В 2014 году крупнейшие дистрибуторы техники решили жить по-новому. На совместной встрече они договорились честно платить налоги с импорта и избавляться от “серых” схем при ввозе потребительской электроники. Почти год спустя AIN.UA вместе с участниками рынка подводит промежуточные итоги. Рынок стал значительно чище – по оценке основателя “Розетки” Владислава Чечеткина, более 50% компаний сейчас работают по-белому. Но серые и черные схемы ввоза техники все еще процветают. Они остались прежними – занижение стоимости, подмена названий и неполное декларирование товаров.

Depositphotos_33568291_s

Миллионы мимо кассы

В Ассоциации предприятий информационных технологий Украины называют три наиболее популярные схемы серого импорта. Первая – ввоз по заниженной стоимости, чтобы не платить в полной мере 20% НДС и 5% ввозной пошлины за каждую единицу товара. Второй – подмена наименования, когда под видом «ноунейма» завозится брендированная электроника. Третий – подмена понятий, когда, например, под видом микросхем завозят процессоры, стоимость которого выше. Или в декларацию вносятся не все характеристики.

В последнее время значительно выросло число случаев, когда таможенная статистика пестреет заниженными характеристиками. Например, в декларации вносят USB-накопители в 1 Гб, хотя все знают, что такие карты давно не пользуются спросом. Эксперты ассоциации проанализировали рынок флэш-носителей, и снова обнаружили значительную разницу между количеством ввезенного и проданного товара, что прямо свидетельствует о большом объеме контрабанды. Всего за период январь-апрель 2015 года в Украину ввезено 328 000 единиц товара группы «флэш-носители», тогда как общий объем продаж этих продуктов в указанный период, по данным GfK, превысил 1,344 млн штук.

По словам директора АПИТУ Юрия Пероганича, они мониторят рынок и сообщают правоохранительным органам о фактах занижения таможенной стоимости при импорте, подозрительно низких ценах на импортные товары в розничной торговле, которые могут быть получены только при применении «черных» (контрабанда) и «серых» (занижение таможенной стоимости) схем при ввозе товаров. Проводить или не проводить рейды – решают сами правоохранители.

Таможня дает добро

В августе прошлого года профильные ассоциации и импортеры электроники заключили меморандум с государственной фискальной службой с целью эффективнее бороться с «серым» импортом. Инициаторами меморандума выступили крупнейшие ИТ-дистрибуторы – ELKO, ERC, MTI, МУК, «Инвестком», и торговые сети – «Комфи», «Эльдорадо», «Фокстрот», которые входят в профильные ассоциации АПИТУ и «Украинские импортеры бытовой техники». В феврале 2015-го собственники крупнейших дистрибуторских и розничных компаний встретились с руководством ГФС и договорились о начале совместных действий по легализации рынка ИТ и потребительской электроники.

По словам Пероганича, через неделю импортеры снова напомнят о себе, и будут договариваться с новым составом Госфискальной службой теперь уже о порядке взаимодействия по обмену информацией. Участники рынка будут консультировать таможню по минимальным ценам ввозимых устройств, чтобы те их учитывали, проверяя декларации импортеров. Это даст возможность получать информацию о реальных объемах ввоза. «Мы уперлись в то, что украинское законодательство слишком строгое в плане защиты коммерческой тайны. Ее уровень превышает необходимый. Таможня не может предоставить даже обезличенную информацию. Вынуждены с этим считаться», – поясняет Пероганич.

Как известно, с 2012 года после объединения вопросами налоговой и таможни занимается ГФСУ. Недавно там сменилось руководство. В мае Кабмин назначил главой ведомства Романа Насирова. Первым заместителем главы службы назначен Сергей Билан, который курирует налоговую милицию. А за работу таможенных органов теперь отвечает Константин Ликарчук.

Политическая Воля и намерение навести порядок со стороны нового руководства декларируется, но пока что о работе новой команды говорить рано, считают в АПИТУ. Цивилизованные и белые схемы ведения бизнеса наталкиваются на сильное сопротивление нижнего и среднего звена таможни, говорит Пероганич. Причина – в низких зарплатах самих таможенников.

На белую сторону

По наблюдениям Владислава Чечеткина,  сейчас уже более 50% компаний работает по-белому. Рано или поздно ситуация должна окончательно решиться в сторону белой схемы, считает председатель правления группы компаний «DiaWest – Комп’ютерний світ» Анатолий Балюк. При этом он отмечает, что белым предпринимателям стало сложнее работать. «Компания работает 21 год, и более неблагоприятных условий не было никогда. Много знакомых повыводили и закрыли бизнес. Проблема не в войне, а в подходе властей», – говорит он.

Генеральный директор компании Comfy Геннадий Вербиленко уверен, что государство должно играть ключевую роль в выводе рынка из тени. «Сегодня мы ощущаем желание власти слушать бизнес и что-то менять, но быстрых изменений ожидать не приходится. Налицо конфликт чиновников старого аппарата и новых руководителей. Ведь в органах власти в большинстве своем работают те же люди, что и раньше», – отмечает он. К тому же, нет законодательной основы изменений, что связывает по рукам новых управленцев. «На сегодняшний день мы не видим ни официального документа, определяющего перспективы экономического роста страны, ни радикальных законодательных изменений или конкретных планов реформ и ответственных за них лиц. Можно сказать, что пока в Украине работать вбелую просто не модно», – говорит Вербиленко.

У нас все хотят жить в Европе, но при этом не спешат переводить мышление и бизнес-процессы на европейские рельсы, считает исполнительный директор торговой сети «Фокстрот» Вячеслав Поврозник. Он уверен, что обелению рынка будет способствовать обязательная установка кассовых аппаратов. «Да, это непростые, но необходимые изменения, без которых потребитель и дальше будет недополучать достойные товары и сервис. Процесс внедрения РРО ресурсоемкий, но, главное, нужно иметь желание вести бизнес «по-белому», – говорит он. По его словам, наличие кассового чека делает практически невозможной продажу контрабанды и контрафакта. В структуре рынка бытовой техники и электроники Украины, а это 46,17 млрд грн. (за 2014 год), около половины продаж, по его мнению, принадлежат «серому» и «черному» рынку.