В 1998 году владельцу онлайн-бизнеса было важно попасть в директорию Yahoo – это могло обеспечить достаточно трафика, чтобы быть прибыльным. Сегодня если и существует эквивалент тому поисковому цунами таргетированного трафика, то это вне всяких сомнений – мобильный поиск. Именно так считает Тронд Лингбо, возглавляющий отдел SEO в MediaCom Norway. Он напоминает, что после 21 апреля заработает новый алгоритм Google, который накажет “недружественные” к мобильным устройствам сайты.

“Без адаптированного к мобильным устройствам сайта люди, ищущие ваши продукты и услуги на смартфонах, не найдут вас в Google. Владельцы бизнесов не могут позволить себе игнорировать этот тренд”, – считает SEO-специалист. В своей колонке для SearсhEngineLand он в простых вопросах и ответах постарался объяснить, что именно Google собирается предпринять и как к этому готовиться. Обращаем внимание, что статья направлена скорее на владельцев онлайн-бизнесов, не очень хорошо разбирающихся в поисковой оптимизации, чем на экспертов в этой отрасли.

Вопрос №1: Зачем нам нужен mobile-friendly-сайт?

К 21 апреля Google запустит новый mobile-friendly-алгоритм, а сайты, не адаптированные к мобильным устройствам, опустятся в выдаче ниже.

Entertainment with digital tablet

Поисковик не будет блокировать или удалять ваш сайт из выдачи (и это недавно подтвердил аналитик Google Webmaster Trends Джон Мюллер). Но ваши продажи сократятся, поскольку мобильные пользователи теперь не смогут вас просто найти. Если у вашего конкурента сайт оптимизирован, он получит значительное преимущество в выдаче.

Вопрос №2: Правда ли, что mobile-friendly-сайт уже оптимизирован для мобильного поиска и не нуждается в SEO?

Однозначно нет. “Mobile-friendly” всего лишь означает, что ваш сайт красиво отображается на мобильных устройствах. Иными словами, ваш контент на любом смартфоне или планшете выглядит аккуратно. Но только потому, что ваш сайт неплохо смотрится на смартфоне, нельзя считать, что он уже оптимизирован для мобильного поиска. Оптимизация для мобильного поиска зависит от нескольких факторов, включая техническую реализацию работы сайта, код и контент.

Вопрос №3: Как мне понять, является ли страница адаптированной к мобильным?

Самый быстрый способ определить, адаптирована ли страница – это тест Google. По результатам тестирования вы получите не только оценку, но и несколько советов о том, что желательно улучшить в странице.

Учитывайте, что этот тест может проверять только одну страницу/URL единоразово. Но для больших сайтов непрактично тестировать каждый URL, так что лучше использовать Google Webmaster Tools.

Вопрос №4: Мы уже занимаемся традиционным SEO. Насколько необходимо заниматься мобильным SEO?

Традиционное SEO – само по себе сложный комплекс задач, но оптимизация для мобильного поиска требует еще более специализированных знаний. Результаты поиска меняются в зависимости от местоположения, типа устройства и т.д., правила ранжирования также меняются часто. Но подходите к этому не как к ограничению, а как к возможности заполучить преимущество.

Вопрос №5: Чем отличается мобильное SEO от SEO, связанного с геолокацией?

Мобильный поиск – “гипергеолокационный”, то есть его результаты зависят от того, где именно вы находитесь в данный момент. Ключевое отличие – ФОКУС на пользователях. Google выдает различные результаты в мобильном поиске, уникальные, персонализированные и релевантные для конкретного пользователя. Как уже упоминалось, в том числе они зависят от того, насколько адаптирован к мобильным устройствам ваш сайт.

Вопрос №6: Нужно ли менять контент в зависимости от того, для какого он устройства – мобильного или десктопа?

Это зависит от ситуации. Нужно принимать во внимание ваши бизнес-цели, то, как внимательно вас обычно читают, много ли шума у вас на странице, с какой целью вы выкладываете каждого материала и т.д. Попытка просто перебросить тот же самый контент со страницы, сверстанной под десктопы, на смартфон, плохо скажется на конверсиях и продажах. Нужно анализировать значение каждого материала для вашей аудитории.

Вопрос № 7: Какая мобильная конфигурация лучше всего нам подойдет?

По правде говоря, правильный выбор зависит от множества факторов: ваш контент, ваши технические возможности, бюджет и ресурсы, отрасль, бизнес-цели, точки входа, ожидания вашей аудитории. Google различает три типа конфигурации (больше информации об этом можно прочесть здесь):

Респонсив-дизайн. Контент для десктопа адаптируется так, чтобы хорошо смотреться на мобильном устройстве (больше можно прочесть здесь). Это значит, что URL не меняются, а аналитику и отчеты делать проще. Но ресайз одного и того же контента под разные устройства не всегда может срабатывать идеально.

Динамический показ. Веб-сервер узнает, какой у пользователя браузер, и затем выдает ему соответствующий HTML, основанный на информации об устройстве (больше можно прочесь здесь).

Отдельные мобильные версии сайтов. Посетители со смартфонов направляются на отдельный мобильный URL ( http://m.yourcompany.com), чуть больше об этом формате можно прочесть здесь. Я бы рекомендовал проконсультироваться с хорошим SEO-специалистом о том, какая именно конфигурация вам подходит.

Вопрос №8: Трафик с мобильных устройств плохо конвертируется. Возможно, мобильный поиск неважен?

Причин того, что конверсия с мобильных устройств – низкая, может быть несколько. Среди них:

  • Ваш контент плохо отображается на устройстве, людям приходится менять масштаб, не сразу видны call-to-action-кнопки и т.д.
  • На странице слишком много информации (или другого шума), так что пользователи просто сбегают с нее.
  • Страница содержит элементы, которые не отображаются на мобильном устройстве (например, Flash).
  • У вас проблемы с системой аналитики сайта, отчетами и отслеживанием поведения пользователей.

Важнее всего, что люди часто недооценивают влияние мобильного поиска на продажи из-за особенностей аналитики. К примеру, Google Analytics подсчитывает уникальные устройства, а не людей. Т.е. если один и тот же человек сначала заходил к вам с iPhone во время путешествия, потом  – с iPad из дому, а затем купил что-то с рабочего компьютера, в отчете он будет отображаться как три различных визита, из которых только один сконвертировался в покупку. В этом случае мобильный трафик будет казаться бесполезным, но ведь именно он привел к вам покупателя!

Вопрос №9: Можно ли доверять онлайновым инструментам для тестов?

Существует множество инструментов, которые позволят оценить степень “дружественности” вашего сайта по отношению к мобильным устройствам. Но слепо верить им нельзя. Пример: этот сайт получил 96/100 за пользовательский опыт в Google PageSpeed Insights, но у него очевидно не все в порядке.

friendly1Есть случаи, когда вы получаете отметку “Your site is awesome!” в тесте Google на мобильную адаптацию, но при этом ваш сайт совсем не оптимизирован для мобильных устройств. Пример описан в статье Алана Блейвейсса.

Не нужно полностью полагаться только на тесты, даже если это тесты самого Google. Лучше добавить к их результатам фидбек от экспертов в мобильном SEO.