В Верховную раду 19 июня внесен пакет законопроектов по кибербезопасности, которые интернет-сообщество окрестило новыми «законами от 16 января». Первый проект технический – лишь вводит новый термин. А второй – содержит ряд спорных норм, регулирующих интернет и связь, а также расширяет полномочия спецлужб и следователей. Впрочем, авторы проектов заверяют, что руководствуются благими намерениями, а повода для паники нет. Документы еще будут рассматриваться в парламентском комитете и парламенте. Время на внесение правок еще есть. Сегодня проекты обсуждают на заседании Общественного совета.

Censor internet concept

Законопроект №2126а, носит технический характер, вводит термин контент-провайдера и делает его субъектом запросов на раскрытие информации. Согласно проекту, контент-провайдером определяется субъект хозяйственной деятельности, который предоставляет информационные и прочие услуги через сети операторов и провайдеров телекоммуникаций. Законопроект № 2133а принят группой депутатов во главе с народным депутатом от ВО «Батькивщины» Андреем Кожемякиным.

Нормы преткновения

Интернет-сообщество эти проекты резко раскритиковало и сравнило с диктаторским законам «от 16 января». Напомним, 16 января депутаты приняли закон 721-7 (регистрационный номер — 3879) о блокировке сайтов, продаже SIM-карт по паспорту и наказании за «экстремизм» в соцсетях, а уже вечером 17 января стало известно, что президент подписал эти законы. В проекте №2133а от 19 июня интернет-деятели считают спорными сразу несколько норм, с помощью которых:

  • следователи могут блокировать сайты, через которые распространяется запрещенная законом информация, восстановление работы сайта возможно по решению суда;
  • провайдеров обязывают предоставлять уполномоченным органам информацию о своих абонентах;
  • операторов связи обязывают за собственные средства устанавливать на своих сетях технические средства, необходимые для проведения действий спецслужб;
  • считать нарушением использование средств массовой информации, а также киберпространства для распространения порнографии.

Реакция интернет-сообщества

По мнению заместителя главы правления Интернет ассоциации Украины Татьяны Поповой, законопроекты и процедура их рассмотрения напоминают фарс, а сами проекты требуют концептуальной доработки. «Из второго законопроекта достаточно процитировать два абзаца, чтобы понять, что 16 января отдыхает (блокирование сайтов и раскрытие данных об абонентах. – ред.)», – написала она сегодня на своей странице в Facebook.

Вице-президент УСПП Иван Петухов более резок в высказываниях. По его мнению, авторы второго проекта списали его с забракованного драфта Госспецсвязи, в котором указаны спорные нормы и который Госспецсвязи собиралась править совместно с общественностью. «Очень тяжело в этой ситуации строить страну и избавляться от кризиса. Наши эксперты работают над ним, готовят изменения. Такие законы не должны быть приняты», — отметил Петухов.

Как отметил управляющий партнер АО «Юскутум», по этим законопроектам можно подвести параллели сразу к двум актам. Первый – American patriot act, второй – те самые законы от 16 января. “Схожесть – в беспрецедентном усилении силового ведомства для охраны государства. И если судьба отечественного закона известна всем украинцам, то действие американского тоже было признано неудовлетворительным”, – пояснил он.

Предложенные законопроекты Афян считает недоработанными, поскольку они фактически создают на базе НКРСИ аналог Роскомнадзора. В частности, дают слишком широкое определения нарушениям, за которые можно блокировать сайты, например, к списку нарушений относят порнографию. «Не понимаю, как рукоблудие может навредить национальной безопасности», – удивляется он.

Адвокат согласен, что в условиях войны с российским агрессором интернет – одно из пространств, в котором осуществляется война. Однако законопроект пытается дать следователям чрезмерные полномочия. «С этим законом следователь сможет блокировать “Украинскую правду”, но не сможет заблокировать «ВКонтакте». Закон будет работать против обычных украинцев, но не позволит противостоять РФ в интернете. В этом ключе риск злоупотреблений очень высок. В нынешней ситуации проект принимать нецелесообразно, а без реформы системы органов безопасности совершенно бессмысленно», – отметил Афян.

Покажет время

Как рассказали AIN.UA в «Батькивщине», документ разрабатывался в течение января-апреля с привлечением иностранных экспертов из США, Канады, Европейского союза, а также представителей правоохранительных органов и силовых структур. Их предложения были учтены при доработке окончательных вариантов этих проектов. Также создана рабочая группа, по результатам которой подготовлен ряд нормативно-правовых документов: проект указа президента Украины «О стратегии обеспечения кибербезопасности Украины» и упомянутые законопроекты.

Авторы пакета проектов уверены, что их нужно принимать безотлагательно, с учетом наличия существующих угроз в сфере информационной безопасности (прежде всего, гибридной войны на востоке Украины), а также необходимости усиления борьбы с киберпреступностью. Они подчеркнули, что подтверждением важности указанных законопроектов является заявления пресс-секретаря ООН Стефана Дюжаррика о том, что «кибервойна с стороны РФ представляет собой серьезную угрозу безопасности».

По словам Кожемякина, времени на обсуждение спорных законопроектов есть. Они будут рассматриваться в комитете и ВРУ в первом и втором чтении. “Будут учтены все предложений экспертного и гражданского сообщества. Желающие приглашаются на эти заседания”, – резюмировал он.