Как создать собственную Академию без внешних инвестиций и обучить новое поколение специалистов – история KAMA

10236
5

Kyiv Academy of Media Arts (KAMA) была запущена в 2013 году тремя соучредителями — супругами Сергеем и Анной Вовк и креативным директором Banda Agency Павлом Клубникиным. На данный момент KAMA стоит в авангарде украинских образовательных проектов, гордится своими спикерами и выпускниками, а диплом Академии может послужить мощным подспорьем при поступлении на работу. KAMA арендует отдельное помещение в два этажа общей площадью около 1000 кв. м., выпустила более 600 учеников, насчитывает около 100 преподавателей и расширила количество курсов с трех до тринадцати.

IMG_9390 copy

Все фото — Евгения Люлько

Майями и завтраки

Сергей Вовк получил два высших образования – юриста и экономиста, но, как это бывает, начал работать не по специальности. Забросив юридическую практику, оказался в рекламном агентстве Leo Burnett Ukraine на должности коммуникационного стратега. Проработав два года, начал искать пути дальнейшего саморазвития. Тогда директор Сергея посоветовал ему отправиться на «повышение квалификации» в Miami Ad School.

Обучение в Майями длилось три месяца. Из Америки Сергей вернулся с багажом принципиально нового опыта и ощущением, что Украине остро не хватает подобных образовательных проектов. Продолжив работать в рекламном бизнесе, он создал Idea Breakfast. Суть проекта проста: на утреннюю лекцию за завтраком приглашали интересного спикера, которого приходили послушать люди перед началом рабочего дня.

Завтраки просуществовали почти два года и даже расширили свою географию до четырех городов: Киев, Днепропетровск, Одесса и Львов. Последний завтрак (к слову, с мэром Львова Андреем Садовым) состоялся в июле 2014 года. В Киеве завтраки приостановили в связи с Евромайданом. Сергей говорит, что в ближайшее время подумывает их вернуть.

IMG_9417 copy

Параллельно с проведением Idea Breakfast, Сергей принялся за работу над проектом KAMA. Его главным партнером и помощницей стала жена Анна Вовк, у которой за плечами опыт работы в маркетинге Sanoma Media (Cosmopolitan в Украине, Esquire Ukraine и Harper’s Bazaar Ukraine), и креативный директор рекламного агентства BANDA Agency Павел Клубникин.

«Первоначально, мы взяли рабочую модель Miami Ad School. Но, со временем, она оказалась нерабочей в наших реалиях. Так что Miami Ad School вдохновила сделать, но Kyiv Academy Of Media Arts – это отдельный продукт со своими ноу-хау», — делится Сергей историей возникновения Академии.

Квартира или бизнес

KAMA располагается на двух этажах одного из офисных зданий по улице Дмитриевской в Киеве: большое помещение в стиле лофт (бетон под ногами, стекла вместо стен, минимализм и прагматичность в дизайне), несколько аудиторий на 20-30 человек, несколько больших залов для проведения общих лекций (а иногда и вечеринок для выпускников), кухня, несколько кабинетов, лаунж-зона и подобие маленького коворкинга для студентов. Еще один этаж, который сейчас находится в состоянии ремонта, КАМА арендовала не так давно. К осени ребята планируют закончить ремонт и презентовать новые лектории, фото-студию, компьютерный класс и книжный магазин.

IMG_9415 copy

Перед запуском проекта, супруги оказались перед выбором: квартира или бизнес. К моменту появления KAMA, Сергею и Анне удалось накопить достаточную сумму для покупки однокомнатной квартиры в Киеве — приблизительно $60 000. Инвестиции в проект решили не привлекать, деньги пошли на создание Академии.

Самым сложным было найти подходящее помещение. Когда ориентировочный вариант был найден, Анна и Сергей показали его своему другу, известному украинскому архитектору Вячеславу Балбеку, который ранее был одним из спикеров Idea Breakfast. Ему настолько понравилось, что он предложил соседствовать офисами в рамках этого помещения и разработал дизайн интерьера.

Внутри Академии скрыты занимательные «пасхальные яйца». Например, здоровенный стол на колесах, на который наталкиваешься при входе, был сделан из перепиленных рам велосипедов «Украина». Чуть дальше можно найти Play Station или четыре старых телевизора с видеомагнитофонами (работают только два). В одном из лекториев на стене работа украинского художника и преподавателя КАМА Алексея Сая, которую тот создал специально для Академии.

