Согласно опросу DOU, почти половина выпускников утверждают, что будь у них возможность вернуться назад и «переиграть», они бы вообще не поступали в вуз или же шли на заочку в пользу работы. Опрошенные AIN.UA руководители и основатели украинских IT-компаний закончили ведущие вузы и считают высшее образование полезным. Многие из них довольны выбором вуза и жалеют лишь о том, что мало внимания уделяли иностранным языкам. Впрочем, есть и те, кто считает, что все необходимые знания для того, чтобы состояться в жизни, давно можно получить из интернета, и не уверены, что стоит тратить пять лет на вуз.
Мась Алексей, основатель УБС
Я олимпиадник, в 10 классе занял первое место по физике по республике Украина, а в 11 – второе. Меня взяли без экзаменов – я поступил на Радиофизический факультет университета Шевченко. Там было трудно, но интересно. Именно там с группой друзей я занялся программированием, познакомился с научным руководителем и занимался распознаванием изображений. К слову, из нашей кафедры вышел Юрий Мусатенко, руководитель Viewdle, компании, которую первой на просторах СНГ купил Google. И технический директор тоже из наших.
Оцениваю опыт обучения как положительный. С факультета я попал на первую работу и на вторую (в банк). Сокурсники рассказали мне, как писать html, когда про это еще никто не знал. Позже я думал, почему не пошел на факультет журналистики? Я много писал. Но сейчас мне нравится инженерный выбор, который был сделан. Я опять поступил бы на факультет, чтобы стать квантовым физиком.
Современным выпускникам советую искать интересные проекты и работать еще во время обучения. Общайтесь, нарабатывайте связи. Например, за игрой в настольный теннис в университете я познакомился с Александром Поповым, которого потом встретил в НБУ, и с которым мы делали первые проекты в уанете. Я – Украинскую баннерную сеть, а он – сайт «Динамо Киев от Шурика».
Дмитрий Латанский, руководитель проекта Repka.ua
Мой опыт поступления в вуз, наверное, не уникален. Когда в юном возрасте не понимаешь, где и чему хочешь учиться, идешь туда, где шансы поступить выше. В моем случае таким был сварочный факультет КПИ. Опыт обучения стандартный для студентов. Первые несколько лет работаешь на зачетку – дальше зачетка работает на тебя. Поэтому на четвертом курсе я мог работать на фултайме, а в институт прибегать несколько раз в год для того, чтобы получить необходимые отметки и сдать сессию.
Несмотря на все недостатки нашего высшего образования, я согласен с мнением, что вузы учат учиться. Этот навык очень пригодился, поэтому не считаю студенческие годы пустой тратой времени. Если бы была возможность переиграть, я бы больше внимания уделил изучению иностранных языков.
Выпускникам хочу посоветовать помнить, что знания, которые дают в вузе, устарели. Мир стремительно меняется, а вузы за переменами не успевают. Выполнять необходимый минимум в вузе надо, но стоит уделять время и приобретению дополнительных знаний – языкам, онлайн-курсам. Также общаться с продвинутыми людьми – посещайте семинары, конференции, коворкинги, где можно познакомиться с ними.
Повысить вашу конкурентоспособность поможет опыт работы на действующем предприятии. Тут важно помнить, что наличие диплома не играет никакой роли – работодатель ценит умение решать конкретные задачи.
Виталий Тищенко, гендиректор «ABBYY Украина»
Я поступал в КНУ имени Шевченко на факультет кибернетики и мне, как золотому медалисту, достаточно было сдать один экзамен (математику) на пятерку, что я и сделал. Учиться было интересно. Конечно, в то время обучение было бесконечно далеко от актуальных технологий программирования. В вузе культивировалась некая научность подхода, нежелание догонять современные тенденции. Как говорил один наш преподаватель: «Это не ремесленное училище».
Сейчас я бы, наверное, поступал туда же. Я считаю, что если я хочу работать в Украине, то украинское образование имеет одно важное преимущество. Оно позволяет (если это хороший вуз и факультет) познакомиться с широким кругом интересных людей. Эти связи позже помогут строить бизнес и находить партнеров. А если человек отучился за рубежом, то ему придется налаживать все контакты с нуля.
Выпускникам я бы посоветовал три вещи. Во-первых, искать работу по душе, а не гнаться за высокой зарплатой или «модной» должностью. Во-вторых, не терять связи с однокурсниками. Это социальный капитал, который обязательно пригодится. Ну и третий совет: идти работать как можно раньше. Выпускник вуза – это человек, который может обладать одновременно и хорошими знаниями, и навыками быстро учиться, отличное сочетание для успешной карьеры. Не стоит идти на скучную работу, где эти полезные навыки начнут пропадать.
Андрей Колодюк, венчурный инвестор и предприниматель
Я перешел на заочное в КПИ в пользу работы и получения практических навыков построения компании с нуля. Это правильный путь для предпринимателя. Только практическое знание имеет ценность а теории сейчас пол интернета – учись не хочу.
Егор Анчишкин, основатель и руководитель Zakaz.ua
Я бы все сделал точно так же (предпочел бы заочку в пользу работы – ред.). У меня был тяжелый вуз – Физтех при КПИ, и он очень много дал мне.
