Семеро известных и влиятельных представителей украинского IT-сообщества обратились сегодня к украинским властям. Суть обращения – обвинения в нерешительности и бездействии, из-за которых украинская экономика так и не получила реформ. В документе перечислены шаги, которые необходимо предпринять власти, чтобы реанимировать экономику.

Обращение составлено по инициативе инвестора и предпринимателя Ильи Кенигштейна (Hybrid Capital). По его словам, идея появилась во время прогулки с семьей. “Просто подумал о будущем дочери. Спросил себя – почему мы все постоянно пишем, говорим, обсуждаем, спорим – как запустить инновационный сценарий развития украинской экономики, ставим в пример успешные кейсы других стран – а наше правительство нас вообще не слышит, продолжая вести себя в высшей степени цинично”, – рассказывает он.

Обращение писали Евгений Уткин (KM Core), Дмитрий Лисицкий – (Allbiz), Евгений Сысоев (AVentures Capital), Катерина Костерева (Terrasoft), Дмитрий Гадомский (“Юстукум”), Анна Дегтерева (Happy Farm).

Yellow card

Текст обращения, имеющийся в распоряжении AIN.UA, приводим ниже:

Фундаментальные инновации, такие как атомная энергетика и компьютер, стимулировались американским правительством для того, чтобы победить во Второй мировой войне или, позже, в холодной. Интернет был разработан американскими военными для противостояния ядерной угрозе, а Силиконовая долина и израильская инновационная экономика начинались с производства оружия. Война консолидирует, а этого правительству если не невозможно, то очень сложно добиться от общества в мирное время. Для того, чтобы выжить, не говоря уже про победу – нужно начать мыслить иначе, а главное – необходимо использовать инновационные принципы мышления, совершенствуя производительные силы, особенно тогда, когда появились амбиции, позволяющие это реализовать.

К сожалению, пока что мы видим, как власть отчаянно сопротивляется объективным процессам, всеми силами пытаясь минимизировать любые изменения, мысля краткосрочными критериями, ставя перед собой лишь самые простые задачи.

Конечно, есть изменения. Но пока что они микроскопические и осуществляются скорее как исключение из правил, чем как единая стратегия, предпринятая благодаря консолидированным усилиям небезразличных профессионалов. Пока что изменения происходят благодаря усилиям одиночек, действующих вопреки интересам старой, жлобской, ленивой и циничной системы, в то время, как большинство представителей власти вообще не отдает себе отчет о возможных последствиях подобного бездействия, либо, что еще хуже – сопротивления им.

В 1966 году, во время чемпионата мира по футболу в матче между Аргентиной и Англией, Антонио Раттин, аргентинский футболист проигнорировал требование арбитра покинуть поле за нарушение, и остался в игре. Это вызвало ярость игроков английской сборной и переросло в потасовку между игроками обеих команд, а после перекинулось на болельщиков, благо аргентинцев и англичан дважды просить не надо. Во избежание подобных происшествий, английский арбитр Кен Астон предложил ввести систему желтых (и красных) карточек, которые впервые применили на практике, показав желтую карточку игроку сборной СССР Кахи Асатиани, в матче между Мексикой и СССР на чемпионате мира в 1970 году. С тех пор предъявление желтой карточки превратилось в мировой стандарт и является одним из основных правил игры.

Мы, представители ИТ-индустрии, хотим предьявить желтую карточку президенту и премьер-министру, и делаем это потому, что благодаря их нерешительности и бездействию, экономика страны год спустя после начала военных действий, находится в исходной точке практически по всем основным направлениям реформ. Этим актом мы хотим сообщить, что пришло время начать действовать, потому что любое дальнейшее промедление приведет к катастрофическим последствиям, которые лягут тяжелым бременем на плечи украинского общества и отразится на будущем наших детей.

Ниже изложены шаги, которые, на наш взгляд, необходимо предпринять правительству Украины, если его на деле, а не на словах, заботит реанимация собственной экономики, не говоря уже о таких стратегически важных вещах, как инновационный сценарий развития.

