Согласно опросу DOU, почти половина выпускников утверждают, что будь у них возможность вернуться назад и «переиграть», они бы вообще не поступали в вуз или же шли на заочку в пользу работы. Опрошенные AIN.UA руководители и основатели украинских IT-компаний закончили ведущие вузы и считают высшее образование полезным. Многие из них довольны выбором вуза и жалеют лишь о том, что мало внимания уделяли иностранным языкам. Впрочем, есть и те, кто считает, что все необходимые знания для того, чтобы состояться в жизни, давно можно получить из интернета, и не уверены, что стоит тратить пять лет на вуз.

Мась Алексей, основатель УБС

Я олимпиадник, в 10 классе занял первое место по физике по республике Украина, а в 11 – второе. Меня взяли без экзаменов – я поступил на Радиофизический факультет университета Шевченко. Там было трудно, но интересно. Именно там с группой друзей я занялся программированием, познакомился с научным руководителем и занимался распознаванием изображений. К слову, из нашей кафедры вышел Юрий Мусатенко, руководитель Viewdle, компании, которую первой на просторах СНГ купил Google. И технический директор тоже из наших.

img_7119_copy________________________720

Оцениваю опыт обучения как положительный. С факультета я попал на первую работу и на вторую (в банк). Сокурсники рассказали мне, как писать html, когда про это еще никто не знал. Позже я думал, почему не пошел на факультет журналистики? Я много писал. Но сейчас мне нравится инженерный выбор, который был сделан. Я опять поступил бы на факультет, чтобы стать квантовым физиком.

Современным выпускникам советую искать интересные проекты и работать еще во время обучения. Общайтесь, нарабатывайте связи. Например, за игрой в настольный теннис в университете я познакомился с Александром Поповым, которого потом встретил в НБУ, и с которым мы делали первые проекты в уанете. Я – Украинскую баннерную сеть, а он – сайт «Динамо Киев от Шурика».

Дмитрий Латанский, руководитель проекта Repka.ua

Мой опыт поступления в вуз, наверное, не уникален. Когда в юном возрасте не понимаешь, где и чему хочешь учиться, идешь туда, где шансы поступить выше. В моем случае таким был сварочный факультет КПИ. Опыт обучения стандартный для студентов. Первые несколько лет работаешь на зачетку – дальше зачетка работает на тебя. Поэтому на четвертом курсе я мог работать на фултайме, а в институт прибегать несколько раз в год для того, чтобы получить необходимые отметки и сдать сессию.

IMG_6993-копия-725

Несмотря на все недостатки нашего высшего образования, я согласен с мнением, что вузы учат учиться. Этот навык очень пригодился, поэтому не считаю студенческие годы пустой тратой времени. Если бы была возможность переиграть, я бы больше внимания уделил изучению иностранных языков.

Выпускникам хочу посоветовать помнить, что знания, которые дают в вузе, устарели. Мир стремительно меняется, а вузы за переменами не успевают. Выполнять необходимый минимум в вузе надо, но стоит уделять время и приобретению дополнительных знаний – языкам, онлайн-курсам. Также общаться с продвинутыми людьми – посещайте семинары, конференции, коворкинги, где можно познакомиться с ними.

Повысить вашу конкурентоспособность поможет опыт работы на действующем предприятии. Тут важно помнить, что наличие диплома не играет никакой роли  – работодатель ценит умение решать конкретные задачи.

Виталий Тищенко, гендиректор «ABBYY Украина»

Я поступал в КНУ имени Шевченко на факультет кибернетики и мне, как золотому медалисту, достаточно было сдать один экзамен (математику) на пятерку, что я и сделал. Учиться было интересно. Конечно, в то время обучение было бесконечно далеко от актуальных технологий программирования. В вузе культивировалась некая научность подхода, нежелание догонять современные тенденции. Как говорил один наш преподаватель: «Это не ремесленное училище».

ABBYY_Tyshchenko_resize (1)

Сейчас я бы, наверное, поступал туда же. Я считаю, что если я хочу работать в Украине, то украинское образование имеет одно важное преимущество. Оно позволяет (если это хороший вуз и факультет) познакомиться с широким кругом интересных людей. Эти связи позже помогут строить бизнес и находить партнеров. А если человек отучился за рубежом, то ему придется налаживать все контакты с нуля.

Выпускникам я бы посоветовал три вещи. Во-первых, искать работу по душе, а не гнаться за высокой зарплатой или «модной» должностью. Во-вторых, не терять связи с однокурсниками. Это социальный капитал, который обязательно пригодится. Ну и третий совет: идти работать как можно раньше. Выпускник вуза – это человек, который может обладать одновременно и хорошими знаниями, и навыками быстро учиться, отличное сочетание для успешной карьеры. Не стоит идти на скучную работу, где эти полезные навыки начнут пропадать.

Андрей Колодюк, венчурный инвестор и предприниматель

10696283_968266559868065_2733840953175524545_n1

Я перешел на заочное в КПИ в пользу работы и получения практических навыков построения компании с нуля. Это правильный путь для предпринимателя. Только практическое знание имеет ценность а теории сейчас пол интернета – учись не хочу.

Егор Анчишкин, основатель и руководитель Zakaz.ua

Я бы все сделал точно так же (предпочел бы заочку в пользу работы – ред.). У меня был тяжелый вуз – Физтех при КПИ, и он очень много дал мне.

