С 2014 года в украинском сегменте социальных сетей приобрели популярность различные списки товаров и сервисов родом из России, которые стоит бойкотировать украинским пользователям. Обычно такие списки спровоцированы желанием хоть чем-то насолить стране, которая в отношении Украины проводит агрессивную и захватническую политику. Но бывают и случаи, когда местный бизнес использует вирусный эффект подобных списков, просто чтобы науськать пользователей на конкурентов. По словам админа одного из популярных пабликов, им регулярно приходят предложения опубликовать за деньги список “вражеских сервисов из России” с призывом бойкота, но с обязательным включением или исключениям из списка определенных компаний. В начале февраля под такую атаку попало билетное агентство Karabas.com. AIN.UA попытался разобраться, откуда растут ноги у этой истории.
С февраля в Facebook и “ВКонтакте” начали распространяться призывы бойкотировать крупное онлайн-агентство по продаже билетов “Карабас”, поскольку оно принадлежит россиянам (компания входит в состав оператора «Кассир», который владеет билетными операторами в Литве, Латвии, Эстонии, России, Беларуси и Украине). Выглядит это примерно так:
А на “Корреспонденте” появился блог, посвященный конкретно “Карабасу”. Интересно, что единственные записи автора – о том, какой плохой “Карабас”, и опубликованы они 7 и 11 февраля.
Прямых доказательств того, что кампания против “Карабаса” – не естественная, а заказная, нет. Но многие представители украинской концертной тусовки считают именно так. Один из партнеров агентства, пожелавший остаться анонимным, заметил: “Это черный пиар. К сожалению, больше ничего не могу сказать, так как пока не имею 100% подтверждения о заказчике”. Лена Ситкова из концертного агентства РМК также уверена, что кампания – стопроцентно заказная: “Знаю, что админам популярных пабликов предлагали деньги за размещение таких постов. Никто точно не знает, кто именно заказчик, предположительно, может быть компания-конкурент, но “не пойман – не вор”.
По словам Ситковой, уже не раз в обсуждениях концертных ивентов в соцсетях проскакивают подобные сообщения:
Владелец “Карабаса” Максим Плахтий также уверен, что кампания – заказная и является проявлением недобросовестной конкуренции. “У нас достаточно много друзей в сети, чтобы найти заказчика. Вступать в судебные разбирательства смысла нет, сейчас судам есть чем заняться, нам достаточно было знать, кто это делает. Еще никогда подобные кампании не приносили ничего хорошего для их заказчика. Если кто-то ждет от нас ответной реакции, то ее не будет – мы работаем честно”, – заявил он в комментарии AIN.UA.
Он отказался называть свои версии заказчика такой кампании, однако отметил, что “Карабас” принял решение прекратить сотрудничество с онлайн-сервисом продажи билетов Concert.ua. Неофициально один из участников рынка заявил AIN.UA, что именно Concert.ua – заказчик кампании, которую ведет с помощью ресурсов агентства Cloud9 (обе компании входят в группу VIRUS Music).
В самой VIRUS Music опровергают эти обвинения и заявляют, что тоже пострадали от “черного пиара”. Глава Concert.ua Дмитрий Чинь назвал происходящее “отвратительной кампанией, заложником которой стал “Карабас” и сразу несколько бизнесов группы VIRUS Music”. Владелец VIRUS Music Дмитрий Феликсов был еще более категоричен: “Я 16 лет в этом бизнесе, и подобные обвинения в свой адрес получаю впервые. Я ответственно вам заявляю, что ни я, ни указанные компании не имеют отношения к развернувшейся травле “Карабаса”. Я уважаю ее сотрудников и руководителей, и никогда бы не посмел совершить ничего подобного”. По его словам, он пытался связаться с Максимом Плахтием, чтобы обсудить ситуацию, но пока поговорить не получилось.
Феликсов также обратил внимание на то, что на рынке билетных операторов работает множество участников, и что у Максима Плахтия есть несколько стартапов. Соответственно, атака на билетный бизнес совершена конкурентами из другой отрасли, предполагает он. Еще один факт, на который указал владелец VIRUS Music: “Карабас” недавно покинули сразу два топ-менеджера, один из которых ушел в компанию конкурента. Последний факт подтвердили и другие участники рынка. Недавно пост генерального директора “Карабаса” покинул Дмитрий Прикордонный, который ушел на аналогичную должность в gastroli.ua.
Дмитрий рассказал AIN.UA, что антипиар-кампания началась после того, как он в письме партнерам сообщил о том, что уходит из “Карабаса” и переходит в gastroli.ua. Статья на “Корреспонденте” с призывом бойкотировать “Карабас” появилась через пару дней после этого. “Украинские основатели Karabas.com не только поддерживали Майдан, но и принимали активное участие в нем. Максим Плахтий с моей помощью и при моей поддержке установил IT палатку на майдане около стеллы в самом центре событий”, – рассказывает Дмитрий. Версий о том, кто заказчик кампании, у него нет. “Тот кто ее проплатил и организовал однозначно выпадет из рынка – ни организаторы, ни билетные операторы не будут работать с таким некорректным игроком – это билет в один конец”, – считает Дмитрий.
Собственных выводов по ситуации редакция делать не будет, но рекомендует пользователям внимательнее присматриваться к любому вирусному контенту в сетях, прежде чем поддерживать и распространять его.