1. Защита прав инвесторов и миноритариев

Попробуйте превратить стандартное соглашение о намерениях технологического стартапа в устав украинской компании. Это невозможно! Не секрет, что в отечественной ТОВке у кого 51%, тот и царь. Попробуйте предусмотреть механизм защиты миноритариев от размытия на следующих этапах финансирования или сделать инвестицию в виде конвертируемого займа. Это написано практически в каждом термшите инвестиции в технологический бизнес, но не реализуемо в нашем правовом поле.

Но на первом же шаге создания компании, основатели понимают, что придется создавать компанию в США или на Кипре или еще в какой-то иностранной юрисдикции. От создания до выхода часто проходит 7-10 лет и за этот период те, кто вложили деньги первыми, должны быть уверены, что в случае успеха они получат причитающийся им возврат от инвестиций. На сегодняшний день, все украинские технологические компании либо живут на “пацанских договоренностях”, либо инкорпорируются в других юрисдикциях, т.е. фактически не являются более украинскими.

Украинское законодательство переполнено императивными нормами, и часть из них регулируют корпоративное законодательство. Если мы хотим увидеть хоть одну реальную украинскую технологическую компанию, нужно срочно отдать отношения между учредителями на откуп их персональным договоренностям, как это сделано во всех развитых юрисдикциях: Великобритании, США, и даже на Кипре. Кроме того, необходимо предусмотреть нормы о защите прав инвесторов и миноритариев, приведя украинское законодательство в соответствие общепринятым цивилизованными нормам.

2. Дерегуляция предпринимательской деятельности

Мы не просим налоговые льготы! Но не секрет, что каждый человек, создавший компанию в Украине становится автоматически объектом атак разнообразных “рэкетиров в законе”, мытарей и попрошаек: налоговой службы, санэпидемстанции, пожарных, УБЭП, УБОП, налоговой милиции, СБУ. Мы иногда шутим: “спасибо, хоть ГорОНО не приходит!”.

Каждый предприниматель рискует своими деньгами, временем, нервами своих сотрудников, деньгами своих партнеров, чтобы создать жизнеспособный организм, который будет потом кормить сотрудников и платить налоги стране. Но когда к этому риску добавляется перспектива получения уголовного дела за преступление, которое ты и не думал совершать, то многие предпочитают даже не начинать рисковать.

Если мы хотим видеть стабильный поток стартапов, причем не только в технологическом бизнесе, а вообще – развитие мелкого и среднего бизнеса в стране, необходимо защитить ростки будущего бизнеса от многочисленных контролирующих органов. Понятно, что дерегуляция требует изменений в законодательстве и в органах исполнительной власти, но кто мешает уже сейчас презентовать дорожную карту по дерегуляции? Или ее нет? Кроме того, для начала хорошим подспорьем была бы горячая линия антикоррупционного бюро, которые бы оперативно сажали вымогателей от власти. Эффект от этого простого хода уже был бы колоссальным.

3. Реальная борьба с коррупцией, особенно в судебной власти

В Украине масса хороших судей. Судей, которые способны не просто принять решение, а объяснить и описать, почему они приняли такое решение. Но есть и другие судьи, которых, к сожалению, большинство. Некоторые позволяют себе бросить в адвоката папкой судебного дела; чей-то юридический интеллект находится на уровне заведующего кадрами, откуда, собственно, он и стал судьей “за выслугу лет”; ну и конечно масса очень молодых судей без достаточного практического опыта, которые в силу обстоятельств чувствуют в себе силы принимать справедливые и мудрые судебные решения.

У нас так и не появилось сито, через которое можно было бы просеять серую массу чиновников-бездарей и чиновников-коррупционеров. Простое упражнение “уволить всех и принять на работу по конкурсу” сейчас опробуют на МВД. Дальше на очереди должны быть судьи. И сколько бы достойных судей не отсеяло это упражнение, скольких бы случайных людей оно не привело в судебную систему, все равно будет лучше, чем сейчас.