Ôîòî Íèêîëàÿ Òèì÷åíêî 09.07.13 Ãîñòü Äíÿ Åãîð Àí÷èøêèí

Выпускникам я бы посоветовал искать нескольких преподавателей, которым интересно учить, и которые знают передовой, современный край того, чему учат. Если это интересно студенту, тогда нужно 90% времени провести с такими преподавателями.

Денис Довгополый, управляющий партнер GrowthUP Group

Я поступил на механико-машиностроительный факультет КПИ, а в ходе учебы на базе нашей специальности создали Факультет аэрокосмических систем. Начиная с третьего курса я работал не по специальности и учебе уделял немного времени, но тем не менее, закончил, и даже с неплохими оценками (в наши времена коррупция еще не сильно проникла в вузы и сдавать приходилось по-честному).

Очень благодарен КПИ за 21 семестр математик и такие предметы, как сопромат, аналитическая механика, начертательная геометрия, инженерная графика и теория автоматического управления. Считаю, что на мой характер, мировоззрение и даже отношение к жизни и к бизнесу, КПИ оказал существенное влияние.

img_7601___________-725

Если бы можно было все вернуть, на первом-втором курсе уделил бы больше внимания изучению английского языка и участию в международных программах обмена студентами.

Выпускникам рекомендую как можно больше времени тратить на учебу на 1-3 курсах, и как можно больше уделять времени (не в ущерб учебе) стажировкам и работе на волонтерских или младших позициях в реальных компаниях, проектах.

Николай Палиенко, директор Prom.ua

Получил хорошее фундаментальное образование по математике и физике на Физтехе КПИ на первых двух курсах. Потом начал работать, и с четвертого курса редко появлялся на парах. По факту это был правильный выбор.

img_6123___________-cropped

Если бы была возможность все «переиграть», наверное раньше увлекся бы программированием параллельно с математикой и физикой. Но полученные знания точно не лишние, и они стоили того времени, которое было на них потрачено.

Выпускникам рекомендую как можно раньше понять, что нужно бизнесу от сотрудника. Очень часто это совсем не то, чему учат в институте.

Алексей Иванкин, сооснователь 908.vc

Поступил без экзаменов как победитель Всеукраинской олимпиады по программированию. Работу пошел искать после недели учебы. До четвертого курса шел на красный диплом и работал на двух работах, после этого стал писать на PHP (2000 год) и дипломную работу еле сдал.

10624067_778289548901211_2627645860784251508_o

“Переигрывать” не готов. Все и так неплохо получилось.

Выпускникам советую определиться, чего они хотят на самом деле — работу в стабильной компании или свой бизнес. Для большинства компаний навык бесплатной работы на одном месте на протяжении пяти лет считается полезным, и они требуют эти пять лет вуза. Для создания своего бизнеса нужны совсем другие университеты.

Анатолий Балюк, председатель правления группы компаний «DiaWest»

В далеком 1982 году поступил на радиотехнический факультет КПИ – самый престижный, с самым высоким конкурсом, что сейчас воспринимается как анекдот. После физико-математической школы поступать в вуз и учиться было легко. Со второго курса работал на кафедре, а на третьем курсе еще и дежурил ночным сторожем. Поскольку учился хорошо, имел много свободного времени, которое тратил на путешествия. По окончанию вуза работал молодым специалистом на режимном военном предприятии.23533_101169073252505_629408_n

Если бы была возможность повернуть время вспять, я бы наверное ничего не менял. У меня были прекрасные студенческие годы.

Мой совет выпускникам – специальность нужно выбирать универсальную, которая пригодится в будущем, чем бы вы не занимались. Например, менеджмент, финансы, маркетинг. Вуз необходимо выбирать со студентами, которые хотят учиться, а не пришли получать «корочку». Общаясь с целеустремленными сокурсниками, студент повышает свою планку. Главная задача вуза – научить учиться, чтобы можно было быстро найти и усвоить новый материал. На новом месте работы нужно повышать свою квалификацию через самообразование, тренинги и семинары.

Евгений Шевченко, основатель рекламного агентства UaMaster

До вуза я учился в экономической группе лицея, где нам преподавали в минимальном объеме базовые дисциплины: экономику, маркетинг, менеджмент и прочее. Этого хватило, чтобы при поступлении выбор специальности был осознанным, и я пошел на маркетинг. Выбор будущей специальности случайно или по наставлению родителей – это одна из возможных проблем абитуриентов.

1426220_242783069221629_1476854633_n

Учился на стационаре КНТЭУ, после первого курса начал искать работу. Сначала на лето, потом брал какие-то временные подработки на полдня или удаленно. С “экватора” приоритет уже был в пользу работы. Ходил только на те предметы, которые сам себе выбирал как потенциально полезные в будущем. Кстати, не все угадал правильно – жалею, что пропустил большую часть менеджемента, финучета и еще пару предметов. Уже сейчас понимаю, что основной проблемой был маленький объем прикладных знаний и недостаток преподавателей-практиков.

Если бы была возможность что-то изменить, возможно, перераспределил бы собственное внимание к отдельным предметам. По-хорошему нужно менять систему образования. Добавлять реальную стажировку для студентов, где они будут получать практические навыки. Я бы рекомендовал выпускникам найти первую работу еще во время учебы. Хотя бы на 2-3 месяца во время летних каникул.