Во втором квартале 2015 года продажи планшетов упали на 7%, сравнительно с аналогичным периодом 2014 – с 48 миллионов устройств до 44,7 млн. Этой продуктовой категории всего пять лет, а продажи уже начинают проседать, что говорит о том, что есть повод для беспокойства. Эндрю Нуска проанализировал происходящее на рынке планшетов в своей колонке для Fortune.
У планшетов большие проблемы
Согласно данным IDC (International Data Corporation), мало людей хотят их покупать
Всего пять лет назад мы, затаив дыхание, ждали появления первого планшета от Apple. Компания презентовала и начала поставлять iPad, изменив наше представление о том, что такое «планшет».
А помните? Планшеты раньше были неуклюжими откидными лэптопами на базе Microsoft Windows, очень далекими от компромиссных решений. Появление iPad изменило образ этого устройства в сознании потребителей. Это уже не был здоровенный кусок стали, которым пользовались курьеры UPS (международная служба доставки товаров) – это было будущее компьютеров.
Скажу откровенно: я всегда относился к ним с подозрением. Конечно, они всегда казались замечательными и легкими, идеально созданными для работы, лежа на диване. Но они не подходили для множества функций, которыми я пользовался в компьютере. Они были хороши для деловых встреч, но плохо подходили для рабочего стола. Когда мне нужно было создать отчет или же сверстать страницу – мне была нужна точность моей архаичной мышки. И, что оказалось важнее всего, у меня на тот момент уже был ноутбук, как и у большинства людей. Покупка еще одного компьютера выглядела скорее, как «было бы неплохо купить», нежели «обязательно купить» (если вы, конечно, не курьер UPS).
Новые цифры от IDC, фирмы, которая исследует этот рынок, говорят о том, что, похоже, рост рынка современных планшетов достиг своего пика. Согласно исследованию, продажи устройств во втором квартале этого года упали на 7% сравнительно с аналогичным периодом прошлого года. Лидеры рынка Apple и Samsung (в сумме – 41% доли рынка на обоих) ощутили падение в сравнении с прошлым годом, в то время как их конкуренты, вроде LG и Huawei, выросли.
Но в целом, рынок падает спустя всего пять лет после своего появления. Справедливости ради: ноутбуки тоже продолжают проседать, а смартфоны расти, хотя и те, и другие становятся еще легче и долговечнее с точки зрения заряда батареи. Планшеты, застряв где-то посредине, все еще занимают свою нишу. Но ценность этой ниши падает. Вот какие цифры приводит IDC по пяти основным поставщикам планшетов за второй квартал 2015:
1. Apple
10,9 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
24,5% рыночная доля во 2 квартале 2015
13,3 миллиона устройств отгружено во 2 квартале 2014
27,7% рыночная доля во 2 квартале 2014
-17,9% рост за год
2. Samsung
7,6 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
17,0% рыночная доля во 2 квартале 2015
8,6 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2014
18,0% рыночная доля во 2 квартале 2014
-12,0% рост за год
3. Lenovo
2,5 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
5,7% рыночная доля во 2 квартале 2015
2,4 миллиона устройств отгружено во 2 квартале 2014
4,9% рыночная доля во 2 квартале 2014
6,8% рост за год
4. Huawei
1,6 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
3,7% рыночная доля во 2 квартале 2015
0,8 миллионов юнитов отгружено во 2 квартале 2014
1,7% рыночная доля во 2 квартале 2014
103,6% рост рынка
5. LG Electronics
1,6 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
3,6% рыночная доля во 2 квартале 2015
0,5 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2014
1,0% рыночная доля во 2 квартале 2014
246,6% рост за год
Остальные
20,4 миллиона устройств отгружено во 2 квартале 2015
45,6% рыночная доля во 2 квартале 2015
22,4 миллиона устройств отгружено во 2 квартале 2014
46,7% рыночная доля во 2 квартале 2014
-9,3% рост за год
В общем
44,7 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2015
48,0 миллионов устройств отгружено во 2 квартале 2014
-7,0% рост за год.
Не очень впечатляющие цифры, как для нового технологического формата.
Планшеты мертвы? Я, честно говоря, так не думаю. Они остаются важны для специализированного использования: от госпиталей до курьеров и деловых встреч. Сотни миллионов устройств продаются каждый год. И некоторые из лучших черт планшетов впитало в себя последнее поколении ноутбуков (что есть новый MacBook, если не iPad без тачскрина, стационарной клавиатуры и операционной системы OS X?). Но, глядя на цифры, видишь очевидное: у планшетов есть проблема поиска собственной идентичности, которую уже нельзя игнорировать.