И еще. Стоимость (т.е. официальные судебные расходы) судебного процесса в Украине – это смешные цифры по сравнению с судебным процессом в Штатах или Англии. Возможно, увеличив судебные расходы, вы отучите городских сумасшедших судиться с ЖЕКами, а sovietstyle-предпринимателей годами судиться друг с другом за 100 000 грн? Это разгрузит судей и позволит им наконец сосредоточиться на написании мотивированного решения, а не текста “на отцепитесь”, с орфографическими ошибками, из которого порой не ясно, в чью пользу решение.

Возможно, для вас не секрет, что суды в Украине, в основном, существуют для собирания мзды даже с тех, кто прав. Кстати, от представителей офлайн-бизнеса мы слышим, что коррупция в судах не просто не уменьшилась, расценники в судах остались в у.е. – зажравшиеся чиновники ведь тратят свои деньги не в Украине и далеко не на украинские товары.

Но что же нам предложили в итоге? Ликвидировать хозяйственные суды. Это такое тонкое издевательство над бизнесом с целью загнать нас в районные суды, в которых даже не всегда электронные базы нормативных актов есть.

4. Легализация выплаты зарплат программистам

Не секрет, что ни один стартап не берет в штат программистов. Мало того, что за головы наших программистов приходится конкурировать с международными компаниями, что изначально подразумевает высокие зарплаты, ни у кого нет возможности с зарплаты в $3000 заплатить еще $2000 налогов. Фактические все работают либо с СПД или вообще в лучших традициях 90-х – за наличность.

Можно много рассуждать на тему того, чем программисты лучше доярок, и как в других странах, но на самом деле все гораздо проще. Можно оставить все как есть и это означает, что все стартапы будут существовать в тени и не иметь надежды поднять финансирование от приличных иностранных инвесторов. Можно заставить их платить все налоги на фонд заработной платы и работать в белую, что резко снизит их количество и шансы на появление каких-либо новых стартапов. А можно зафиксировать и легализовать существующую фактически ставку налогообложения, и в будущем пожинать в бюджет плоды от динамичного роста индустрии, а не от увеличения налогового давления.

5. По-настоящему повернуться лицом к инновационному бизнесу

“Злочинна влада” пыталась играть в PR вокруг поддержки инноваций – даже бывший Президент употреблял это непонятное слово в своих речах. Новой власти как-то не к лицу подражать предшественникам, поэтому зазвучали противоположные лозунги, мол, “нет преференциям”, или “да, мы аграрная страна, но мы этим гордимся”.

Поворот действительно надо было делать, но противоположность от того, что делали “попередники” – это перейти от произнесения непонятных слов про инновации к реальным попыткам дать толчок развитию инновационного бизнеса в стране.

Почему-то премьер-министру Малайзии не стыдно открывать международный форум по ИКТ и потом еще не зазорно прийти вечером на гала-ужин, а простой чиновник из индийского аналога нашего минтранса может рассказать по бизнес-моделям ИТ-компании такие вещи, что наши предприниматели слушают и записывают…

Понятно, что в стране война и Президент просыпаясь утром после нескольких часов сна, скорее всего, читает сводки оттуда. И все же, Израиль построил инновационную экосистему, не прекращая войну. Ранее отсталые страны третьего мира, такие как Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Индия, Китай доказали, что если инновационный бизнес становится реальным приоритетом для государственных мужей, то все возможно.

У нас есть природный ресурс – это армия из сотни тысяч высоколиквидных инженеров, есть уже и опытные предприниматели, но каждый из них занят тем, чем и должен быть занят – ростом личного благосостояния. При этом все, что необходимо сегодня – это координация действий и возможностей, внешних и внутренних, финансовых и технологических по запуску и развитию технологических кластеров, в том числе и технологий двойного назначения.

Необходимо определить с этой целью структуру и персоналии, которые бы обеспечили квантовый скачок в технологическом развитии и использовали шанс быть в первой десятке европейских стран с инновационной экономикой.

Сейчас – тот момент, когда индивидуализм каждого из них может раскрутить маховик роста индустрии, которая будет кормить всю страну. Но это возможно, только если маховик будет держаться на стержне политического лидера, по-настоящего сфокусированного на этой идее.