«Народ, нужна квартира в Киеве недорого», «Хочу обновить ноутбук, что посоветуете», – наверное, каждый сталкивался в своей ленте с подобными постами от друзей, верящих во всемогущий Facebook, Twitter или «ВКонтакте». Ведь из сотен друзей кто-нибудь один наверняка недавно съехал с квартиры, а другой – хорошо разбирается в компьютерном “железе”. Именно на таких постах пытается зарабатывать “Лидсканер”, предлагая “умный поиск” клиентов по соцсетям. Это – новый стартап известного украинского предпринимателя, основателя сервиса мониторинга YouScan Алексея Орапа. Проекту всего год, но фонд GTF уже успел отметить его своим грантом, а компания Microsoft – участием в программе BizSpark. Кроме того, “Лидсканер” занял второе место на Startup AddVenture в 2013 году: тогда проект понравился самому Дейву МакКлюру из 500 Startups, который выделил стартапу $25 000.

За прошедший с момента запуска год команда “Лидсканера” успела набить несколько “шишек”, поменять бизнес-модель и набрать базу постоянных пользователей. Пока что алгоритмы LeadScanner анализируют только русскоязычные социальные сети, но уже в этом году проект планирует начать освоение рынка США. В рамках спецпроекта “Стартап-гараж” редакция AIN.UA пообщалась с основателем проекта Алексеем Орапом и руководителем “Лидсканер” Василиной Вдовиной о том, можно ли монетизировать аудиторию Facebook и «ВКонтакте”, как анализировать Big Data из соцсетей, а также о том, как работается команде стартапа, которая разбросана по всему миру.

Как родилась идея

Алексей Орап и его первый стартап YouScan хорошо известны в украинском стартап-сообществе. В 2009 году Алексей ушел с поста директора по развитию бизнеса «Яндекс.Украина», чтобы заниматься своим проектом. Кроме основателей, деньги в YouScan вложил европейский фонд The OpenFund, который поддерживают Google и Microsoft. За несколько лет проект превратился из стартапа в прибыльную компанию, услугами которой пользуются более 400 крупных брендов и агентств («Альфа-банк», P&G, Hewlett Packard и другие).

lead4

Разработчики “Лидсканера”

YouScan зарабатывает на том, что мониторит упоминания брендов и их конкурентов в блогах, форумах, соцсетях. В какой-то момент, работая с поисковыми запросами клиентов, руководители проекта заметили, что компании не только интересуются тем, в каком контексте упоминают их бренд, но и тем, кто потенциально может интересоваться их товарами. Иными словами: кто в социальных сетях готов прямо сейчас покупать продукт.

YouScan — это довольно сложная аналитическая система, прикручивать к ней еще и функцию поиска клиентов казалось нерациональным. «И мы поняли, что нужно делать отдельный продукт, который бы решал одну-единственную задачу — поиск клиентов в соцсетях», – рассказывает Алексей. Идея эта сформировалась в 2013 году, и к концу руководители сервиса начали ее активно питчить (тогда же команда победила в Startup AddVenture и получила грант GTF в 240 000 грн).

dave2

Дейв МакКлюр и Алексей Орап

Публичный релиз продукта состоялся весной 2014 года. Стартап развивался частично на грантовые инвестиции, но в основном — на деньги основателей: создатели YouScan вложили в стартап около $100 000. Кроме того, в ноябре стартап включился в программу «Microsoft BizSpark+», получив по ее условиям $60 000 на использование облачных возможностей Azure: вычисления хостинг, хранение данных.

Стартап достаточно быстро развивается: если в начале участия в программе проект не выбирал лимит хостинга Azure в $5000 в месяц, то уже в феврале команда доплачивала Microsoft, потому что очень выросли объемы работы с данными. По словам Василины Вдовиной, BizSpark является для стартапов хорошим подспорьем. «Для молодого проекта это замечательная возможность быстро стартовать, ведь мы запускали проект практически без внешних инвестиций», – рассказывает она. – Проект разрабатываем своими средствами, при этом работаем с Big Data, поэтому такая мощная поддержка от Microsoft очень ценна».

vasilina

Руководитель стартапа Василина уже несколько месяцев живет в Маниле, что не мешает ей полноценно управлять проектом

Интересный нюанс: команда проекта разбросана по всему миру: разработчики пишут в киевском офисе, лингвисты и аналитики работают из разных городов Украины и России, а директор Василина Вдовина управляет проектом из столицы Филиппин Манилы. Но это вообще не влияет на рабочий процесс, ведь есть почта и Skype. «Проводим за работой 9-10 часов в день, но кроме этого постоянно обдумываешь проект — почти круглосуточно», – рассказывает она. В “Лидсканере” царит ровно та же атмосфера, что и в YouScan: сотрудник может пойти в отпуск в любое время и на любой срок – главное, чтобы работа была сделана вовремя.

