Как получить самые первые инвестиции — 5 советов от ангелов, инвесторов и предпринимателей

9237
1

В пятницу по случаю своего первого Дня рождения сообщество бизнес-ангелов UAngel собрало на одной площадке экспертов украинской венчурной отрасли, чтобы поговорить с ними о том, как стартапам делать старт. Идеи витают в воздухе, команды изрисовывают горы салфеток за столиками столичных креативных пространств, но где взять денег на их реализацию? Об этом начинающим предпринимателям рассказали инвесторы Андрей Колодюк, Вадим Роговский, Бас Годска и уже состоявшиеся предприниматели Роман Прокофьев и Петр Бондаревский.

Вадим Роговский, основатель и СЕО Wannabiz

Проблема украинского стартап-сообщества и общества в целом проста — люди не понимают, что нужно продавать. «А сколько я вам должен?» — «А сколько дадите?». Это жуткий совок. Надо как-то внедрить в сознание, возможно, в обучение, что пока ты не начнешь продавать, у тебя ничего не получится.

Если бы я был стартапером, я бы по-максимуму выжимал «три F» (family, friends, fools — семья, друзья, дураки — ред.), чтобы показать, что я уже чего-то достиг и могу достичь большего. Я бы ходил по инвесторам, но не за деньгами, а за советом. Чтобы не я у них просил деньги, а они в какой-то момент сами мне эти деньги предложили.

Бас Годска, ангел-инвестор

Очень приятно быть ангелом, потому что «экселевские» подходы — это кощунство. Как же можно сразу начать продавать, сперва же нужно красиво все завернуть! Стартап — это ребенок. Там рулит хаос, интуиция, любовь, страсть. Для меня принятие решения строится, в первую очередь, на человеческом факторе. Расскажу показательную историю из жизни.

Я подрабатываю консультированием. Однажды я приехал в Москву консультировать очень большой интернет-магазин, и тут ко мне обратились за советом три молодых парня. Они сказали, что у них маленький интернет-магазин по продаже парфюмерии. Я ответил, что круглосуточно занят и у меня нет времени бесплатно помогать. Они сказали, «окей», достали договор и вручили мне $10 000 со словами: «Это аванс, а потом мы еще заплатим».

Бас Годска у микрофона

Каждое мое слово они записали и на следующий же день реализовали. Им было так больно — каждая минута стоит бешеных денег! А я начитал им уже 40 часов, и мне стало как-то неудобно… В какой-то момент я начал любить этот проект. Я увидел первые продажи, первый миллион оборота, и я захотел вложиться в них. Я вернул им деньги, добавил еще и купил долю. До сих пор мы с ними каждый день общаемся, они помогли мне развить мою консалтинговую контору в Москве… Довольно оригинальная техника завлечения инвестора в проект, я считаю.

Роман Прокофьев, сооснователь Jooble

Давайте представим, что я кремниевый инвестор, и приходит ко мне Google лет 30 назад. Я им говорю, ребята, с чем вы пришли — с поиском? У каждого портала есть поиск! У вас нет модели монетизации? О чем мы можем тогда разговаривать. Ко мне приходит Facebook, а я им говорю: «Что, фотки? Classmates мучается с 1998 года! Ничего у вас не получится — модели нет, продаж нет, ничего нет». Я понимаю, что я бы не инвестировал ни в Google, ни в Facebook, ни в Instagram — компании, которые сегодня стоят миллиарды долларов.

Поэтому какой-бы проект ко мне ни приходил, я хочу, чтобы основатель, даже если я в него не поверил, сам продолжал верить в себя. Потому что я могу ошибаться, несмотря на весь мой опыт, знания и деньги. И прошу инвесторов — не подрывайте веру предпринимателей в свой проект, какой бы бредовой не казалась идея.

Петр Бондаревский, сооснователь VOX

Инвестору просто надо понравиться. Когда мы питчили перед AVentures, я просто заметил, что управляющему партнеру фонда Евгению Сысоеву мы понравились. Спросите Y Combinator, как они принимают решение — если одному из членов совета понравилась команда, они попадут в инкубатор, а если никому — не попадут.

Петр Бондаревский у микрофона

Андрей Колодюк, управляющий партнер AVentures Capital

Не бывает плохих проектов. Есть два варианта — проект не готов для инвестора или автор не готов для проекта. Мы готовы помогать авторам «дорастать». Прежде чем инвестировать в команду, мы общаемся с ней год, иногда полтора до того, как сделать вложение. За прошлый год мы поняли, что в Украине просто нет готовых проектов, в которые ангелы могут просто вложить деньги.

Между инвестором и стартапером должна возникнуть химия — это как в романтических отношениях. И чтоб она возникла, над химией нужно работать. Постоянно общаться с инвесторами, ходить на встречи, развивать внутренние качества, направленные на достижение своих целей.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Роман Прокофьев, адеватно. В Украине инвесторы пока не готовы вкладывать в проекты с дальней перспективой.

    Выкат и отшлифовка бизнес-моделей на 10 пользователях вот, что нужно украинскому инвестору.
    Чтобы команда была серьезная, чтобы технология была за пару месяцев такая же как у Google через 10 лет и т.д.

    Инностранные фонды и ангелы на ранних стадиях задают вопрос: «Сколько сжигаете? »
    В Украине задают вопрос: «Сколько зарабатываете? Как быстро включите монетизацию?»

Поиск