В украинском IT-коммьюнити продолжаются бурные дискуссии на тему того, нужны ли отрасли государственные льготы. Ранее в интервью AIN.UA бывший гендиректор “Майкрософт Украина” Дмитрий Шимкив, который сейчас работает в аппарате президента, высказался против специальных льгот для IT-отрасли. Многие эксперты его поддержали, хотя нашлись и те, кто резко раскритиковал такую позицию представителя власти. Дискуссии на эту тему продолжаются: вчера в Киевской Школе Экономики состоялись дебаты на тему “Нужны ли IT-отрасли налоговые льготы”, в которых приняли участие влиятельные деятели уанета. Представляем вам подробный репортаж с этого мероприятия, проведенного по инициативе компании GoIT.

Виктор Галасюк, нардеп, глава комитета ВР по вопросам промышленности и предпринимательства

Я считаю, что для IT-отрасли, как и для любой другой производственной отрасли, нужны не льготы. Это вообще неподходящее слово. Льготы – это какие-то дотации, например, когда человек сам за себя не может заплатить. Мы должны действовать так, как все успешные государства, начиная с Китая, Турции, Малайзии, Словакии и других.

Для сферы IT, как и для других сфер украинской экономики, должны быть внедрены очень мощные стимулирующие особенности. Сюда входят не только особенности налогообложения, которые должны быть очень привлекательными, но и все, что касается стоимости кредитов, в особенности если мы говорим про аутсорсинговые компании.

Если мы говорим про развитие R&D, мы понимаем, что в Украину нужно ввозить оборудование, и тогда кредиты должны предоставляться на выгодных условиях, под 5% в гривне. В Грузии производственный бизнес кредитуют под 1%! И когда грузинские консультанты говорят нам, что это неправда и неправильно, я спрашиваю: “А вы давно были в Грузии? Почему-то вас там видеть не хотят”.

Я являюсь соавтором восьмого раздела коалиционного соглашения, который называется “Обеспечение ускорения экономичного развития”. Здесь очень четко изложены позиции, которые касаются внедрения системы стимулов для производства, научно-исследовательских компаний и компаний в сфере IT. И мы будем работать над тем, чтобы внедрять временные особенности стимулирующего характера, в том числе, для IT-отрасли.

Пока мы не перейдем от сырьевой экономики к продуктовой, мы будем нищенствовать. И это касается любой отрасли. Мы продаем зерно за бесценок, вместо того, чтобы перерабатывать его в конкурентный продукт. То же самое с IT – мы экспортируем услуги на аутсорсинге задешево, а покупаем на AppStore готовый продукт задорого.

Денис Довгополый, президент BVU Group

Я глубоко убежден, что проблемы IT-отрасли в Украине заключаются не в отсутствии льгот. Она сталкивается с теми же проблемами, что и другие бизнесы в Украине. В первую очередь, нужно навести порядок в судебной системе, налоговой системе в целом, разобраться с силовиками, которые наезжают не только на “айтишников”, а на всех, и только потом думать о льготах.

На самом деле, война и налоги не очень-то влияют на отрасль. Я недавно вел переговоры с четырьмя зарубежными фондами про инвестиции в украинский стартап и спросил, а вас не смущает, что у нас война? Они ответили, что в Израиле все гораздо хуже, по некоторым нашим штаб-квартирам ведутся регулярные обстрелы, но “it’s okey”. А налоги? Налоги на уровне 17% – это целесообразно, в Германии или Штатах они куда больше. Но когда они узнали, что правительство хочет ограничить возможность выезда из страны для призывников, они сразу слились: “Вы хотите из-за 1300 уголовных дел по дезертирству фактически ограничить в мобильности 10 млн экономически активного населения? Если ваше общество может просто говорить об этом, нас не интересуют инвестиции в эту страну”.

Еще одна сделка сорвалась, когда AIN.UA опубликовал видео о том, как у нас обыскивают IT-компании. Никто не придет с инвестициями в страну, где такой разгул силовиков.

