Как я за месяц и 5000 грн запустил сервис доставки еды Mister.Am и сделал первый миллион оборота
Просторный бизнес-центр в центре города, макбук, под завязку набитый презентациями и таск-менеджерами, запах свежемолотого кофе, молескин испещренный записями новых идей, встречи, венчурные фонды, инвестиции и 100500 установок на аппсторе… Примерно такой ассоциативный ряд пролетает в воображении тысяч стартаперов перед погружением в свои нереально крутые проекты. Но когда начинаешь действовать, иллюзии быстро рассеиваются, пестрые слова приобретают новые оттенки, а высокопарные фразы уступают место праздным будням, наполненным неустанной работой, бессонными ночами, неожиданными поворотами, дерзкими вызовами и битвой за выживание. Меня зовут Ярослав Цыганенко, я стартапер, пробивающийся со своим проектом Mister.Am через тернии сложившихся реалий к неизбежно светлому будущему. Ниже моя небольшая история для AIN.UA о запуске городского сервиса заказа и доставки еды в самый разгар кризиса, без бюджета и инвестиций, в стиле «бутстрепинга».

Я живу в небольшом и тихом городе Чернигове, пару лет назад бросил к чертям работу и полностью посвятил себя IT и предпринимательству. В этом мне помог один из моих предыдущих проектов. Еще в 2009 году я запустил городской портал, который впоследствии стал одним из самых популярных ресурсов города. Это позволяло с головой уйти в стартап, не думая о необходимом финансовом минимуме.
Я не программист, но в то же время могу воплотить в жизнь любую идею — пусть даже и не на самом красивом в мире коде. Я не дизайнер, но так уж повелось, что с фотошопом мы дружим с детства. Я не маркетолог, но иногда мне удаются удачные слоганы и креативы, а Google Analytics уже давно стал ангелом-хранителем моих рекламных бюджетов. Я наполнен большим количеством идей и просто необъятным желанием воплотить их в жизнь. А еще у меня двое маленьких детей, ну и жена, конечно, любимая, куда ж без нее 🙂
Не изобретая велосипедов
И вот с этим всем я решил запустить очередной проект. Имея большой опыт взаимодействия с ресторанами, я сосредоточился именно на этой сфере. Сама идея была очень простой – сделать удобный сервис для заказа еды из заведений города с быстрой и качественной доставкой. Мне не хотелось изобретать очередную службу доставки с большим автопарком и армией сотрудников. Идея же запускаться в формате агрегатора (как Foodpanda, Delivery Club и еще сотни их копий, которые просто собирают заказы и передают их в рестораны) тоже особо не вдохновляла.
Поэтому, хорошо зная обратную сторону ресторанной действительности, я предпочел сфокусироваться на решении проблем с процессингом и логистикой заказов на вынос. «Кто, каким образом и как быстро принимает заказы в ресторане?», «Кто и насколько своевременно их доставляет?», «Кто контролирует весь процесс?» и «Доволен ли в конечном итоге клиент?» – вот те вопросы, на которые большинство сервисов не дают ответы. Именно поэтому я начал двигаться в сторону комплексного решения для заведений, включающего привлечение заказов, их обработку, контроль и доставку. Было решено построить глобальную городскую сеть, объединяющую рестораны и службы такси, которые бы взаимодействовали с системой и между собой посредством планшетов. Сама же система должна была принимать заказы от клиентов, отправлять их в рестораны и службы такси, отслеживать своевременность обработки, минимизировать задержки, разруливать проблемные ситуации, контролировать время и качество доставки. С монетизацией все просто – комиссия от заведений за каждый привлеченный и доставленный заказ.
А еще я хотел запустить эту штуку в течение месяца, не потратив большого количества денег, чтобы убедиться в том, что она работает и кому-то вообще нужна. Ибо гипотезы – это круто, но практика — вещь коварная.

