На днях авторы YouTube-канала Above Average записали шуточную презентацию новой социальной сети JYNX. Ее особенность состоит в том, что ленту и окружение пользователя формируют только люди, разделяющие его взгляды.

Ведущий с абсолютно серьезным лицом презентует «альтернативу Facebook» — для тех, кому надоели альтернативные точки зрения и кто хочет видеть в комментариях лишь одобрение.


AIN.UA разобрался, почему выдуманная социальная сеть не так уж альтернативна, и какую опасность в себе таит подобный подход к персонализации.

Четыре года назад Интернет-активист Эли Парайзер выступил на конференции TED  с презентацией на тему «Берегитесь пузырей онлайн-фильтров». Под «пузырем» автор одноименной книги подразумевает замкнутое окружение, в которое пользователя загоняют сегодняшние интернет-сервисы. Ведь релевантность отображаемой информации в таких гигантах как Facebook и Google строится на предпочтениях пользователя. Так, имеющий прогрессивные политические взгляды Эли заметил, что из его ленты новостей в Facebook исчезли посты друзей-консерваторов.

На самом деле оказалось, что Facebook отслеживал ссылки, на которые я нажимал, и замечал, что фактически я чаще нажимал на ссылки моих друзей-либералов, чем на ссылки моих друзей-консерваторов. И не посовещавшись со мной, он их исключил. Они исчезли.

Эли Парайзер, автор книги «Filter Bubble»

В то же время персонализированный поиск Google при одинаковом запросе может выдать двум сидящим за соседними столами пользователям совершенно разные результаты. И неважно, какую именно информацию хотел получить человек: поисковый алгоритм решает этот вопрос за него. Мало кто знает об этой особенности поисковика, и еще меньшее количество людей волнует подобное информационное разделение.

Парайзер сравнивает такой подход с редакторской работой начала XX века, когда редакторам газет приходилось брать на себя роль цензора и подавать читателю информацию в определенном порядке и с определенными акцентами. Однако если человек наделен этикой и какими-то моральными принципами, то даже самый совершенный сегодняшний алгоритм не способен ранжировать данные, учитывая этические соображения. Подтверждением тому служит недавний скандал, когда Facebook в веселом праздничном ролике показал американскому веб-дизайнеру его погибшую дочь.

jynx2

С 2011 года алгоритмы значительно усовершенствовались, но улучшения были направлены только в сторону угадывания предпочтений пользователя. А ведь помимо релевантности информация должна обладать такими свойствами, как важность, актуальность, спорность. Она может содержать вызов и противоположную точку зрения, подталкивать пользователя к дискуссии и диалогу, позволяя человеку самому отфильтровывать полезные данные от информационного сора.

Сегодня, когда чужое мнение в Интернете способно повлиять на решение целой городской общины, когда фейки и вбросы распространяются по сети с невиданной ранее скоростью, а люди радостно этому способствуют, очень важно не закрываться в личном информационном пузыре. Контролируйте свои информационные потоки. Не превращайте свой интернет в JYNX!