Выпускникам я бы посоветовал искать нескольких преподавателей, которым интересно учить, и которые знают передовой, современный край того, чему учат. Если это интересно студенту, тогда нужно 90% времени провести с такими преподавателями.
Денис Довгополый, управляющий партнер GrowthUP Group
Я поступил на механико-машиностроительный факультет КПИ, а в ходе учебы на базе нашей специальности создали Факультет аэрокосмических систем. Начиная с третьего курса я работал не по специальности и учебе уделял немного времени, но тем не менее, закончил, и даже с неплохими оценками (в наши времена коррупция еще не сильно проникла в вузы и сдавать приходилось по-честному).
Очень благодарен КПИ за 21 семестр математик и такие предметы, как сопромат, аналитическая механика, начертательная геометрия, инженерная графика и теория автоматического управления. Считаю, что на мой характер, мировоззрение и даже отношение к жизни и к бизнесу, КПИ оказал существенное влияние.
Если бы можно было все вернуть, на первом-втором курсе уделил бы больше внимания изучению английского языка и участию в международных программах обмена студентами.
Выпускникам рекомендую как можно больше времени тратить на учебу на 1-3 курсах, и как можно больше уделять времени (не в ущерб учебе) стажировкам и работе на волонтерских или младших позициях в реальных компаниях, проектах.
Николай Палиенко, директор Prom.ua
Получил хорошее фундаментальное образование по математике и физике на Физтехе КПИ на первых двух курсах. Потом начал работать, и с четвертого курса редко появлялся на парах. По факту это был правильный выбор.
Если бы была возможность все «переиграть», наверное раньше увлекся бы программированием параллельно с математикой и физикой. Но полученные знания точно не лишние, и они стоили того времени, которое было на них потрачено.
Выпускникам рекомендую как можно раньше понять, что нужно бизнесу от сотрудника. Очень часто это совсем не то, чему учат в институте.
Алексей Иванкин, сооснователь 908.vc
Поступил без экзаменов как победитель Всеукраинской олимпиады по программированию. Работу пошел искать после недели учебы. До четвертого курса шел на красный диплом и работал на двух работах, после этого стал писать на PHP (2000 год) и дипломную работу еле сдал.
“Переигрывать” не готов. Все и так неплохо получилось.
Выпускникам советую определиться, чего они хотят на самом деле — работу в стабильной компании или свой бизнес. Для большинства компаний навык бесплатной работы на одном месте на протяжении пяти лет считается полезным, и они требуют эти пять лет вуза. Для создания своего бизнеса нужны совсем другие университеты.
Анатолий Балюк, председатель правления группы компаний «DiaWest»
В далеком 1982 году поступил на радиотехнический факультет КПИ – самый престижный, с самым высоким конкурсом, что сейчас воспринимается как анекдот. После физико-математической школы поступать в вуз и учиться было легко. Со второго курса работал на кафедре, а на третьем курсе еще и дежурил ночным сторожем. Поскольку учился хорошо, имел много свободного времени, которое тратил на путешествия. По окончанию вуза работал молодым специалистом на режимном военном предприятии.
Если бы была возможность повернуть время вспять, я бы наверное ничего не менял. У меня были прекрасные студенческие годы.
Мой совет выпускникам – специальность нужно выбирать универсальную, которая пригодится в будущем, чем бы вы не занимались. Например, менеджмент, финансы, маркетинг. Вуз необходимо выбирать со студентами, которые хотят учиться, а не пришли получать «корочку». Общаясь с целеустремленными сокурсниками, студент повышает свою планку. Главная задача вуза – научить учиться, чтобы можно было быстро найти и усвоить новый материал. На новом месте работы нужно повышать свою квалификацию через самообразование, тренинги и семинары.
Евгений Шевченко, основатель рекламного агентства UaMaster
До вуза я учился в экономической группе лицея, где нам преподавали в минимальном объеме базовые дисциплины: экономику, маркетинг, менеджмент и прочее. Этого хватило, чтобы при поступлении выбор специальности был осознанным, и я пошел на маркетинг. Выбор будущей специальности случайно или по наставлению родителей – это одна из возможных проблем абитуриентов.
Учился на стационаре КНТЭУ, после первого курса начал искать работу. Сначала на лето, потом брал какие-то временные подработки на полдня или удаленно. С “экватора” приоритет уже был в пользу работы. Ходил только на те предметы, которые сам себе выбирал как потенциально полезные в будущем. Кстати, не все угадал правильно – жалею, что пропустил большую часть менеджемента, финучета и еще пару предметов. Уже сейчас понимаю, что основной проблемой был маленький объем прикладных знаний и недостаток преподавателей-практиков.
Если бы была возможность что-то изменить, возможно, перераспределил бы собственное внимание к отдельным предметам. По-хорошему нужно менять систему образования. Добавлять реальную стажировку для студентов, где они будут получать практические навыки. Я бы рекомендовал выпускникам найти первую работу еще во время учебы. Хотя бы на 2-3 месяца во время летних каникул.