Не написав ни строчки кода и даже не придумав названия проекта, я уже продал его первым клиентам
Я провел встречи с рядом рестораторов и перевозчиков — они были готовы поучаствовать в эксперименте и это, конечно же, вдохновляло. За месяц с небольшим я написал на коленке простой веб-сервис для приема заказов, а так же примитивную систему взаимодействия ресторанов и такси. Потратив 5000 грн на первую партию планшетов для основных ресторанов и создав несколько объявлений в Google AdWords, я успешно запустил сервис, который в первый же день начал генерировать выручку.
И тут все закрутилось-завертелось. Человек мог сделать заказ на сайте, просто подтвердив свой мобильный номер кодом из смс. Никаких перезвонов и надоедливых перепроверок заказа операторами. Вы делаете заказ – и он сразу же попадает на планшет ресторана, мигая разными цветами радуги. Еще пару минут – и вам приходит смс с указанием времени получения заказа (система рассчитывает время автоматически, после обработки заказа в ресторане). В тот же момент оповещение летит в службу такси и самая ближайшая к заведению машина отправляется на заказ. Система жестко контролировала все временные точки заказа и в случае задержек мне приходила смс, а я пинал рестораны или таксистов.
Это было круто. Сервис работал практически автономно, периодически развлекая меня смс-ками. Но самое интересно было, конечно же, дальше.
Количество заказов росло, таксисты перестали справляться с нагрузкой, рестораны не всегда могли вовремя выдать заказ, и я со своим телефоном превратился в круглосуточный диспетчерский пункт контроля заказов. Ситуация требовала принятия новых решений. Мне как воздух нужны были операторы для контроля заказов и в 10 раз больше курьеров на линии. А еще я решил взяться за разработку полноценного сервиса — ввиду того, что эксперимент удался.

Мы почти год фигачили над запуском новой платформы Mister.Am
Мне посчастливилось найти по-настоящему крутых разработчиков и просто хороших друзей. В самый разгар кризиса, с дико растущим долларом, финансовая сторона вопроса была непростой. Но спасибо ребятам за их понимание, нереальную веру в продукт и компромиссы, к которым мы пришли. На протяжении почти года мы строили взрослую платформу для организации заказа и доставки еды, все это время экспериментируя и отлаживая бизнес-процессы в рамках работающего прототипа, выручка которого, кстати, покрывала практически все затраты.
За время работы прототипа, особо его не афишируя, мы сделали оборот более чем в 1 млн грн, а в начале февраля 2015 года запустили наш основной продукт — Mister.Am. На поверхности – это простой веб-сервис из трех страниц с удобным ( я очень в это верю) интерфейсом для заказа еды с любого устройства. Но наша основная гордость – это сама платформа, открывающая неограниченные возможности для дальнейшего развития и масштабирования. Но об этом несколько позже, потому что наше все – это конечно же…

Заказчики Mister.Am
Я решил открыть свой колл-центр для приема заказов по телефону. Да, конечно же, мы стремимся прививать культуру онлайн-заказов, но иногда людям просто хочется поговорить, и мы не могли им в этом отказать. Для нас наши заказчики – не просто Васи или Люси. Это «Тот самый Вася, который любит Филадельфию с копченым лососем из Суши-студии и иногда заказывает пиццу с пивом под хороший футбол» или «Люся из 52 дома с неработающим лифтом, которой упаси Бог предложить морепродукты». И таких у нас сейчас уже 4378 уникальных и неповторимых людей со своими индивидуальными вкусами и заморочками. Мы стараемся не утруждать их лишними вопросами и порой принимаем заказы за 15-20 секунд, например, как-то так: «Здравствуйте, Ольга. Вам как обычно Капричиозу из Челентано с доставкой на Шевченко, 54?». И это только начало в нашем подходе к персонализации.
