Как интернет-магазины уанета переживают скачки валютного курса

6866
10

Когда мы обратились к экспертам в e-commerce с просьбой рассказать, что творится на рынке в связи с нестабильным курсом валют, один из них был предельно краток: «Дурдом». Такую оценку можно понять: на пике «скачков» курса некоторые поставщики пересчитывали стоимость товара, исходя из курса 40-42 грн за доллар, хотя совсем недавно он был втрое ниже. Магазины не успевают менять цены на своих сайтах — ситуация меняется ежедневно. Вот и сегодня, пока писалась эта статья, расчетный курс интернет-магазинов снова пополз вверх после нескольких дней затишья. Ситуацию для торговцев техникой не улучшает и введенная недавно пошлина на импорт (5-10%). Редакция AIN.UA спросила у онлайн-магазинов о том, насколько выросли цены, как менялась покупательская способность, есть ли товар на складах и чего ждет e-commerce от курса в этом году.

Как цены реагировали на рост курса

В связи с ростом курса весь товар ожидаемо дорожал. C начала года курс болтался в промежутке между 20 и 40 грн, причем до пикового значения он взлетел с 30 грн буквально за пару дней. Цены чутко реагировали на такие взлеты. К примеру, iPhone 6 в самой простой комплектации, до скачка курса стоивший около 16 000 грн, на пике стоил 26 000 грн (сейчас цена снова откатилась немного назад). По данным одного из крупных онлайн-магазинов, с 12 февраля (когда курс был 19 грн за доллар) до 25 февраля (когда курс вырос до 40-42 грн), цены выросли пропорционально — вдвое. А к 4 марта вернулись к соответствию курсу в 26 грн за доллар.

Директор Repka.ua Дмитрий Латанский объясняет, что на рынке есть две группы товаров: в первой цены напрямую зависят от курса доллара, во второй — зависят нелинейно.

К первой относится большинство товаров из категории «электроника», ко второй — товары с большей наценкой (игрушки, электроинструменты). Так что, когда курс рос очень стремительно, цены на первую группу товаров росли в прямой зависимости от него — в среднем, на пике цены выросли на 30%.

А на вторую группу — или не менялись, или менялись скачкообразно (все равно приближаясь к курсу доллара). «В нашем ассортимент почти 100% импортного товара, поэтому так или иначе все цены меняются в сторону увеличения», — отмечает Латанский.

online_shopping

Как отмечает глава Stylus.com.ua Андрей Карпюк, на те товары, которые отгружаются в гривне (когда представительство частично берет курсовые риски на себя, к примеру, Samsung, Lenovo) поставщики подняли цены с опозданием, и сейчас на падении курса «выпали из рынка». В торговых сетях переоценки товара делали раз в неделю, поэтому, когда курс превысил 30 грн за доллар, покупатели пошли в сети, но сейчас возвращаются в онлайн.

Как покупатели «сливали» гривну

Когда курс перевалил за 25 грн за доллар и уверенно шел к 35-ти, покупатели понесли гривну в магазины, в том числе — в онлайн. Когда перевалил за 35 грн, покупатели пошли сметать с полок супермаркетов продукты питания. На падении с 40 грн до 35 грн продаж практически не было, покупатели ждали, что будет дальше, рассказывает Карпюк. Когда курс стабилизировался, выровнялись и продажи. По данным Fotos.ua, ажиотажный спрос был во время роста курса, но только на товары, для которых гривневая цена осталась неизменной.

Эффект «сливания» гривны подтверждает и Латанский. Впрочем, по его словам, такая ситуация складывается каждый раз, когда курс начинает резко расти. Для интернет-бизнеса такое «сливание» означало, в том числе, то, что часть покупателей после отката курса понесет товар, купленный пару дней назад, на возврат. «К сожалению, мы торгуем не сахаром. Отказать в возврате не можем — поэтому просто считаем затраты на обработку большого количества невостребованных заказов и возвратов в связи с новой ценой», — рассказывает Латанский.

Как отметил основатель iLand Юрий Власюк (около 15-20% продаж приходится на онлайн), при росте курса покупатели почти перестали брать аксессуары. «Заплатить 1000 грн за хороший чехол для iPhone 6 — пока что психологический барьер», — говорит он.

Как реагировали на смену курса поставщики

Латанский объясняет, что в ситуации с поставщиками также многое зависело от категории товара: поставщики электроники традиционно пересчитывают цены по новым курсам ежедневно (иногда по несколько раз в день), поставщики с других рынков (инструменты, игрушки, спорттовары) более инертные, меняют цены раз в несколько недель или месяцев. «Как правило, такой поставщик останавливает отгрузки на несколько дней и сидит считает новые цены»,  -объясняет глава Repka.ua.

