Сергей Петренко: «Я плохо подхожу для работы в большой корпорации – мне там неинтересно»
Несколько дней назад в Одессе открылся крупнейший в городе коворкинг «Терминал 42» общей площадью 800 кв. м. Это стало приятным событием не только для одесситов, но и для основателя коворкинга Сергея Петренко, который наконец-то избавился от приставки “экс-директор «Яндекс.Украина»” и запустил проект, над которым работал последние несколько месяцев. Нам удалось побывать в коворкинге на следующий день после открытия, сделать несколько фотографий и расспросить Сергея о жизни после «Яндекса», запуске проекта в кризис и впечатлениях от глобального ремонта.
Почему вы решили заниматься коворкингом?
Прошлым летом со мной связались владельцы помещения – основатели магазина StilHaus — и предложили освоить эту площадь. Я подумал, что здесь можно сделать коворкинг. На то время здесь был только пол и крыша, но сам проект изначально выглядел очень бюджетным – нужно было положить гипсокартон, поставить перегородки между стенами, пошпаклевать и покрасить стены и положить пол. До этого владельцы здания уже положили много сил на его восстановление, вплоть до того, что при ремонте использовали оригинальный ракушняк, которому 160 лет. А перекрытия и пол на лестничной площадке – это оригинальная лиственница 19 века.
Не боязно было открываться в столь тяжелое для страны время?
Да в стране уже 25 лет тяжелое время. Ей и до этого легче не было. Если бы сегодня и завтра было понятно, что происходит что-то жуткое, то пару дней можно было подождать. Но нам тяжело уже год и до этого легко тоже не было, поэтому надо когда-то начинать заниматься делом. Нам даже немного повезло со скачком валюты в феврале — благодаря ему удалось удачно поторговаться с владельцем помещения за арендную ставку и условия.
Кроме того, коворкинг — это во многом инфраструктурный проект. Если у нас все будет хорошо и молодежь начнет заниматься бизнесом, то коворкинги для них удобнее и дешевле, чем собственные офисы. Если же в стране все будет совсем плохо и у людей перестанет хватать денег на офисы, то они снова придут в коворкинги. Как говорится, «акции вверх, акции вниз, а биржа зарабатывает». Попробуем проверить эту идею.
Мероприятия планируете организовывать?
Судя по последнему году у нас все очень хорошо с точки зрения мероприятий – наш народ никогда столько не ел, особенно на улице. Мы хотим взять хороший пример с «Часописа» и организовывать мероприятия самим – от IT-событий до камерных классических концертов. Кроме того, Одесса — это курортный город и летом сюда понаедет куча людей, так что пусть заходят поработать.
Во сколько вам обошлось строительство?
Надо посчитать, но, по-моему, больше $150 000 и однозначно меньше полумиллиона, которые насчитал Максим Яковер. Мы познакомились на IDCEE и я попросил его оценить стоимость строительства коворкинга. Он наложил смету «Часописа» на нашу площадь и получилась такая вот сумма. Я понял, что таких денег у меня нет, но пробовать как-то нужно.
И какие впечатления после ремонта?
Изначально у нас была только общая идея и план работ, но я был поражен, насколько легко оказалось работать со строителями. Я слышал про них много анекдотов, но по факту это оказался совершенно новый мир – на следующий день после переговоров строители принесли мне Excel-таблицу с распечатанной сметой и затем работали почти без отклонений по графику. От руки писал только электрик — он сказал, что у него нет компьютера и времени, чтобы сидеть в Facebook или читать почту. Единственные, кто умудрялись не брать телефон, пропускать все сроки и вообще обходиться без чертежей и смет — были студенты-архитекторы, которые занимались дизайном одного из внутренних помещений. Похоже, что селфи они делать научились, а вот работать еще нет. Это в точности, как в стартапах, когда у человека есть гениальная идея, но реализация ему не интересна – это детали, которыми займутся разработчики.
Вы единственный основатель коворкинга?
В принципе да. Идея и большая часть денег моя.
Не жалеете об уходе из «Яндекса»?
Да нет в общем-то. Я плохо подхожу для работы в большой корпорации – мне там неинтересно. А компания, в которой работает 6 000 человек рано или поздно становится такой и перестает быть стартапом. Корпорациям зачастую нужны не основатели, а люди, которые будут сидеть на конкретном месте и работать. Гендиректор большой компании – это человек, который ставит подписи под договорами, ходит к нотариусу и занимается кучей других формальных вещей. Я убил месяц чистого времени на нотариальные процедуры, когда мы строили офисы в Киеве, Одессе и Симферополе. С постоянными поездками в другие города, выяснениями, что на месте ничего не готово, ожиданиями, когда юристы доделают договор, каких-то справок и так далее. Это и есть работа гендиректора – ну зачем она нужна?
