Adblock Plus – это самое популярное в мире браузерное расширение для блокировки рекламы. По состоянию на сегодня его установили более 350 млн интернет-пользователей – цифра, сравнимая с населением США. История Adblock Plus началась в далеком 2006 году, когда молдаванин Владимир Палант решил избавить мир от засилия рекламы и попутно немного заработать на своем увлечении. За прошедшие с тех пор девять лет хобби переросло в довольно прибыльный бизнес, а его разработка превратилась в настоящее “бельмо на глазу” у крупнейших интернет-рекламодателей вроде Google, Facebook, Amazon и многих других. AIN.UA пообщался с операционным директором Adblock Plus Беном Вильямсом и расспросил его о том, как компания отбивается от исков рекламодателей и в каком виде реклама имеет право на существование.
Как вы считаете, не слишком ли много знают о нас рекламодатели?
Каждый пользователь должен хотя бы минимально беспокоиться по поводу того, что знают о нем рекламодатели и какую информацию он оставляет о себе в онлайне. Facebook, Google и другие крупнейшие компании следят за каждым вашим действием в сети и отправляют эту информацию рекламодателям. Что самое неприятное — большинство людей даже не подозревает о такой слежке. Я не буду вдаваться в детали, но каждый «лайк» в Facebook «привязывает» к вашему аккаунту новый тип рекламы или товаров, который вам всеми силами попытаются продать.
Официально мы не имеем ничего против такого рода слежки, но регулярно стараемся разъяснять пользователям, что означают изменения в пользовательских соглашениях и как крупные сайты распоряжаются их информацией.
И как можно с этим бороться?
В первую очередь это зависит от пользователя. Например, я практически не переживаю из-за таких вещей. Но многих людей это всерьез заботит и тут на помощь приходят разного рода блокировщики рекламы. Это наше приложение Adblock Plus, а также EasyPrivacy, Privacy Manager и множество других подобного рода программ.
Получается, что вы мешаете Facebook и Google зарабатывать деньги на рекламе. Как вам удается избежать конфликтов и судебных разбирательств с ними?
Не сказал бы, что мы с ними конфликтуем. Куда чаще мы получаем иски от небольших изданий и сервисов, которым не нравится, что мы делаем. Единственное исключение — это разногласия с Google в 2013 году, после которых наше приложение убрали из Play Store, поэтому пользователям приходится устанавливать наше Android приложение напрямую с веб-сайта.
Прим. AIN: тут Бен немного лукавит, потому что в конце 2014 года Google, Microsoft и газета Le Figaro объявили о намерении подать коллективный судебный иск против AdBlock Plus. Их недовольство было вызвано тем, что приложение блокирует рекламные объявления, чем наносит значительный финансовый ущерб компаниям. Позже, в сети появилась информация о том, что Google, Microsoft и Amazon платят отчисления AdBlock Plus, чтобы те не блокировали их объявления.
Кстати, а как вам удается дружить с прессой? Ведь их вы тоже лишаете части заработка.
Как ни странно, большинство журналистов отлично к нам относится. Им нравится то, что мы делаем и они понимают, что мы пытаемся сделать интернет чище и приятнее. Да, у нас не идеальное решение проблемы, и Adblock Plus не спасет мир от засилья рекламы, но мы честно стараемся и делаем для этого все, что в наших силах. Уверен, многие журналисты также являются нашими пользователями.
На чем же тогда зарабатывает Adblock Plus?
Когда Владимир Палант создавал Adblock Plus в 2006 году, это было хобби, с помощью которого он хотел сделать мир немного лучше и попутно заработать денег на жизнь. В 2011 году Владимир и сооснователь сервиса Тилл Файда решили найти компромисс между полной блокировкой рекламы и показом объявлений, которые могут быть полезны пользователю. Мы называем такой тип рекламы «ненавязчивой», и она должна соответствовать ряду критериев – например, баннеры не должны содержать анимацию и отвлекать от просмотра сайта.
Это и есть основная часть нашей монетизации — мы зарабатываем на том, что получаем отчисления от продаж рекламы от крупных компаний, которые размещают такого рода объявления. Небольших рекламодателей мы добавляем в эти списки совершенно бесплатно. В то же время, у пользователя есть возможность заблокировать вообще всю рекламу: для этого нужно убрать галочку с пункта «Разрешить некоторую ненавязчивую рекламу». И еще — перед тем, как разрешить к показу такие объявления, мы спросили у пользователей, не будут ли они против их просмотра и 76% ответили, что ненавязчивая реклама их вполне устроит.
Расскажите, как работает механизм блокировки рекламы?
Обычно рекламу довольно просто вычислить — большая часть баннеров подгружаются из похожих друг на друга хранилищ. Поэтому, блокировка рекламы на YouTube, в Facebook и других известных ресурсах не представляет особого труда. Гораздо сложнее определить, что является рекламой, а что нет — в этом нам помогают пользователи и сторонние разработчики, которые создают списки фильтров и своды правил. Именно в них и содержатся «инструкции» для расширения о том, что нужно, а что не нужно блокировать.
Также сложно блокировать баннеры, которые заточены под то, чтобы обходить наши фильтры. Часть сайтов научилась определять пользователей с установленным расширением Adblock Plus и показывает им специальные баннеры, которые не блокируются нашими фильтрами. Впрочем, я не считаю это хорошей идеей — если человек уже однажды отказался от рекламы, то подобная навязчивость явно не сделает его ближе к рекламодателю или бренду.
Как изменилась реклама за последние несколько лет?
Она стала более естественной. Грамотные площадки делают так, что реклама воспринимается как часть их сайта и поэтому не вызывает у аудитории отторжения. Я не скажу, что это хорошо, потому что пользователь уже не понимает, как отличить рекламу от оригинального контента. С другой стороны, появилась ненавязчивая реклама, которая не отвлекает людей от просмотра сайтов и не переключает внимание на себя.
Можете рассказать сколько вы зарабатываете и сколько у вас сейчас активных пользователей?
Я не имею права говорить о наших доходах, но могу рассказать про пользователей. Наше приложение скачали 350 млн раз, из них 60 млн являются активными пользователями. Adblock Plus наиболее популярен во Франции, Германии, Польше и России. Украина замыкает десятку стран с наибольшим количеством пользователей — в вашей стране нашим блокировщиком пользуется 1,5 млн человек или около 9% от всех интернет пользователей страны.
Сколько людей работает в Adblock Plus?
Всего нас 38 человек, а основной офис Adblock Plus находится в Кельне. Но мы разрешаем некоторым разработчикам работать удаленно – например, один из наших сотрудников работает в Украине, еще двое – в Англии и США.