Если бы аналитики стартап-рынка писали пролог «Властелина Колец», то начиналось бы так: “Инновационная идея, глобальная ориентация, инвестиционная поддержка и огромное желание изменить собственную жизнь и мир…” Посудите сами: есть два операционных менеджера и отдел продаж (хоббиты), разработчик интерфейса (эльф), разработчик софта (гном), фаундер-вдохновитель (Гендальф) и CEO – кофаундер (Арагорн). А Боромир все равно покинет проект в самом начале. Идея шикарная – мир без зла, всеобщее развитие и гармония. Но есть одно «но» – Кольцо Всевластия, баг этой программы. И если бы родственники разработчика не инвестировали в проект, то накрылось бы все на этапе регистрации на Kickstarter.
Тем временем в Белом Городе
Эксперты утверждают, что в Украине грядет эра IT и страну ожидает бум стартапов. Сейчас в мире насчитывается 68 000 проектов. Почти половина – в США. В Европе лидирует Великобритания – 4 303 стартапов. В Украине – 452 проекта, из них 268 – в Киеве (по данным StartupBlink). Достойный результат: в Киеве стартапов столько же, сколько в Стокгольме, в два раза больше чем в Праге и Милане, и немножко меньше чем в Гонконге.
Их число безустанно растет. Популяризация 3G, позитивная динамика по привлечению инвестиций в украинские IT-стартапы, относительная дешевизна затрат – лови волну! Сегодня мы уже можем гордиться MacPaw, Terrasoft, Jooble, InvisibleCRM, Grammarly и Paymentwall. Google выкупил Viewdle, а Petcube поднял seed-раунд в размере $1,1 млн от фондов AVentures Capital и Almaz Capital.
По результатам финансового анализа AVentures Capital, 61% украинских стартапов – прибыльные, 16% – безубыточные, 23% – убыточные, 33% компаний-лидеров отрасли являются классическими bootstrapped-проектами. Они основаны на небольших первоначальных вложениях основателей, с последующим реинвестированием прибыли.
Почему именно такие цифры и возможен ли качественный передел существующих тенденций? Мы решили разобраться вместе с теми, кто “немножко” понимает в этом.
Мнения хранителей мудрости
Александр Косован, CEO MacPaw, поведал нам три самых распространенных симптома поражения стартапа:
- Отсутствие финансовых ресурсов (не привлекли вовремя инвестора, все уже потратили, поэтому нет возможности развивать и продвигать продукт)
- Отсутствие интереса со стороны рынка (поверхностное исследование рынка, нечеткое позиционирование и, как следствие, незначительный спрос, низкая конверсия)
- Неумение “улавливать” актуальные тренды, создавая продукт на вчерашних технологиях.
Александр также определил три самых уязвимых места украинского стартапа:
- Ориентация на локальный рынок;
- Отсутствие знаний о поведении потребителя на зарубежных рынках;
- Ограниченный круг профессионалов в отрасли, что является основным тормозом для получения новых знаний, обмена опытом.
Вспоминая времена основания своего детища, Александр назвал три основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в самом начале его Похода:
- Поиск компетентных сотрудников со сходными ценностями, которых мог себе тогда позволить;
- Отсутствие наставника, ментора, который бы мог предотвратить первоначальные ошибки;
- Полное отсутствие поддержки предпринимательства со стороны государства.
Во многих аспектах, мнение Евгения Сысоева, человека №1 в уанете и управляющего партнера AVentures Capital, совпадает с мнением Александра. “Самое уязвимое место украинского стартапа – слабый менеджмент, особенно в сравнении с аналогами из развитых стран. Предприниматели в Украине очень рано расслабляются, когда нужно еще сильно ФОКУСироваться на росте и выигрыше в своей нише в мире на долгосрочном горизонте. Может быть, это связано с тем, что в Украине больше изобретателей технологий или мечтателей, чем людей, способных администрировать и развивать IT-бизнес.
Ограниченный профессиональный и личностный рост основателей и лидеров проекта, ограниченные амбиции или менеджерский талант – та точка бифуркации, которую не преодолевают многие украинские стартапы. В Украине, к сожалению, действует тенденция отсутствия СЕО, способных строить большие в глобальных масштабах (от $100 млн до $1 млрд и более) IT-компании. А это, в свою очередь, приводит к тому, что многие компании стагнируют в росте, при достижении планки в “десятки-сотню миллионов” или пару сотен людей”, – считает Сысоев.
CEO и основатель Digital Future Алексей Витченко самыми распространенными симптомами поражения стартапа назвал утрату веры в свой проект и идею, отсутствие гибкости и умения быстро адаптироваться к новым условиям, изменениям и низкую финансовую грамотность. “Популярная ошибка среди украинских стартапов – стремление завоевать глобальный рынок, но при этом все гипотезы тестируются на отечественном рынке. Это изначально неправильная стратегия. Результаты такого тестирования, скорее всего, будут ошибочными и абсолютно неприменимыми на западных рынках. Также распространенное узкое место украинских стартапов – отсутствие маркетинговой стратегии и понимания маркетинговых инструментов.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются украинские проекты – привлечение капитала в виду его дороговизны. Конечно, политическая ситуация в стране также влияет на развитие стартапов. У некоторых бизнесов фаундеры уходят в АТО или просто уезжают из страны. Это губительно влияет на развитие дела”, – подчеркивает Витченко.
В момент основания компании, Алексей, по его собственным словам, как и большинство начинающих предпринимателей, был мастером на все руки и ничего не хотел делегировать, особенно финансы.
“Поскольку я не программист, были сложности с техническим пониманием того, как работают сайты в интернете. Что такое бэкенд/фронтенд? Я нанимал недостаточное количество персонала и, как результат, не успевал качественно обслужить все заказы. Все время был ограничен в этом из-за маленьких офисов. Вовремя не масштабировался”, – признается он.
Победа над Силами Тьмы
До недавнего времени инвестиции в IT-проекты были крайне низкими. Стартап либо быстро выходил на нулевую рентабельность (в лучшем случае – в плюс), либо его ждала быстрая смерть. Сейчас же, расчет инвестиций постепенно выходит на миллионы. А критические точки процесса создания и развития стартапа, названные экспертами, не являются точками невозврата. Это как если бы Братство Кольца испугалось в Мории и повернуло назад. Или герои расслабились бы после Хельмовой Пади и выкинули Кольцо в замковую канаву.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и сложившиеся тенденции, украинская “ITшка” развивается и продолжит стремительно расти. Украинский IT-стартап уже владеет мечом, луком, топором и имеет все шансы изменить мир. Осталось только выкинуть кольцо в жерло Роковой Горы – протестировать продукт, найти баги и все пофиксить.
Тем более, это возможно, даже если стартап совсем молодой, и у него нет денег на профессиональных тестировщиков – для этого мы проводим регулярные “тестатоны” (то же самое, что хакатон, но для тестировщиков). Получилось у Фродо, получится и у вас! Один Совет у Элронда уже состоялся, а кто не успел протестировать свои идеи – может сделать это на следующем Совете – Summer Testaton.
Автор: Леся Исаенко, контент-менеджер образовательного IT-проекта GoIT