Вчера народные депутаты 270 голосами поддержали законопроект №2181, который обязывает следователей и прокуроров предоставлять физическому лицу копию протокола об обыске или временном изъятии имущества. По замыслу авторов законопроекта, это должно облегчить обжалование обыска и возврат изъятого имущества. Для сообщества уанета этот вопрос за последнее время актуализировался с новой силой. Только в апреле прошел ряд скандальных обысков с изъятием оборудования. Сначала произошла нашумевшая история с обыском в Nic.ua, а вскоре СБУ изъяла 130 серверов у харьковского дата-центра, из-за чего в офлайн ушла тысяча сайтов.

JudgeВ пояснительной записке к проекту закона значится, что действующий УПК в редакции 2013 года не обязует следователя предоставить копию протокола, что затрудняет обжалование незаконных действий следователя и возврата изъятого имущества, поскольку без документального подтверждения факта проведения обыска и изъятия имущества человек не может доказывать свою правоту в судебном порядке. Пользуясь законодательной неопределенностью, следователи отказываются предоставлять копию протоколов, которыми зафиксирован факт проведения обыска или временное изъятие имущества. Закон №2181 призван эту ситуацию исправить.

Впрочем, юристы говорят, что все не так радужно. «В пояснительной записке к законопроекту указали, что отсутствие копии протокола мешает обжаловать незаконность действий следователя. Как бы не так. Сейчас возвращать имущество и обжаловать незаконность действий следователя мешают только судьи, которые не могут однозначно читать УПК», – поясняет партнер практики правовой безопасности бизнеса “Юскутум” Денис Овчаров.

По его словам, даже имея на руках определение об обыске и протокол обыска сейчас невозможно установить, что же является “временно изъятым имуществом”, которое можно вернуть после обыска. «Все остальное является доказательством по делу и решение о его возврате принимает только следователь или прокурор», – рассказал юрист. Единообразной судебной практики по возврату временно изъятого имущества нет, в результате чего на слуху громкие дела о невозврате техники, документации, изъятой в компаниях.

По мнению Овчарова, недостатки в законодательстве устраняются слишком медленно. “Не прошло и трех лет, как депутаты поняли, что во время обыска следователь обязан оставлять копию протокола тому, у кого он проходит. Если такими темпами пойдет, то все недостатки УПК мы устраним году к 2030-му», – сетует юрист.

Напомним, что недавно после обыска суд решил не возвращать  крупному украинскому доменному регистратору NIC.UA изъятое оборудование стоимостью $70 000.