С точки зрения важности для экономики, по данным аутсорсеров, их доля в ВВП страны выросла с 0,3% до 1,1% за восемь лет. В свою очередь, АПК за этот период выросла с 8,9% до 19%. Таким образом, что мы можем получить, стимулируя IT-отрасль? Рост максимум до 3%. А отрасль АПК может вырасти до 30-40%.

Мои аналитики предоставили цифры, основываясь на которых льготы в IT-отрасли для поднятия экономики Украины не особо существенны. Зарплата программистов с 2005 года выросла в три раза. Средняя продажа часа аутсорсеров за два года или меньше упала с $37 в час до $26 в час. Я могу предположить, что в аутсорсинговом бизнесе порядка 70% костов – это зарплата. То есть, где-то есть предел. То, что отрасль может расти – это достаточно большой миф, как мне кажется. В какой-то момент зарплаты вырастут настолько, что этот бизнес просто перестанет быть рентабельным, и налоговые льготы просто помогут ему протянуть еще какое-то время.

Я не понимаю, почему программист с зарплатой в $4000 должен платить меньше налогов, чем учитель. Если для первого -17% по бюджету особо не ударят, то для второго это минус пять дней питания. Для продуктовых компаний налоговые льготы не настолько критичны, потому что средний доход, который они генерируют, значительно выше, чем у аутсорсинговой компании, при этом он не фиксирован сверху: сколько продал – столько продал. Следовательно доля зарплат в продуктовом бизнесе значительно меньше. Поэтому если на 3-4% его косты станут меньше, он этого почти не заметит – главное, чтобы продукт был успешным.

Чтобы отрасль стабильно развивалась, просто нужно оставить все как есть. Не надо ничего менять – “it’s okey”.

Дмитрий Лисицкий, генеральный директор All.biz

Крупные аутсорсинговые компании, по моему мнению, давно заслуживают честной налоговой проверки. Но, если по сути, то прежде всего нужно легализовать текущую модель работы уже существующих компаний, которые ежегодно приносят $10 млрд в экономику Украины, экспортируя, несмотря на кризис, свои услуги. Кроме того, программисты – очень хорошие потребители, что тоже очень хорошо для экономики страны.

Если посмотреть на продуктовые компании изнутри, то получим тот же аутсорсинг. Экономически для страны любая продуктовая компания, которая делает успешные продукты, платит точно такие же налоги, работает по таким же схемам. Все они инкорпорированы за рубежом, и хотя у них украинские основатели, это не украинские компании, а международные. И налоги они платят не в Украине, а там, где зарегистрированы.

Чтобы украинские продуктовики не переносили бизнес за рубеж, нужно дать им возможность нормально работать в Украине, вот и все. Google платит 1,5%, уходит от налогов, и тем не менее, в США никто его не закрыл и льготы не забрал. Чтобы украинская интеллектуальная собственность оставалась в Украине, нужно сделать общие вещи: бороться с коррупцией, теневыми схемами ведения бизнеса и т.д. С льготами это не связано.

В Украине аутсорсинг – это самостоятельная отрасль, которую просто нужно не загубить, не мешать развиваться, сохранить статус-кво. Но налоги на зарплату повышать можно, если делать это постепенно. В мире вообще таких низких налогов, как 5% – вообще нигде нет.

Если говорить об инвестициях в приход крупных технологических компаний в Украину, открытии R&D Microsof, Oracle в Украине, то моя позиция продиктована политической реальностью, в которой мы сегодня находимся. Давайте себе представим ситуацию: со всех каналов трубят, что Россия вводит в Украину войска, а параллельно президент Петр Порошенко выступил с инициативой дать грант в миллион долларов на приход компани Acronis в Украину. Представьте себе, что начнется.