Я видел, как того же Воложа ловили по офису «Яндекса», чтобы подписать договор. Либо он идет на презентацию нового продукта, а его отводят в сторону потому что в компании налоговая проверка и без него не обойтись. Я, конечно, могу гордиться знакомством с главой Подольской налоговой администрации, но мне гораздо интереснее встречаться с людьми и обсуждать проекты. Да и с точки зрения продуктов – намного приятнее работать, когда понимаешь, что можешь сделать все так, как хочешь. Ты можешь прийти и сказать – завтра мы покрасим эту стену в синий цвет. И неважно почему – просто я так хочу.
Комментарии | 21
>> который наконец-то избавился от приставки “экс-директор «Яндекс.Украина»”
OMG.. це як ?
>>>Я плохо подхожу для работы в большой корпорации – мне там неинтересно.
Тобто весь той час, коли він був гендіром він мучив себе? 🙂 Співчуваю ….
Как можно кого-то критиковать, если фоткаешься с оружием и неправильно располагаешь указательный палец?! Главное, затроллить, и неважно шо сам ебанько.
Долго же Сергею было не интересно:)
ИМХО, это лицемерие — быть гендиректором, но потом говорить, что не подходишь на должность гендиректора. Ну не подходишь — так уйди, зачем тогда приходил и несколько лет работал? Как минимум, это неэтично. Причем неэтичность и в момент прихода, и все эти годы, и особенно в момент таких заявлений после.
В налоговой не нравится стоять и к нотариусу ходить? Это вообще похоже на лепет школьницы, а не взрослого предпринимателя.
Лепет школьницы – это задумчивая монашеская рожа, которая не в состоянии предположить изменения и увеличения бюрократии в процессе развития компании.
Данил, пару слов в защиту Сергея 🙂 Еще лет 5 назад, когда я работал в Яндексе, это была еще не совсем корпорация в классическом смысле слова. С тех пор многое изменилось, Яндекс реально вырос в несколько раз и вышел на IPO — можешь представить себе внутреннюю трансорфмацию всех процессов внутри? Сергей говорит об этом — скорее всего именно за последние пару лет для него стало некомфортно быть топ-менеджером в этой новой структуре. Не забывай, что Сергей в Яндексе был уже лет 10, если не больше.
Знаешь, мне было бы неприятно, если бы мой сотрудник, после ухода из компании, рассказывал бы потом в интервью крупным изданиям о своем негативном отношении к работе в этой компании. О том, как ему было тяжело и неинтересно строить новые офисы в новых городах и выполнять всю остальную работу.
Леша, я ничего не имею против Сергея, я говорю, что такие заявления ну очень неэтичны.
Во-первых, я нигде ничего не сказал о негативном отношении. И про то, что мне было неинтересно строить новые офисы — тоже.
А упреки в неэтичности я могу принять от какого-то ограниченного количества людей, в которое входят, например, Аркадий Волож или Григорий Бакунов, но точно не входит некто Тонкопий из комментариев на АИНе.
ок, значит я не прав, приношу свои извинения
как по мне, это не про бизнес. У всех разные игрушки, кому то рейнджроверы, кому то коворкинги. Хотя, коворкинги, все же лучше.
Ну почему же?! В публичных конторах, которые зарегулированы по самые помидоры, как раз не хватает свободы в принятиях самостоятельных решений. Вон, прессуха Цука с его съездом на правила – тому подтверждение.
Сергей, с открытием! В добрый путь!
Приеду в гости в начале Июня.
Ну и про деньги коль на меня Сергей сослался )
Мы говорили про $500 на квадрат, безусловно на эту сумму влияет изначальное состояние помещения, затраты, которые готов понести его собственник, размер гарантийного платежа исходя из стоимости аренды. Но если $500*8=4000 грн. и $187 (150K/800)*22 (активная фаза ремонта была в феврале/марте при другом курсе)= 4114 грн. То в гривне цифры очень сопоставимы.
Поэтому гипотеза была не так и уж неверна 😉
Макс, спасибо за советы и помощь. Жду в гости!
Уважаю Сергея, но так говорить нельзя. Судя по его подкастам, которые появились во времена работы в Яндексе, то что он сказал, не совсем правда.
Удивительно, как многие могут писать гадости о человеке, которого явно не знают. Хоть бы вспомнили, из-за чего ушел.
класс! жаль не в Киеве, буду в Одессе, загляну в гости 🙂
В добрый путь «Терминал 42»!
Грустно читать негативные отзывы соотечественников.
Сергей, удачи Вам! Искренне надеюсь что Ваш пример зарядит энергией других предпринимателей!
Приобрести профиль для гипсокартона несложная задача, так как основная часть работ связана с монтажом каркасов. Цена на профиль зависит от длины, его вида и производителя.
http://rufiteks.by/katalog/gipsokarton/profili