А еще наш колл-центр – это целый центр управления полетами с кучей мигающих лампочек и сирен. Мы по-прежнему отслеживаем каждый заказ и моментально реагируем на задержки. А для того, чтобы максимально автоматизировать этот процесс, в дальнейшем планируем использовать технологии распознавания и синтеза речи (Яндекс SpeechKit, например). Миссия Mister.Am – доставлять людям удовольствие от вкусной еды из лучших ресторанов города и мы делаем все возможное, чтобы этого добиться. А помогают нам в этом…

Рестораны и такси
Мы стараемся выстроить продуктивные взаимоотношения с нашими партнерами, предоставляя им удобные инструменты для работы и, конечно же, увеличения выручки. По сути, рестораны получают от нас комплексное решение для работы с заказами на вынос. Это позволяет им сосредоточиться на приготовлении вкусной еды и просто забыть обо всех сопутствующих проблемах. Мы делаем промо, привлекаем заказчиков, обеспечиваем оборудованием и ПО для обработки заказов, предоставляем курьерскую сеть, берем на себя ответственность за качественную и своевременную доставку. А вся работа ресторана с нашей системой сводится ровно к двум кликам на планшете (принять заказ и отметить выдачу). Похожая история с таксистами. Но в случае с ними у нас ушло нереально много времени для того, чтобы синтезировать правильную мотивирующую формулу. Теперь все работает как часы, и это не может не радовать.
Немного о маркетинге Mister.Am
К сожалению (или к счастью) мы не можем позволить себе больших рекламных бюджетов. Поэтому наш основной драйвер роста – это постоянные клиенты и те, кто прислушивается к их советам. В остальном мы стремимся не к количеству, а качеству. К примеру, стоечки для визиток в заведениях мы разрабатывали более 2 месяцев, утвердив финальный вариант с четвертой или пятой попытки. А над 10 секундами приветственного ролика при дозвоне в колл-центр я думал около двух недель. Просто я верю в то, что правильные эмоции, вызванные у человека, намного важнее терабайтов информационного шума вокруг.

Мы движемся вперед, но по-прежнему с туго затянутыми шнурками
Несмотря на неплохой рост, мы работаем в очень бережливом режиме. У нас до сих пор нет офиса. С командой разработчиков мы работаем удаленно (Skype + Jira – этого вполне хватает), иногда встречаясь в пабе за кружкой пива. Весь колл-центр и редактор контента — тоже в облаке, девочки работают «in home» в любимых тапочках и с чашкой чая (используем виртуальную АТС, софтфоны и все это сопрягаем с нашей платформой). Я же до сих пор не получаю зарплату, тратя всю свободную выручку на дальнейшее развитие, выслушивая неустанные трели жены о ремонте в квартире и новой шубе 🙂
Но такой бутстрепинг – наверное, одна из немногих работающих стратегий, позволяющих держаться на плаву нашему скромному стартапу в бурлящем океане сегодняшних реалий. В то же время у нас очень большие планы – Mister.Am готовится к масштабированию и запуску в других городах, странах и галактиках! Пожелайте нам удачи – и мы обязательно встретимся у Вашего порога с коробкой лучшей в городе пиццы.
Комментарии | 60
Сколько было планшетов в «первой партии за 5000 гривен»? Один?
да и втиснуть в этот бюджет ‘несколько объявлений’ в AdWords крайне проблематично. Что-то слабо верится в 5000. Но парень молодец, безусловно
По объявлениям — можно и не пару втистнуть и не в такой бюджет). У нас сейчас в AdWords полноценная кампания, бюджет — ок. 1 тыс. грн/мес.
в статье просто было описано так, будто именно эта кампания сразу дала клиентов (выручку). Или это только я так понял ))
в общем, конечно, при узком таргетинге в Чернигове вполне возможно крутиться за 1 тыс
Еще раз респект
и каково это на 30 грн. дневного бюджета на 1 компанию рекламиться? Вам хватает 10-15 кликов? Или у вас там цена/клик меньше 1грн и норм
получаем ок. 50 кликов в день, рад бы платить за большее количество, но запросов в городу не так много
Согласна абсолютно. Если грамотно настроить, то можно в доставке еды получать относительно дешевые клики. Вот кейс увеличения продаж пиццы через Интернет в Одессе http://blog.aweb.ua/uvelichenie-prodazh-piccy-cherez-internet-na-37-i-povyshenie-konversii-do-2264/
Там тоже кампанию вел владелец заведения (причем вел на уровне, стоит сказать). И тоже думал, что для его города это максимум кликов с чистого трафика, но оказалось, нет предела совершенству. Может быть, будет полезно.