IMG_9394 copy

Картина Алексея Сая

2B.Group (студия Балбека) и KAMA соседствовали больше года, но архитекторы съехали, и весь этаж достался Академии. По словам основателей, на данный момент читается по 35 лекций в неделю, учитывая, что занятия начинаются в 19:30.

Обучение

В основе KAMA лежали рекламные курсы. Первыми тремя были «Стратегия», «Арт-дирекшн» и «Копирайтинг». При этом именно «Стратегия» по сей день остается наиболее популярной специальностью. «Для нас парадокс, почему именно этот курс так популярен», — делится наблюдениями Сергей.

Постепенно Академия расширяла разнообразие обучающих курсов и под каждый из них находила кураторов, а те разрабатывали программу и подбирали лекторов. Таким образом возникли «Дизайн», «Видео», «Искусство», «Фэшн» и «Режиссура». За два года Kyiv Academy of Media Arts приблизилась к тому, что было изначально заявлено в названии.

Принципиальную роль сыграли партнеры Академии, многие из которых поначалу были просто хорошими знакомыми Сергея, а потом стали и лекторами, к примеру Андрей Федоров (Fedoriv), Дарко Скульский (radioaktivefilm) или Роман Гавриш (Aimbulance).

IMG_9419 copy

Сергей Вовк

Формат обучения в KAMA – вечерний, занятия начинаются в 19:30. Несмотря на это, у студентов есть свободный доступ в помещение Академии на весь период обучения, не говоря уже о вечеринках или совместных барбекю, которые проходят в этих же стенах. Особенностью образовательной системы КАМА является упор на практические задания, а не на теорию. Сергей убежден, что главная цель — не только развитие профессиональных навыков, но и развитие личности как таковой. «Мы для наших студентов – вдохновение, система гиперссылок. Мы показываем, как можно делать, а студент уже сам решает, чем ему заниматься», — рассказывает Вовк.

Академия как бизнес

Если спросить у выпускника КАМА его мнение о программе, во многих случаях, опуская детали, оно будет звучать как «Круто, но дорого». Стоимость четырехмесячных программ составляет от 17000 до 19000 грн (можно разбить на четыре платежа). Бизнес-модель Академии строится всецело на деньгах, которые приносят студенты. При одной статье доходов, статей расходов очень много: от аренды помещения и зарубежных спикеров, до 10 кг кофе в месяц, которое выпивают студенты.

Еще два года назад Сергей говорил, что планирует использовать помещение как коворкинг, но в итоге основатели отказались от этой идеи. «Мы — Академия. Мы не коворкинг и не что-либо еще. Во многом мы так решили ради чистоты бренда. «Ты в КАМА что? Учишься или сидел в интернете?» — вот такое нам не нужно. Днем — это офис и рабочее пространство для студентов, вечером – лекторий», — объясняет Вовк.

IMG_9396 copy

КАМА – не прибыльный бизнес. Несмотря на то, что Вовк во время запуска обещал за два года выйти на окупаемость, свою ошибку он осознал в ходе первой же лекции. «Первого декабря 2013, мы привезли спикера из Москвы, Даниила Сергеева, из агентства FIRMA. И когда он читает свой мастер-класс, на Банковой начинают впервые разгонять людей. Он читает лекцию, а мы сидим и смотрим стримы. И в этот день все пошло не по плану», — вспоминает Сергей.

Всю прибыль организаторы вкладывают в развитие проекта и стараются не баловаться полумерами и по максимуму обеспечивать студентов и преподавателей всем необходимым, не экономя на мелочах. Этим и объясняется цена курсов, выше среднего по рынку. Анна уверяет, что они все время балансируют на грани и при нынешней стоимости им хватает на обеспечение собственной жизнедеятельности, но не более. Для сравнения, три месяца обучения в Miami Ad School стоят около $5000, в то время как в долларовом эквиваленте курсы КАМА обойдутся приблизительно в $800-900.

