу намного больше, чем будучи ангелом.
Я самый большой инвестор в Бостоне, поэтому когда в TechStars искали нового руководителя, меня пригласили на эту роль. Сейчас я не вкладываю деньги в стартапы, я вкладывают деньги в фонд инкубатора. То есть я и руководитель программы, и в то же время ее инвестор. Каждому резиденту TechStars выделяет $118 000, но в среднем за эти три месяца компания собирает больше $2 млн от венчурных инвесторов, которые есть в экосистеме.
Сейчас мы делаем один набор в год – и это очень интенсивно, потому что мы много усилий вкладываем в каждый стартап. Это не как в Y Combinator, который берет по 80 компаний два раза в год. Я считаю, что TechStars лучше, чем Y Combinator, несмотря на то, что у последнего есть пару экзитов на порядок выше, и конкретно финансовый успех у него больше, чем у нас. Зато наша программа сильнее – было бы больше времени, я бы рассказал почему. Если коротко, у нас программа с утра до вечера семь дней в неделю, а у них команды сидят в своих офисах и периодически приходят на встречи и мероприятия.
Вот и в Украину мы с Эвелин приехали в первую очередь потому, что охотимся здесь на правильные компании для нашей следующей сессии.
А в чем критерии этой “правильности”? На что смотрите?
Команда, команда и еще раз команда, а каких-то конкретных критериев по областям нет. Другие программы TechStars смотрят на отрасль, но программа, которой я руковожу, от отраслей не зависит. Хотя все же мы ищем, скорее, уже более развитые и растущие компании, а не совсем зеленые стартапы.
Есть кто-то на примете?
Да. Но не скажу, кто именно. Мы объявим наш новый класс в мае-июне. На сегодняшний день как минимум одна команда из Украины нас заинтересовала. Вчера на питч-сессии в “Часопысе” можно было догадаться, кто нам больше всего понравился.
В TechStars ранее уже попадали украинские стартапы. Это игра для программистов CheckiO и аналитическая онлайн-платформа Rallyware. В 2013 году стартап получил $1 млн инвестиций от инкубатора TechStars и группы ангел-инвесторов в Бостоне, Нью-Йорке, и Кремниевой Долине. По данным дилбука Евгения Сысоева, первым ангелом в проекте является известный инвестор Семен Дукач.
Если глобально говорить об украинской стартап-экосистеме, то я думаю, она будет расти и развиваться. Сейчас здесь трудные времена, но именно в трудные времена рождаются лучшие компании. С точки зрения инвестиций, в Украине есть во что вкладывать. Конкретных стартапов меньше, но именно сейчас будут развиваться самые сильные компании.
А как ваши компании в Украине себя чувствуют в условиях кризиса?
Валюта дорожает, жить становится тяжелее – я думаю, это отражается на всех без исключения. Экономика в Украине стремительно падает, в этом отношении им очень сложно. Но я очень горжусь, что все четыре украинских стартапа, в которые я вложился в Украине будучи ангелом, до сих пор в бизнесе и очень хорошо развиваются.
Когда я в них инвестировал, они были очень на ранних стадиях – более ранних, чем мои инвестиции в других странах. В каждую из них я вложил намного меньше денег, чем я обычно вкладывал. И собирали они в Украине намного меньше. Например, стартапы, в которые я за рубежом вкладывал по $100 000 и больше, суммарно привлекали по нескольку миллионов долларов инвестиций в разных раундах. А в Украине я вкладывал до $20 000, и всего мои проекты здесь собирали даже не полмиллиона, а где-то по $50 000. То есть, был огромный риск, что они прогорят, если у них так мало денег. Но несмотря на все кризисы, войну и прочее, два года спустя у меня здесь все еще есть четыре живые компании.
Недавно видел Аладдина в Америке, он уже сто раз изменил модель 1NewTrack, но компания жива и есть прогресс, а в Украине у него несколько человек работают. Preply и uGift еще лучше развиваются, Petcube тоже. Правда, они сейчас в основном в Америке, но здесь у них тоже люди, разработка. Признаюсь честно, сам я их устройства не видел и не тестировал. Но я верю, что он есть и людям нравится.
С тех пор как вы в последний раз были в Украине и общались с местными стартапами, как по-вашему изменился их уровень?
Он сильно упал. Как я и сказал, сейчас трудные времена – очень сложно заработать любые деньги. У людей стало меньше денег, реально у всех. Но, несмотря на это, качество самих стартаперов поднимается. Так как они в более трудных условиях выживают – они учатся, крепчают. Ведь это главное.
Все будет хорошо, если в Украине смогут действительно побороть коррупционную систему, людей с устаревшими принципами. И, разумеется, закончить войну, стабилизировать ситуацию на Донбассе каким-то образом. Тогда, я думаю, все в Украине будет прекрасно.
Также в качестве бонуса приводим комментарии Семена относительно украинской стартап-экосистемы, которые он озвучил 27 января в “Часопысе” в рамках питч-сессии TechStars.
Три проблемы стартаперов в Украине по мнению Семена Дукача
1. В Украине не хватает ангелов. Не потому что нет денег – деньги есть – но не хватает желания у людей из старого бизнеса помогать молодым и быть менторами. Они еще не открыли для себя, насколько прекрасно адаптировать какие-то свои ресурсы под молодых людей и пытаться им помочь. И смотреть на то, что он может на этом заработать, как на бонус, а не цель. И мне кажется, сейчас лучший момент это изменить – люди просыпаются к разному виду благотворительности. И на фоне политических изменений самое время попытаться убедить этих людей, что вместо того, чтобы купить себе очередную Ferrari, лучше помочь стартапу – они просто больше от этого получат.
2. В стране очень мало развит английский. Я был в Израиле, там все прекрасно владеют английским, и это не случайно. Там гораздо больше развита система. Знание английского все-таки показывает более широкий интерес к миру.
3. Мой совет стартаперам в Украине – хорошо подумать, зачем вам это надо. Стартап – не самый лучший метод заработать деньги в Украине, лучше научитесь программировать и идите в аутсорсинговую компанию работать, там вас ждет материальный успех. Вы должны понимать, ради кого вы этого делаете. У вас есть клиенты? Вы должны их поддерживать, стремиться им помочь – это невозможно подделать. Вам или плевать, или нет. Это не абстрактные вещи, вы можете представить себе людей, для которых вы решаете эту проблему. И если у вас есть горящее желание ее решить, то, скорее всего, вы найдете путь к успеху. И сможете убедить других людей присоединиться к вам – действительно успешных, которые все бросят ради того, чтобы развивать ваш стартап. Начинать надо с людей.