В первой партии — 8 планшетов примерно по 600 грн. (при еще нормальном курсе доллара). Это самые примитивных, китайские девайсы, для эксперимента. На фото, кстати, один из них.
удачи Вам, хорошая задумка, Бог в помощь) молодцы
доставка? їжі? в Чернігові?
невже дійсно хтось в Чернігові купує їжу через інтернет?
вам певно в Київ треба рухатись. А взагалі сайт класно зроблений, недоліків не побачив
спасибо, Чернигов — это наш тестовый город, конечно же будем масштабироваться
А почему в Чернигове не должны покупать еду через интернет?
Я обеими руками за предпринимательство. И желаю успехов.
Работать, получать прибыль, радовать жену.
Но ны рынке есть киты и тяжело будет их перепргыгнуть, обойти.
Посмотрел на цены, буду заказывать в Киев пиццу из Чернигова.
CRM тоже писали сами или все-таки «Тот самый Вася, который любит Филадельфию с копченым лососем из Суши-студии и иногда заказывает пиццу с пивом под хороший футбол» живет в какой-то сторонней CRM?
Мы не используем CRM в классическом виде. У нас есть штука, которая анализирует заказы клиента и другие данные о нем, составляя резюме. Это все сопрягается с виртуальной АТС так, чтобы при звонке клиента важная инфа была всегда под рукой. Все самописное.
А что за АТС используете?
Используем Бинонел и суперсекретный софтфон, через который и делаем основную часть сопряжения)
Нравится ваша история. Искренне желаю успехов при масштабировании
Спасибо за вашу историю. Это действительно классный пример хорошего решение одной конкретной проблемы. Не берите деньги, развивайтесь не спеша. В отличие от гламурных стартаперов — у вас реальный бизнес.
Ярослав, прекрасная история. Желаю Вам удачи и скорейшего масштабирования Вашего бизнеса.
Такие люди достойны намного большего. Сайт прекрасен, буду благодарен если дадите контакт разработчиков, если они принимают заказы в качестве удаленной команды.
Давид, спасибо! По команде — сори, сейчас мы в активной разработке, за другие за проекты не беремся.
молодцы, хотя в статье опущены много ключевых деталей, так сказать дающие практические ориентиры для начинающих, но статья в ключе «с нуля к звездам «(маркет+пиар) написана грамотна.
Расскажите с чем связана идея внедрения планшетов, ведь другие агрегаторы, такие как eda.ua и foodpanda их не используют, с помощью чего на планшете отображается заказ?
eda.ua, foodpanda и другие агрегаторы просто передают заказа в ресторан (обычно по телефону или email) и на этом их работа заканчивается. Mister.Am делает полный цикл — от привлечения клиента до вручения ему пакета с заказом. Это требует четкого взаимодействия между веб-сервисом, ресторанами и курьерами. Для автоматизации этого взаимодействия и используются планшеты с нашей системой работы с заказами.
Історія гарна, але на сайті є одна проблема — немає української мови.
Лев, мова інтерфейсу буде залежати від регіональних особливостей. Чернігів — суто російськомовне місто. А, наприклад, Львів буде мати україномовний інтерфейс.
І ось що з вами робити?
Я живу в Чернігові і у мене від того не зникає бажання користуватись україномовним інтерфейсом.
Мультимовність буде реалізовано пізніше.
Треба бути патріотом і вводити українську мову — візьміть приклад з приват-банку. Впевнений в Чернігові живе і багато україномовних, просто вони не у Вашому колі друзів. Ви ж сфера послуг, і додання укр.мови лише додасть вам плюсів.
Добрый день.