Как работает бизнес-модель

Фактически, “Лидсканер” пытается заработать на «умном поиске»: анализируя ленты русскоязычных социальных сетей, сервис выискивает публичные сообщения с «интентом» (намерением купить или интересом к покупке) и затем продает эти сообщения пользователям сервиса. Сообщения из социальных сетей анализируют довольно сложные самообучаемые лингвистические алгоритмы, затем этот «сырой» поток проходит фильтрацию и рассортировывается по отдельным отраслям (подарки, путешествия, фотография, репетиторство, стоматология, юридические услуги, веб-разработка и т. д.). В социальной сети часто непросто определить, где живет автор сообщения, но сервис предлагает и довольно точную географическую фильтрацию для тех услуг, где это важно.

lead4Если частный предприниматель или компания хочет получить доступ к этой очищенной и отфильтрованной ленте, он должен купить лид (ссылку) либо же месячную подписку на сервис. Затем он может общаться с автором сообщения – потенциальным клиентом: написать лично, оставить комментарий под постом и т. д.

Стартапу уже пришлось столкнуться с трудностями в продажах: изначально бизнес-модель предполагала продажу одного лида за $1, но оказалось, что для основных пользователей (50% – частные предприниматели, 50% – малый и средний бизнес) — это слишком дорого, так что цену за лид пришлось снизить. Со временем команда поняла, что лучшим вариантом продаж будет модель SaaS — месячная подписка на сервис, которая стоит около $15. В этом случае пользователь получает полный доступ к потоку сообщений на месяц. По большинству отраслей сервис находит каждый день от 30 до 70 лидов, иногда встречаются довольно курьезные или же очень-очень срочные:

lead1 lead2Еще одной трудностью стало то, что частные предприниматели в русскоязычном интернете не очень умеют продавать свои услуги в Facebook или “ВКонтакте”. “Часто люди просто переходят по ссылке на сообщение автора и оставляют комментарий в стиле “Я Вася Пупкин, фотограф”. Конечно, на такую “рекламу” чаще всего никто не клюет”, – рассказывает глава проекта. Поэтому команде пришлось заняться еще и обучением пользователей тому, как правильно продавать в соцмедиа. Это приносит свои плоды. «Одна из наших постоянных пользователей — 72-летняя репетитор иностранных языков. Сначала она путалась в том, что нажимать, куда писать, но очень быстро освоилась, и что самое интересное: ей постоянно удается находить новых учеников», – рассказывает Василина.

Планы

Сейчас “Лидсканер” работает с клиентами из Украины, России, Беларуси, Казахстана. Постоянных клиентов (тех, которые заходят в сервис каждый день) пока немного — несколько сотен, но их число растет, а всего с момента запуска стартапа около 2500 предпринимателей смогли выйти на связь с потенциальными клиентами и продать им свои услуги.

В феврале “Лидсканер” нашел более 70 000 сообщений от потенциальных клиентов по 15 отраслям. Для того, чтобы находить лиды – сообщения с интентом, – системе приходится анализировать порядка 30 000 000 сообщений из соцсетей в день. Правда, есть отрасли, в которых поток сообщений явно превышает все остальные. “Очень много людей пишут о своей потребности в сотрудниках  – по этой отрасли получаем до 1000 сообщений в день”, – рассказывает Василина.

 dynamicsВ этом году стартап хочет замахнуться на англоязычный рынок, хотя для него придется основательно доработать поисковые алгоритмы. «Насколько нам известно, ниша простой лидогенерации из социальных сетей там еще незанята, так что у нас есть неплохой шанс», – считает Василина. Команда стартапа очень надеется на то, что люди и дальше будут лениться ходить на доски объявлений, Google и Яндекс, а будут все чаще пытаться искать моментального решения своих проблем в социальных сетях. Ведь именно на этом тренде “Лидсканер” и надеется заработать.