Китайская DJI, пожалуй, – наиболее распространенная в Украине марка дронов. В воздушном пространстве нашей страны часто можно увидеть белые корпусы жужжащих “бюджетников”. Продает их не только компания QUADROCOPTER, однако она является официальным партнером DJI в Украине, а также разработчиком программно-аппаратных решений для квадрокоптеров – от тепловизоров до автопилотов. Основал компанию киевлянин Тарас Трояк, который с 20 лет живет в Китае. Сегодня офисы его компании работают в Гонконге, Украине, Казахстане и России (по франшизе), которыми Тарас управляет через интернет. О том, с чего все начиналось и как развивается, он рассказал в интервью AIN.UA.

О переезде в Китай и “несовершеннолетнем” бизнесе

В 20 лет я переехал жить в Китай. Меня впечатлило то, как стремительно развиваются технологий в этой стране, и я понял, что именно там мне будет легче всего раскрыть свой потенциал и построить глобальный бизнес. В то время я еще точно не знал, чем именно буду там заниматься, но был уверен, что мой потенциальный бизнес так или иначе будет связан с новыми технологиями.

Чтобы к 20-ти годам оказаться в Китае, еще будучи 15-летним я занялся интернет-бизнесом. Сначала это было SEO, после — продажи. Я организовал два интернет-проекта, и они были достаточно успешными – это магазины электроники Dune.ua и komora.com.ua. Они помогли мне заработать на переезд и окупать текущие расходы. На все про все ушло примерно $10 000. Но я хотел чего-то другого, развивать бизнес в других странах и открывать новые группы товаров. Такие, которые впоследствии помогли бы мне отойти от чистой коммерции в сторону разработки. Дроны — именно такая группа.

О знакомстве с DJI

Как-то раз, запуская воздушного змея, я подумал о том, что неплохо было бы увидеть то, что “видит” змей – прикрепить к нему камеру и поснимать город с воздуха. Но змей едва ли выдержит вес даже очень маленькой камеры. Тогда я нашел в интернете небольшой вертолетик с камерой за $60. Я его купил, запустил и… разочаровался: во время полета его так трясло, что от просмотра отснятого им видео у зрителя могла начаться морская болезнь.

На этот раз я прошерстил сеть вдоль и поперек, и нашел на Taobao (один из крупнейших интернет-магазинов в Китае) коптер неизвестной на тот момент компании DJI. Кстати, это был их первый коптер. Не могу сказать, что он меня впечатлил: он мог летать в радиусе 50 метров и выглядел как игрушка. В общем покупать я его не стал. Вместо этого, пользуясь тем, что живу неподалеку, я поехал прямо в офис DJI в Шэньчжэне и предложил им развивать бизнес в Украине и в других странах.

Сначала они отнеслись ко мне с недоверием, однако в Китае принято внимательно слушать и не терять возможности из-за предрассудков. Мне продемонстрировали устройство, я закупил первую небольшую партию и повез в Украину.

В Киеве я показал дрон своим друзьям-гаджетоманам. Новость о нем очень быстро разошлась по местной гик-тусовке – летающий робот вызвал WOW-эффект. Я понял, что потенциально спрос есть.

О международности Quadracopter

После этого мы открыли офис в Украине. Запуск сайта, закупка первой партии товара обошлись примерно в $20 000. Первые сотрудники и стартовый капитал пришли из моих прошлых проектов. Сейчас в нем работает до двух десятков человек. Это не только специалисты по продажам, но инженеры сервисного центра и разработчики готовых решений.

В России проект стартовал через год после начала работы украинского офиса. По объемам продаж российский рынок примерно вдвое, если не больше, превышает украинский. С учетом положения в нашей стране, повышения курса доллара, продавать коптеры стало сложнее. На российском рынке продажи идут бодрее.

На рынки Гонконга и Казахстана мы вышли за последние полгода. Все офисы работают слажено. В Гонконге у нас находится главный склад, на котором хранится товар. Он доставляется в Украину, Казахстан и Россию, и так же мы доставляем товар по всему миру бесплатно из Гонконга.

Об управлении командой через интернет

Все взаимодействие у нас происходит системно. Только так сегодня можно построить полноценный конкурентноспособный бизнес. Например, я сижу на пляже в Гонконге, у меня появилась идея как создать дрон для решения задач в какой-то новой сфере. Я открываю приложение на смартфоне, описываю задачу и отправляю исполнителю. Коллега видит, комментирует и берет в работу. По-моему, так гораздо удобнее и рациональнее. Особенно для таких интровертов, как я: помогает избегать ненужных разговоров и добиться результатов.

Во всех наших офисах есть видеонаблюдение с особым шифрованием. Каждый сотрудник прежде, чем приступить к работе, проходит специальный инструктаж, во время которого его предупреждают, что в офисе есть камеры. Собственно, сейчас в любом офисном здании есть видеонаблюдение, по меньшей мере, для служб безопасности.

Находясь в Китае, я в любой момент могу войти в приложение и увидеть, что делается в Киеве, Алмате или Гонконге. Я вижу, чем живут коллеги, могу анализировать их работу. Например, если возникла какая-то проблема с клиентом, я могу взять запись с камеры, просмотреть разговор и понять, были ли менеджеры корректны, сделали ли все, что от них требуется. Это прекрасно работает, мне не обязательно привязывать себя к месту. Так, в России я не был года четыре, а бизнес там успешно функционирует без моего физического присутствия на условиях нашей франшизы.