«Никто ничего не завозит, у всех в голове полная каша», — так коротко прокомментировал ситуацию с поставками глава Fotos.ua Дмитрий Покотило. Очень вероятно, что в ближайшее время как ассортимент товаров, так и спрос может сократиться в несколько раз.

Правда, товары, которые есть на складах представительств (например, Panasonic и Philips), по его словам, почти не подорожали. В то же время, многие поставщики на пике курсовой паники прошлой недели повышали курс до 42.

Курс у поставщиков сильно отличался — кто-то завышал «на опережение», кто-то оптимистически «опаздывал» с курсом на прошлой неделе, вспоминает Карпюк. Многие пересчитывали в среднем по курсу 35 грн за доллар, но не все вернулись к 25 грн, когда курс откатился. «Всем понятно, что в текущей ситуации много импортировать никто не станет. Уже сейчас чувствуется нехватка товара», — отмечает глава Stylus.

Чего ожидает рынок

Прогнозы по курсу сейчас делать никто не берется. Но все надеются на какой угодно, но стабильный курс. «Очень хотелось бы верить прогнозам в 22 грн за доллар и так до конца года. Будем считать, что на прошлой неделе все прошли шоковую терапию и сейчас курс в 20 кажется волшебным», — говорит Андрей Карпюк.

По мнению Латанского, сегодняшний кризис, как и кризис 2008 года, станет в какой-то мере переломным моментом для рынка. В 2008 году бытовые сети перешли со своими поставщиками на фиксированные гривневые цены. В 2015 году это же может случиться для работы по схеме «интернет-магазины — поставщики». Прецеденты, по словам Латанского, уже есть: часть поставщиков зафиксировала цены в гривнах, а часть интернет-магазинов перестали покупать товар у поставщиков, которые не предоставляют такой фиксации.

Оставить комментарий

Комментарии | 10

  • «Интересную тенденцию отметил основатель iLand Юрий Власюк (около 15-20%
    продаж приходится на онлайн): при росте курса покупатели почти перестали
    брать аксессуары. «Заплатить 1000 грн за хороший чехол для iPhone 6 —
    пока что психологический барьер», — говорит он.» — так а в чём интересность тенденции? 🙂

    • ОК, поправлю на «неинтересную и скучную тенденцию»:)

      если серьезно, слышала мнения о том, что наоборот, в кризис начинают покупать больше аксессуаров, меньше девайсов (девайсы берут бу)

      • Лучше бы то мнение, которое вы слышали, оправдалось и народ покупал больше аксессуаров и меньше гречки)) А то в выходные зашли с женой купить какую-нибудь крупу на кашу (дело было в Новусе) и застали пустые полки.

        А если серьёзно, народ у нас панически непредсказуемый и единственная гипотеза по поводу его покупательского поведения, которая всегда подтверждается — это патологическая подозрительность. Впрочем, я не претендую на истину последней инстанции)

        • как сказал кузьма наш народ трудно просто так поднять на какие либо майданы «просто так»… Мы это видим по последним событиям — ситуации происходят в сотни раз худшие (потомучто если бы в прошлом году е смотреть тв то ничего такого серьезного замечено небыло) — а вэтом и цены в сколько раз выросли и газ… и то и другое.. — а люди молчат.. И с другой стороны видим что люди бегут не на майдан а скупать товары в магазины…Может какойто процент совсем небольшой и был там от чистого сердца… Но это так ..капельки …

          • Слишком накладно даже для Госдепа финансировать такой бунт и столько времени по 150 грн/час. Первое время, разумеется, были идейные, затем подтянулись финансовые, затем все перемешалось и случилось 1 декабря, ввиду чего идейных и финансовых стало еще больше, а потом, в подавляющем большинстве своем, остались идейные, а финансовые бегали лишь для выполнения определенных заданий.

          • идейных было немного но они были.. Просто видел своими глазами как у нас из одессы автолюксами и гюнселом везли полные салоны алкашей и прочих товарищей..

          • Тю, так алкашей в большинстве своем везли на Антимайдан. Хотя, для массовки в те времена они были лакомым кусочком. Но, помню историю, когда людей собирали вести на Майдан, а привели в Мариинку.

        • Соль не помню когда покупал, а тут раз на днях зашел купить — нет, разгребли… Тоже удивляюсь… ладно соль, ее на сто лет хватит, а крупы?Они же вроде быстро портятся, менталитет такой, все что по старым ценам — размести, а нужно оно или нет — неважно.

  • причем до пикового значения от взлетел с 30 грн
    «от» = «он»

  • Сейчас доллар вверх полезет — пойдут продажи.

Поиск