Многие люди думают, что Google-поиск похож на карту интернета, и подобно туристическому гиду рассказывает пользователям про самые лучшие и важные сайты во всемирной сети. Это не так. Поиск Google – это самый важный продукт богатой и успешной компании, который используется для достижения коммерческих целей. Редактор Business Insider Мэтт Рософ описал, как устроены продукты “корпорации добра” с точки зрения бизнеса и почему Google – это не благотворительная организация. AIN.UA предлагает ознакомиться с переводом этого материала на русский язык.

Недавно Wall Street Journal опубликовал отчет Федеральной торговой комиссии, в которой сказано, что Google нелегально показывает в результатах своего поиска материалы других веб-сайтов, таких как TripAdvisor или Amazon. Когда те пожаловались на недобросовестное поведение Google, последняя пригрозила полностью удалить их из поисковой выдачи.

Этот отчет мог стать отличным поводом для антимонопольного расследования против Google, но корпорация с тех пор изменила свое поведение и в 2013 году разрешила компаниям отказываться от прямого цитирования их контента. После этого, расследование в отношении Google было приостановлено. Но это только одна из иллюстрации того, насколько по-разному работает Google в вашем представлении и как он работает в действительности. Дальше все становится еще интереснее.

Проблемы Google-поиска

У Google сотни проектов: самоуправляемые автомобили, воздушные шары, раздающие интернет, Android, YouTube и многие другие, но львиную долю доходов компании до сих пор приносит поисковая система. В 2014 году Google заработал на рекламе на собственных сайтах $45 млрд из $66 млрд общего дохода.

При этом, в компании не раскрывают, какой процент дохода ей приносит поисковая система. Но, скорее, всего это немалая сумма – в прошлом году корпорация заработала на Google и YouTube не меньше $4 млрд. Неудивительно, что сотрудники компании, которые работают над поисковой системой и рекламными объявлениями пользуются особым почетом и уважением в Google.

На самом деле, Google достаточно нелегко работать над поиском. Он должен быть максимально удобен – иначе люди уйдут к конкурентам. Альтернативные поисковые системы есть не только у Microsoft, но и у Amazon и Yelp. Этот риск увеличивается с ростом популярности смартфонов – пользователи все чаще ищут информацию через приложения, а не поисковую систему в веб-браузере.

По большей части, Google абсолютно прав, когда утверждает, что его продукты отвечают на вопросы пользователей намного лучше и точнее, чем всемирная сеть в целом. Например, если вам нужно узнать фамилию президента Албании, то нет смысла идти за этим на другие сайты. Но в это же время Google хочет, чтобы люди пользовались и другими его сервисами, которые продают рекламу.

Итог таких “танцев с бубнами” неутешительный – Google с каждым годом показывает в результатах поисковой выдачи все больше сторонней информации. Вот как изменился поиск с 2008 года (слева) по 2012 (справа). Зеленым выделена поисковая выдача, красным – рекламные объявления и собственные продукты Google.

google2008vs2012На протяжении многих лет Google использует и другие хитрости – например, добавляет к результатам поиска отзывы своих пользователей про какой-то сервис или продукт.

google yelpМногие конкуренты компании недовольны таким поведением поисковика и регулярно жалуются на него в антимонопольные органы. Американские чиновники пока что ограничиваются чисто формальными предупреждениями, но в Европе дело очень скоро может дойти до суда и возбуждения уголовных дел.

Почему Google не может делать с поиском все, что хочет

Разве это справедливо? Зачем правительства мониторят и контролируют результаты поисковой выдачи Google?

Это очень напоминает ситуацию с Microsoft, которой Министерство юстиции США хочет запретить встраивать в Windows собственный веб-браузер. На одном из судов у Стива Балмера не выдержали нервы и тот заявил, что Microsoft добавит к Windows бутерброд с ветчиной, если захочет – в конце концов, это их коммерческий продукт, а Microsoft – не благотворительная организация.

Из этого могла бы получиться очередная забавная история, но в 2000 году антимонопольное дело дошло до суда и тот постановил, что Windows – это монопольный продукт и Microsoft использовала его для устранения конкурентов. В тексте решения очень много сложных  юридических терминов, но его суть сводится к тому, что продукты некоторых компаний могут быть настолько важны для общества, что их создатели больше не вправе их контролировать и разрабатывать по своему усмотрению.

Microsoft удалось подать апелляцию на это решение и выиграть суд следующей инстанции – решение следующего судьи было намного мягче. Но это создало очень важный прецедент и корпорация из Рэдмонда вдогонку получила еще десятки исков от американских прокуроров и крупных компаний, таких как Sun, RealNetworks и IBM. Чтобы избежать катастрофических последствий, Microsoft вынуждена была потратить миллиарды долларов на решение этих проблем.

Google очень хочет избежать подобной участи. Если суд решит, что компания является монополистом и ее деятельность надо регулировать, это развяжет руки ее недругам и конкурентам.

490461743-person-prepares-to-search-the-internet-using-the-google.jpg.crop.promo-mediumlarge

Не забывайте, что из себя представляет Google

Нужно помнить, что Google – это коммерческая организация. Да, их продукты должны быть чертовски хороши, иначе никто не будет их использовать. Но с их помощью компания также выполняет поставленные бизнес-цели.

Android – это не просто мобильная операционная система, которую Google отдает всем, кто хочет ее использовать. Это способ сохранить лидерство на рынке мобильных устройств и убедиться, что люди будут просматривать именно их рекламу и объявления.

Chrome – это не просто попытка сделать самый лучший и быстрый в мире веб-браузер. Он добавляет больше способов для поиска и предлагает множество мелких поощрений за подписку на услуги Google. Например, если вы хотите создать персонализированные закладки в верхней части браузера, то нужно войти в систему. В свою очередь, это помогает Google собирать про вас информацию и показывать целевые объявления.

Каждый продукт Google нужно рассматривать через эту призму.