Если два года назад основатели верили в то, что из Академии можно сделать бизнес, сейчас уже даже не задумываются над этим. В планах у Анны и Сергея – запустить еще несколько, по их мнению, более прибыльных проектов. «KAMA клевый проект, он нам нравится, он дает нам энергию, плюсы в карму. Мы хотим, чтобы он развивался, и будем инвестировать в него свое время, а для денег мы придумали другой бизнес», — делится планами Сергей.

Это реально работает

Аудиторию курсов Сергей характеризует как «творческую молодежь», средний возраст студента – около 27 лет. Посетители делятся на три типа:

  • молодые специалисты, которые ищут свою «точку входа», приходят за практикой и знакомствами с потенциальными работодателями
  • те, кто повышают квалификацию на существующей работе
  • те, кто полностью хотят сменить род деятельности на новый

По словам основателей, в поисках работы находятся далеко не все студенты. Но из условных 30 человек, которые приходят в KAMA именно с такой целью, 10 человек начинают сотрудничать со своими же кураторами еще во время обучения, еще 15 находят работу во время портфолио-ревью, которое проходит по окончанию обучения каждого набора, и лишь пятеро не могут похвастаться результативностью в поиске рабочего места. Более того, Анна утверждает, что им часто приходится отказывать соискателям, чтобы не превратиться в HR-агентство — такое количество работодателей обращается к ним с запросом на поиск сотрудников.

Анна Вовк

Анна Вовк

Выпускники рассказывают, что диплом КАМА действительно становится мощным преимуществом на собеседованиях и одной из ключевых строчек в резюме. К тому же, по итогам каждого курса создается портфолио, презентация которого чем-то напоминает Demo Day в Y Combinator, только в роли стартапов выступают выпускники, а в роли инвесторов – работодатели.

Претензии касательно отсутствия педагогического опыта у многих преподавателей основатели КАМА парируют тем, что они ищут лучших в своей сфере. Зачастую это люди, которые в принципе не занимаются преподаванием. Но поскольку других людей, которыми могли бы на собственном опыте рассказать о той или иной специальности, попросту нет, то изъяны в преподавательском навыке с лихвой окупаются уникальной экспертизой.

Учиться учиться

Глобальной целью соучредители ставят перед собой создание полноценного вуза, ориентированного на специализированное обучение. Конкурентов всерьез не воспринимают, добавляя, что многие из них скорее мешают тем, что сбивают планку некачественным обучением. Достойным соперником, к которому хотелось бы тянуться, Сергей называет только Киево-Могилянскую Бизнес Школу (KMBS).

На конечный результат своей деятельности взгляды у Сергея и Анны расходятся. Сергей верит в то, что в ближайшем будущем из КАМА можно будет сделать вуз, альтернативный существующим. В свою очередь, Анна остерегается, что украинский студент еще не готов к такой форме обучения. Главная претензия основателей и преподавателей КАМА направлена к студентам, которые, несмотря на высокую стоимость курсов, позволяют себе халтурить, пропускать занятия и откровенно недорабатывать. Результат получается соответствующий. По словам Сергея, за время его обучения в Miami Ad School, лишь одна девушка позволила себе пропустить занятие по очень уважительной причине, в то время как среди студентов Академии это явление повсеместно. Особенным легкомыслием отличаются студенты, которые учатся на грантовые деньги.

Для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт в обучении и мотивировать своих студентов, в КАМА существуют различные форматы лекций и развлечений: по выходным проходят бранчи, лекции с героями индустрии, иногда случаются барбекю, не говоря уже о возможности поиграть в Mortal Kombat на местной PlayStation. «Мне кажется, еще в школе нужно начинать учить детей учиться, потреблять знания и объяснять, зачем им это нужно. Старой системой воспитано, что тебя придут и научат, а на самом деле так не бывает», — поясняет Анна.

IMG_9398 copy

«Нашим вузам не хватает специализации. Чтобы ты отучился и пошел работать. У нас же классика – отучиться на одной специальности и работать по другой. Я в Америке не мог объяснить, почему не работаю юристом. Потом понял, что надо было говорить, что я такой бунтарь и панк, который сорвался, сбросил с себя пиджак и галстук и стал рекламистом. Иначе, они не понимали, почему я, будучи юристом и экономистом, не работал по специальности. Эту ситуацию мы и пытаемся исправить», — резюмирует Сергей.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск