Многие знают о том, что есть киберспортивные команды, которые ездят на соревнования и даже зарабатывают деньги. Но далеко не все представляют себе реальные масштабы этого рынка. «Да какие там деньги?» – иронично бросит обычный человек. И будет неправ. Наше агентство сотрудничает с букмекерской конторой ставок на киберспорт CybBet, и мы анализируем множество данных, связанных с киберспортом. Нас интересует все: команды, игроки, продюсеры, турниры и, конечно, финансовое благополучие всей игровой отрасли. Мы должны все знать, и хотим поделиться с читателями AIN.UA цифрами, которые точно многих удивят.
Объемы и аудитория
Newzoo и другие научно-исследовательские компании, которые занимаются изучением киберспорта, прогнозируют, что в течение ближайших трех лет количество людей, увлеченных киберспортом, увеличится в два раза. Интересно, что уже сейчас некоторые игры, как например, Call of Duty, намного популярнее традиционных видов спорта — таких как шахматы, автогонки или поло.
По данным исследования SuperData Research, сегодня в мире насчитывается 134 млн фанатов разных киберспортивных дисциплин. Большие объемы инвестиций в эту отрасль обеспечивают быстрый рост этой аудитории.
Ожидается, что годовой объем киберспортивного рынка в 2015 году достигнет $621 млн. Причем большая часть денег в киберспорте сосредоточена в Азии ($374 млн), на втором месте идет Северная Америка, потом Европа.
На днях свершилось знаменательное событие для всех фанов популярной игры Dota 2. Корпорация Valve огласила список команд, получивших прямое приглашение на The International 5 – крупный турнир, с призовым фондом более $7 млн! Из десяти топовых команд – четыре китайские. Приятно также, что в этом списке есть команда из Украины. Хоть мы и не Китай, но у нас довольно сильные игроки практически во всех дисциплинах.
Люди и зарплаты
Dota 2 – самая популярная игра в сети Steam, с ежедневными пиками в 800 000 игроков. Может ли бизнес и спонсоры пройти мимо такой аудитории? На прошлом чемпионате The International 4 команда из пяти человек заработала $5 025 599 за первое место. Впрочем, призовыми могут удивить и другие дисциплины в киберспорте.
В 2012 году «главной» игрой в США и Европе стала League of Legends (издатель .IOt Games). В январе 2014 года более 67 миллионов человек играли в нее ежемесячно, 27 миллионов — ежедневно. Подумать только: 27 миллионов человек каждый день погружаются в альтернативную реальность, где сражаются за виртуальное золото. А некоторые из них успешно конвертируют свое хобби в реальные деньги. Чемпионат мира 2014 года имел пятый по величине призовой фонд в истории киберспорта — $2,3 млн.
В других дисциплинах призовые тоже исчисляются десятками и сотнями тысяч. Counter Strike (призовые, разыгранные за историю дисциплины – более $15 млн), World of Tanks (более $1,5 млн), StarCraft 2 (около $16 млн), War Craft III (около $4 млн).
Возможно, дочитав до этого места, вы уже подумываете о том, а не послать ли «в доту» этот душный офис? Тряхнуть стариной, ведь в юности я неплохо двигал мышкой!
Не торопитесь. Когда мы смотрим, как «Барса» громит «Баварию», нам же не приходит в голову ринуться на поле в старых бутсах и показать немцам, как надо играть? Профессиональный киберспорт также отличается от любительских состязаний. Это многочасовые тренировки, командная дисциплина, режим. Призовые не делят на всех, а зарплату получают только игроки топовых команд. Пробиться в такой коллектив крайне сложно. Менеджеры ищут звезд, потому что они привлекают зрительские симпатии большую аудиторию – все как в большом спорте.
Ниже список таких звезд, с их общим доходом от призовых. Источник данных — Esportsearnings.com.
А вот список украинских звезд киберспорта, которые получили самые большие призовые в своей игровой биографии.
Профессионалы часто «подрабатывают» стримерами. Отличное знание игры, команд, собственное имя – все это слагаемые успеха на потоковых платформах. В прошлом году профессиональный игрок в League of Legends Вей Хан-Донг (Wei Han-Dong), более известный под псевдонимом CaoMei, ушел из киберспорта на телевидение. Двадцатидвухлетний геймер заключил контракт с компанией ZhangQi TV, по которому он будет устраивать трансляции своих игр в LoL за $800 000 в год.
Из игрока в телезвезды?
Ранее Вей был игроком китайской команды World Elite. Зарабатывал $654 в месяц до 2012 года, пока World Elite не стала победителем турнира IPL 5. После этого его ежемесячный доход увеличился до $1200. Помимо денег, немаловажной причиной ухода из киберспорта для Хан-Донга стала возможность вести более здоровый образ жизни. По его словам, перед соревнованиями он спал всего четыре часа в сутки, уделяя все остальное время тренировкам.
Поскольку мы подошли к теме стриминга, то нужно ответить на вопрос, поставленный в начале статьи о сервисе Twitch. В марте 2015 года на этой платформе в среднем регистрировалось более 600 000 онлайн-зрителей в реальном времени. Годовая аудитория достигла 51 миллионов зрителей по всему миру. На внутреннем американском рынке онлайн-игры смотрели 14 миллионов человек. Этот показатель настолько велик, что Twitch уже охватил бОльшую зрительскую аудиторию, чем 70% американских телевизионных сетей.
По оценкам Redef, 70% всех зрителей — моложе 35 лет, и они предоставляют наибольшую ценность для рекламодателей. Таких показателей очень трудно добиться с помощью традиционного телевидения. Кроме того, фанаты киберспорта, в отличие от обычных телезрителей, активно интересуются контентом. Например, лига MLG превышает такие средние по отрасли ключевые рекламные показатели, как количество полных просмотров рекламы (90% против 72%), клики на рекламу (4% против 2%), толерантность к рекламе (99% против 44%).
Деньги и спонсоры
Кто же вкладывает основные усилия и средства в развитие киберспорта? Главные инвесторы – это компании и частные лица, которые управляют командами.
Ребята из топовой команды Newbee тоже в надежных руках. Команда была образована в прошлом году и журналисты сразу назвали ее «дрим тим».
Об особой популярности киберспорта в Южной Корее говорилось выше. Еще одним подтверждением этого является мощное спонсорское участие компании Samsung в жизни нескольких команд.
Киберспорт – один из самых быстроразвивающихся феноменов XXI века. Незаметно, но очень уверено он вырастает в серьезное направление бизнеса, в которое вкладывают деньги крупные рекламодатели и спонсоры. Мы в Cybet видим растущий интерес со стороны аудитории, которая, возможно, не вовлечена в процесс, в качестве игроков, но увлечена их достижениями и победами. Это значит, что киберспорт перестает быть субкультурой и постепенно выходит на арену массовых развлечений и спортивных дисциплин.