Венчурные инвесторы не так редко ошибаются, оценивая перспективы стартапов. История знает случаи, когда инвесторы отказывались поддержать проект, который позже вырастал в IT-легенду. Сооснователь и CEO популярной онлайн-платформы по аренде жилья Airbnb Брайан Чески на днях опубликовал подборку писем от инвесторов – все они отказались получить 10% компании.
26 июня 2008 года сооснователей Airbnb познакомили с семью ведущими инвесторами из Кремниевой долины. Тогда стартап пытался поднять $150 000 при оценке в $1,5 млн. За $150 000 предлагалось получить 10% в компании. Пятеро инвесторов ответили отказом, а еще двое – вообще промолчали в ответ на письмо.
Перевод всех пяти писем по порядку:
“Спасибо за представление. Брайан, приятно познакомиться. Хотя звучит интересно, но это не то, чем мы стали бы здесь заниматься – не та область, на которой мы ФОКУСируемся. Желаю удачи”.
“Привет, Брайан. Прошу прощения, что не сразу ответил. Мы внутри обсудили ваш проект, и к сожалению, не считаем, что это – хорошая возможность для нашего фонда с точки зрения инвестиций. Потенциальный рынок не кажется достаточно масштабным для требуемой модели”.
“Брайан.
Я поговорил с партнером по этому поводу. Во-первых, это не входит в пятерку ключевых для нас рынков, так что мало шансов на то, что мы будем участвовать. Также, поскольку это не та область, в которую мы вкладываем сейчас, наше участие не обеспечило бы вам лучшую экспертизу.
Я бы посоветовал держать нас в курсе. Если вы доберетесь до уровня Series A, пожалуйста, дайте нам знать, и мы еще раз рассмотрим ваш проект”.
“Брайан,
спасибо за обратную связь, сегодня не смог связаться по телефону, и буду вне города до конца четверга. Мне действительно нравится прогресс, которого вы, ребята, достигли, но учитывая занятость с ABB и текущую вовлеченность в другие проекты, особенно – в проинвестированные, не думаю, что смогу продолжать работу с вами с точки зрения инвестиций на этом этапе”.
“Брайан.
Вчера мы решили не переводить это на следующий уровень. С путешествиями как категорией бизнеса у нас всегда были проблемы. Мы понимаем, что это – одна из ведущих категорий e-commerce-бизнеса, но по какой-то причине бизнес о путешествиях нас не привлекает”.
“Инвесторы, которые от нас отказались, были умными людьми. Я уверен, что мы тогда смотрелись не очень впечатляюще… Но в следующий раз, когда у вас появится идея и ее не примут, вспомните об этих письмах”, – призывает CEO Airbnb.
Интересно, как эти инвесторы оценивают свое решение сейчас. К слову, многие инвестфонды ведут не только портфолио, но и “антипортфолио” – список стартапов, которым они отказали, и которые после этого смогли выстрелить и развиться в глобальные проекты.
Напомним, недавно на AIN.UA выходили материалы по семинару украинского инвестора Евгения Сысоева о том, как венчурные фонды оценивают стартапы, какие условия обязательно фигурируют в договоренностях, как общаться с инвесторами до и после сделки.