В организации грузоперевозок основную массу времени занимают переговоры по телефону – они практически бесконечные. Сооснователь киевского стартапа Sovtes.ua Олег Рудковский почувствовал это на себе, работая в отделе логистики крупной украинской компании. И решил создать простую в установке и использовании программу, которая бы сильно упростила логистам жизнь. Проекту всего два года, но этим софтом уже пользуются “Метинвест”, “Интерпайп” и другие крупные корпоративные клиенты.
По данным “Метинвест Евразия”, именно эта программа помогла сэкономить около $1,8 млн в 2013 году при закупке транспортных услуг. Редакция AIN.UA пообщалась с сооснователем проекта Олегом Рудковским и директором по бизнес-развитию Максимом Севостьяновым о том, как стартапу искать и находить крупных клиентов и как IT может изменить рынок логистики.
Откуда взяли идею
В 2013 году Олег возглавлял подразделение логистики в Украинской горно-металлургической компании (УГМК). Объем перевозок компании в то время очень сильно рос, составляя около 500 маршрутов по всей Украине в месяц, а с ним росла нагрузка «на уши», т.е. время, которое сотрудники должны были тратить на телефонные переговоры. “Телефоны звонили постоянно, мы работали с 8 до 8 (причем это считалось легким днем)”, – вспоминает он. Так появилась идея написать программу, которая бы упростила общение с перевозчиками. После того, как программу протестировали, оказалось, что время, затраченное на телефонные переговоры, сократилось на 55%. Тогда Олег и еще двое будущих сотрудников Sovtes – Сергей Степаненко (сооснователь и текущий CEO проекта) и Денис Берг (текущий CTO) решили делать свой проект и в 2013 году ушли с работы ради своего дела.
Проблема логистики больших компаний часто заключается не только в бесконечных телефонных переговорах, но и во времени, которое приходится затрачивать на общение сторонам процесса перевозки. Логистам приходится анализировать огромные объемы информации и часто засиживаться на работе до ночи. Также часто тарифы формируются непрозначно, по перевозкам сложно готовить отчет и контролировать документы. Целью команды стало создание софта, который будет экономить людям время, компаниям – деньги.
Сейчас программа фактически является аналогом CRM для организации перевозок. Компания-заказчик платит за лицензию, получает доступ к программе и к базе данных перевозчиков.

Так выглядит форма добавления заявки
Когда логист компании размещает заявку на перевозку, информация о заказе моментально попадает всем партнерам-перевозчикам и они могут бронировать заказ. В заявке содержатся данные об условиях, цене, требованиях к транспорту (к примеру, компания может указать, что ей нужен исключительно рефрижиратор). Чтобы лучше контролировать тарифы на перевозку, компания может размещать разные типы заявок: заявки с указанной стоимостью, закрытые (только между своими партнерами) и открытые (между всеми перевозчиками в системе) тендеры. Это все происходит быстро, без ненужной и долгой переписки по e-mail и попыток дозвониться несколько часов подряд. Особенность в том, что все перевозчики в базе – это уже существующие подрядчики клиентов Sovtes, т.е. непроверенных компаний там просто нет. “Мы – что-то вроде закрытого клуба проверенных контрагентов”, – говорит Максим.
Первые клиенты и “позвоните завтра”
Еще во время тестов программы Олег попросил коллегу из “Метинвест Евразия” показать ее руководителям. Им понравилось, а будущая команда стартапа поняла, что этот софт можно продавать, что он пользуется спросом. На разработку, тесты и запуск программы команда потратила около $50 000-60 000. Запуская проект, решили подаваться в программу Microsoft BizSpark, компания присоединилась к программе в конце 2014 года, а в начале апреля начала использовать сервис Azure для хостинга. Сотрудничеством с Microsoft в компании довольны: пользовательская база постоянно растет, а Azure позволяет быстро масштабировать серверные мощности под нужды проекта. Еще один важный фактор: безопасность, ведь данные в Sovtes составляют коммерческую тайну. “Наши технические специалисты удостоверились, что данные в Azure очень хорошо защищены. Для нас была важна и надежность самих серверов, ведь всего 15 минут простоя могут вылиться для клиента в опоздание с доставкой груза. Еще хотелось бы поблагодарить команду Azure, с которой работаем: всегда идут навстречу, не пускают решение проблем на самотек, стараются помочь”, – поясняет Максим.
На примере первых клиентов команда видела, что решение работает: по данным “Метинвест Евразия” программа помогла сэкономить на перевозках около $1,8 млн в год. Но продавать ее клиентам не всегда было просто. “Бывало, что мы год тратили на клиента, чтобы как минимум начать публиковать рейсы и начать работать. Были сложности и с тем, что в логистике привычны к старым методам, и не хотят менять уклад”, – вспоминает Олег. Сначала команда пробовала общаться с рядовыми логистами, но постоянно натыкалась на “перезвоните завтра”, “начальник уехал” и “нет времени”. Пока не попробовала выйти на уровень выше.

Команда Sovtes: Олег Рудковский, Сергей Степаненко, Максим Севостьянов и Денис Берг
Были и курьезные случаи. «Мы честные, но нам это иногда вредит», – смеется Максим. Система показывает всю подноготную логистической сферы (зачастую это очень большой объем расходов для компании – до 10%), и не всегда отделы логистики готовы работать прозрачно. “Когда подписывали контракт с одной очень крупной компанией из Каховки, были уверены, что это лучшая компания в Украине с точки зрения менеджмента – IT-директор запустил систему за две недели. Но потом начались разные интересные сложности, с логистами мы общего языка не нашли”, – рассказывает Олег.
Тем не менее, команда Sovtes уверена, что на фоне борьбы с коррупцией в госорганах их софт поможет преодолеть коррупцию в бизнесе.
Чего добились за два года
У стартапа всего 20 клиентов, но нужно учитывать, что это – очень крупные корпоративные заказчики вроде “Метинвеста”, “Интерпайпа”, “Хортицы”, брендов “Щедро”, “Три медведя”, “Баядера Логистик”. Ежедневно программой пользуются около 1500 сотрудников, в системе Sovtes зарегистрировано более 22 000 транспортных средств, более 500 компаний-перевозчиков в Украине, и 200 – в РФ. Чаще всего это крупные компании (например, с парком на 600 машин), но есть и небольшие – на 1-2 машины.
У Sovtes в России работает полноценное представительство, а со временем компания рассматривает и выход на другие рынки. “Сейчас наш сервис позволяет заказчику управлять процессом, влиять на тариф, работу сотрудников и качество услуг перевозчика”, – говорит Севостьянов.
Сервис зарабатывает на плате за лицензию на программу (для покупателя программы в среднем это около 2000 грн) и на комиссии в 1% от стоимости перевозки.
Сейчас проект самоокупается, средства вкладывают в разработку сервиса, продажи и маркетинг. Команда рассчитывает выйти на прибыль в течение двух лет. Команда сейчас ищет инвестиции от профильного инвестора, хорошо разбирающегося в отрасли – деньги помогут доработать новые функции для софта. Если это получится, то прибыльным проект станет гораздо раньше, уверен его сооснователь.