О собственном R&D и решениях для “влиятельных людей”

На аппаратном уровне специализированных решений сегодня не так много, хотя есть определенные доработки, которые помогают дрону “специализироваться”. Например, установка тепловизора, более мощная камера. Какие-то программные особенности, например полный автопилот. QUADROCOPTER — одна из немногих компаний, кто создает такие решения. На сегодня мы разрабатываем их под заказ, в зависимости от потребностей клиента.

Чаще всего специализированные решения заказывали влиятельные люди (не могу называть имена) – для осмотра своих территорий. Они были оборудованы тепловизорами и системой распознавания объектов и лиц, чтобы отличить незаконно проникшего на территорию человека от работника или животного. Вскоре на основе этого опыта мы предложим готовые кастомные решения для разных отраслей. В частности, патрулирования территорий, поиска людей в лесу и осмотра городских крыш.

Украина для нас — тестовая площадка, именно здесь мы создаем систему, получаем опыт. Надеюсь, когда-то мы перерастем в полноценное конструкторское бюро, не хотелось бы зацикливаться исключительно на продажах.

Помимо собственного R&D мы хотим развивать услуги аэрофотосъемки, а также сплотить вокруг себя сообщество энтузиастов полетов и разработчиков — таких же, как и мы.  Хотя, конечно, я не предсказатель, и не могу даже приблизительно предположить, как будет развиваться бизнес в столь тяжелой для моей родной страны ситуации.

Об ассортименте и возможностях дронов

Уже сейчас индустрия дронов развилась настолько, что подавляющее большинство задач может решить устройство «из коробки». Даже самые бюджетные. Так модели Phantom 2 Vision + (890 евро) или  Phantom 3 (1099-1399 евро в зависимости от версии) позволяют снимать хорошие ролики в разрешении до 4000 и довольно доступны по цене. Кроме того, они просты в управлении, поэтому именно на них мы проводим бесплатные мастер-классы для новичков DJI New Pilot Experience.

Более серьезное решение – дрон DJI Inspire 1. Это квадрокоптер с 4000-пиксельной камерой, вращающейся на 360 градусов и поднимающимися шасси. Его официальная европейская цена — 3199 евро. Он лучше приспособлен для тяжелых погодных условий (например, без проблем снимает в дождь). Такое решение подходит для продакшн-студий среднего размера, продвинутых новостных редакций, отчасти — для разведки.

Крупным студиям подойдут «гиганты» DJI S1000+ (1750 евро) и DJI S900 (1654 евро). Они хороши тем, что их можно использовать вместе с разными профессиональными камерами, в том числе и тяжелыми «зеркалками». Только следует помнить, что такие дроны — это не «взял и полетел». Их нужно уметь настраивать. Если сделаешь что-то не так, то несколько тысяч долларов (вместе с камерой) просто рухнут вниз и разобьются. Поэтому с покупкой устройства этого класса обычно «в нагрузку» идет пилот-техник, который обучает и помогает операторам освоить коптер.

О законодательных нюансах

Я считаю, что дрон — это первый передвижной робот, который ушел от уровня игрушки, и ему нашлось реальное практическое применение. Помешать их распространению в Украине (а, как следствие, и нашему бизнесу) могут только законы, принятые недалекими чиновниками. Например, если их признают опасными или нарушающими личные границы.

В этом есть доля правды. Полет “птички” с восемью винтами в неумелых руках может быть опасен. Управлению дронами (особенно для профессионального использования) нужно учиться, а этику — соблюдать. Насколько мне известно, Всеукраинская федерация владельцев беспилотников ведет переговоры о лицензировании коммерческого использования дронов. То есть, человек после обучения сможет получить что-то вроде водительских прав на полеты беспилотника. Подобный закон уже работает в США.

В настоящее время в России разрабатывается соответствующий закон, однако пока непонятно точно, будет ли он жестким настолько, что бизнес, связанный с дронами, в этой стране практически прекратится, или же, напротив, сделает нашу жизнь легче. Что касается Казахстана — скорее всего, они ждут выхода российского закона, чтобы потом его “скопипастить”.

О конкурентах

Конечно, у нас есть конкуренты, и среди них встречаются весьма достойные компании. Занимаются они тем же, что и мы — практически все энтузиасты, которые решили сделать это хобби своим основным занятием. Некоторые разрабатывают программно-аппаратные комплексы, кто-то сосредоточен на съемке с воздуха, ну а есть и чистые «продажники».

В Украине хороший пример — FlyCam Studio. Основатели компании одними из первых в Украине начали заниматься дронами, выпускать собственные решения. Сейчас они делают кастомные дроны и снимают высококлассные видеоролики.

О планах и будущем дронов

Квадрокоптеры быстро эволюционируют. Постепенно упрощается управление ими – скоро вы сможете управлять дроном с помощью очков, считывающих мозговые рефлексы. Но сперва появится возможность “пилотировать” квадрокоптер посредством смартфонов, с помощью гироскопа. Или при помощи жестов.

Также ведутся разработки по управлению группами дронов. Организованные группы смогут, например, построить дом в горах, куда обычные машины со стройматериалами не доберутся. Уже сегодня есть лаборатории, в которых дронов “тренируют” переносить материалы и строить дома. Пока на игрушечных блоках, но масштабировать такую деятельность несложно. Другое дело, что скорее всего в строительных беспилотниках придется использовать ДВС вместо электродвигателей, чтобы была возможность, не “выдыхаясь”, мгновенно поднимать большой вес.

Тарас на мастер-классе для новичков DJI New Pilot Experience в Киеве

Вообще, беспилотники в частности, и любые роботы в общем, станут частью нашей повседневной жизни и разгрузят нас, забирая на себя рутинные обязанности — походы по супермаркетам, уборку и так далее. Ну а вы в это время можете заняться чем-то более созидательным.