Роман Хмиль, директор BrainBasket Foundation

Я считаю, что отрасль IT имеет прорывной потенциал, который способен за 10 лет поднять экономику Украины в 10 раз, поэтому обеими руками за всевозможные льготы, стимулы и поддержку. Почему это возможно? Мы не изобретаем велосипед  мы идем проторенными путями.

Индия, например, 20 лет назад обнулила налоги, и на сегодняшний день экспорт IT-услуг приносит в бюджет $100 млрд в год. Налоги, конечно, не единственное, что сделала Индия, но это был существенный стимул. В Украине за 10 лет экспорт в отрасли IT достиг $2 млрд. Это за счет тихого развития в серой зоне с минимальными налогами. Такими темпами еще за 10 лет сегмент вырастет до $3 млрд, а хотелось бы, как в Индии. В Беларуси IT-индустрия каждый год растет в 2 раза, тогда как в Украине — всего на 30%, и это до кризиса.

Почему нельзя повышать налоги на зарплаты? Потому что маржинальность аутсорсинговых компаний минимальна – 5-10%, максимум 10-15%. Поэтому налоговую нагрузку на зарплаты компания брать на себя не будет, а перенесет на программистов.

Много говорят о том, что у государства нет свободных денег на льготы. Но при этом Министерство образования выделяет бюджет на госзаказ, из которого трудоустраивает только 5-10% выпускников, а остальных выбрасывает в коммерческий сектор. При этом подготовка в вузах фундаментальная, и фактически там готовят научных сотрудников. Я думаю, нужно реформировать образование и делать эдакие айтишные ПТУ по примеру западных колледжей, в которых за год-полтора будут готовить “прикладных” сотрудников – именно они нужны рынку.

Евгений Ленг, член совета директоров AVentures Capital

Говорят, что если урегулировать IT-отрасль, то это будет уникальна ситуация для Украины. Это не так. Существует множество отраслей, которые также зарегулированы – даже сельскохозяйственная отрасль имеет особый налог, а не простой. И объемы государственных дотаций в нее огромны – 70-90% расходов на засеивания поля озимых или разбивку яблочного сада государство компенсирует. Возможно, этим и объясняется такой быстрый рост аграрного сектора.

Если мы изменим регулирование IT-отрасли, например, налоги на зарплату в сторону смягчения, в бюджете будет больше денег. Но на сегодня главный вопрос не только в изменении регулирования отрасли, а изменении ситуации в стране. Если в стране будут проведены реформы, создан соответствующий политический климат, и реформы эти пройдут (на что, кстати, шансов все меньше), то это даст IT-отрасли гораздо больше, чем смягчение регулирования.

Николай Палиенко, генеральный директор Prom.ua

Я вообще противник специальных условий для отраслей. Но страна и отрасль сегодня оказалась в тяжелой ситуации. Отток лучших кадров в сегменте IT за рубеж и раньше был значительный, а при налогах на зарплату в 40-50% он усилится. Соответственно, качество услуг снизится, как и способность аутсорсеров делать в Украине качественные проекты.

Что дал аутсорсинг Украине? Я сам был разработчиком в аутсорсинговой компании, а потом создал довольно успешную продуктовую компанию внутри страны. Когда я в 90-х учился в школе, я не понимал, чем я хочу заниматься, мне просто нравилась математика. А сегодня каждый подросток понимает, что если он научится программировать, то сможет обеспечить себе честную безбедную жизнь в этой стране. Это и есть тот социальный лифт для современных украинцев, за счет них в Украине будет увеличиваться средний класс.

При этом программисты очень требовательны к условиям, и очень мобильны. Если их что-то будет не устраивать, они уедут. Потому мы должны привносить цивилизацию на этот рынок, и если не льготами, то хотя бы не усугублять ситуацию. А чтобы интеллектуальная собственность оставалась в Украине, и не вытекала за рубеж, нужно просто разрешить иметь счет в другой стране.

Пока представители отрасли не слишком довольны тем, как власть меняет страну. Напомним, что сегодня IT-сообщество выдало президенту и премьеру “желтую карточку”.