А Вы не рассматривали вариант использования виртуальной АТС от Киевстар? В этом случае Вы бы могли в качестве терминалов использовать не только софтфоны, а так же и обычные GSM мобильные телефоны.
у нас пока нет необоходимости в использовании gsm-телефонов через атс, но вообще — интересная информация, спасибо!
Обратил внимание, что телефон контакт-центра у вас — мобильный. Как вы его заводите на вход виртуальной АТС — через GSM шлюз и дальше в SIP?
да, верно, через шлюз
А SIP туда цепляется? Бинотел надоел со своими перебоями.
SIP цепляется через публичный Интернет на их платформу виртуальной мобильной АТС (FMC — Fixed Mobile Covergency платформа).
http://www.kyivstar.ua/ru/kr/business/fixed/mob_ate/
Заголовок желтый, а история замечательная. Ребята молодцы, хочется пожелать удачи и прихода в Одессу 🙂 Кстати, у нас есть инновационная служба такси «Бонд», которая, уверен, будет заинтересована в сотрудничестве.
Спасибо! На Одессу уже засматриваемся 🙂
есть контакты для сотрудничества с такси «Бонд» ?
Ярослав, розкажіть будь-ласка які технології використовували для вебсайту, особлво для функціоналу корзини (мой заказ) і смс перевірки.
back-end — php (laravel), memcached, redis / front-end — js, angular, less, gulp; по смс — работаем через api infobip.
Здорово)
может Вам тестировщик нужен?) я бы поучаствовал в таком стартапе.
Не уверен, что именно сейчас нам нужен тестировщик, но на перспективу — возможно.
Кстати, ищем back-end разработчика (php). Знание laravel, а так же базовые навыки работы c html5/js/angular будут преимуществом).
А за какой период удалосб сделать оборот в 1 000 000грн?
Знаю средний чек, кол. доставок в день и т.д. по Киеву, и очень сомневаюсь, что 1М получился менее чем за год (в лучшем случае)
1М оборота получился за примерно 1 год работы прототипа
Интересная идея, а главное приносит пользу людям, значит будет только расти. (ИМХО)
Вот только один момент для меня остается загадкой и опаской — а что вы делаете если
— Клиент заказал просто поиграться, написал левый адрес — ресторан приготовил, таксист приехал — а там нет никого…
Боюсь представить если таких «шутников» будет по 5 в день…
Или таких случаев у вас вообще не было?
Конечно же есть отказы и это нормально. В то же время у нас есть достаточное количество инструментов для минимизации этого показателя.
Молодец! Крутилась подобная идея в голове, только в Киеве.
яку суму в результаті платить клієнт? і за замовлення і за таксі?
за замовлення + вартість доставки (30 грн. на даний момент в Чернігові). Деякі ресторани оплачують доставку за клієнта, щоб він міг отримати замовлення безкоштовно.
а кто принимает плату за заказ?
ресторан
Ярослав, спасибо большое за, то что поделились своим опытом. Подскажите, пожалуйста, неужели таксисты были готовы развозить заказы? Это насколько же они должны были снизить свои тарифы?
По нашим подсчетам таксисты зарабатывают на доставке заказов больше, нежели на перевозке людей, при этом сама стоимость доставки достаточно приемлема.
Спасибо за материал. Желаю успеха!
Вопрос: кто и сколько платит таксистам? Выплата идет из тех процентов, которые вы получаете от суммы заказа в ресторане?
Стоимость доставки оплачивает ресторан или клиент (это зависит от решения заведения)
На чем написано приложение для магазинов? java или javascript html cordova?
Какой марки планшеты?
по технологиям — писал выше. планшеты разных марок, в основном бюджетных — bravis, assistant и т.д.
Друзья, мы ищем партнеров для запуска Mister.Am в других городах! За последних пару месяцев мы запустили сервис в Сумах и Хмельницком. На очереди — Ивано-Франковск. Подробности о партнерстве на нашем сайте — mister.am/partners
А де ж українська мова на сайті? Що за неповага до клієнтів?