Интернет-маркетолог Олег Ткаченко решил сделать сюрприз жене и купить духи. Парфюм, который продал ему интернет-магазин, оказался далек от стандартов обещанного бренда, но сотрудники магазина что-то предпринимать по этому поводу отказались. И тогда Олег решил применить знания о внутренней “кухне” интернет-магазинов, чтобы добиться справедливости. (Отметим, что дальнейшая история – не для призыва всех обиженных клиентов тут же мстить интернет-магазинам, а для привлечения внимания к проблеме клиентского сервиса в украинском онлайн-ритейле).
Олег полгода назад ушел с позиции маркетолога в Repka.ua, сейчас занимается интернет-маркетингом в двух маленьких интернет-магазинах по продаже игрушек и кофе. В конце июля он как раз к приезду жены из отпуска решил заказать ее любимые духи – D&G L`Imperatrice – в онлайне. Предложение от магазина beautystore.kiev.ua оказалось тогда первым в контекстной рекламе Google, да еще и с хорошей скидкой.
“Заказывал не в MakeUp.com.ua, не в parfumeria.ua, а в маленьком магазине. Так как я сам работаю в небольших магазинах, то подумал: почему не дать заработать таким же маленьким, как я, ребятам?”, – рассказывает Олег.
Заказ приняли, оформили, курьер подъехал вовремя и ничто не предвещало беды, пока Олег не раскрыл упаковку. Духи оказались подделкой: этикетка была наклеена криво, надпись – напечатана неровным шрифтом, а при попытке нанести на руку духи не разбрызгивались, а лились струей.
Олег попробовал дозвониться курьеру, но тот отказался принимать товар назад. Затем позвонил в колл-центр, но с менеджером диалога тоже не получилось. “Я ей описывал свое недовольство, а она просто хихикала. На вопрос “А чего вы улыбаетесь, у вас клиент недоволен?” я услышал “Ну а что? Жизнь прекрасна!”. На вопрос “А как вам живется вообще, обманывая каждый день людей?” мне ответили “Ну, такая у меня работа!”, – рассказывает он.
Олег попробовал написать жалобу на email, ответа не получил. Заполнил форму заказа, оставив жалобу в поле, где обычно указывают дополнительные данные – но ответа не было. Фактического адреса магазина или печати на чеке не было, был только адрес электронной почты, но покупателю никто не отвечал. В колл-центре настаивали, что духи настоящие и хорошие.
Сначала Олег попытался сломать аналитику на Google Analytics, “Яндекс.Метрике”, делая заказы на сайте на 1-2 млн грн. “Я надеялся, что вкладывая деньги в контекстную рекламу, они ее как-то анализировали, и отклонение среднего чека, соотношения готовых и отмененных заказов, общего количества заказов, конверсии по источникам им как-то подпортит жизнь! Но, видимо, им было пофиг”, – рассказывает он. Как показала дальнейшая переписка, менеджеров магазина такой подход даже развеселил.
Тогда маркетолог попросил десяток своих друзей сделать фейковые заказы, причем в разные города Украины: к примеру, пользователь делает заказ в Ужгороде, но не забирает его, в таком случае магазин должен оплатить расходы “Новой почте” туда и обратно. После нескольких таких заказов, когда магазин потерял примерно 700 грн – стоимость духов, Олег снова обратился к менеджерам. И даже приврал, что кроме “ломанной” аналитики, заказов по разным городам, еще и написал небольшой скрипт, который может скликивать магазину контекстную рекламу в Google на 100-150 грн каждый день. И в конце припугнул, что если деньги не вернут, он будет продолжать делать это и дальше.
На этот раз он дождался-таки ответа и предложения компенсировать убытки, а духи – оставить себе на память.
“Мне не жалко те 700 грн, мне было принципиально добиться своего. Но удалось все только потому, что я немного знаю работу интернет-магазина изнутри! А ведь очень многих покупателей “кидают” и они ничего не могут сделать”, – говорит Олег. По его словам, такое поведение со стороны мелких интернет-магазинов бьет по репутации всех нишевых проектов.
Кстати, деньги магазин вернул, Олег перечислил их на благотворительность.
Update: Для баланса мнений приводим ситуацию с точки зрения менеджеров BeautyStore (это – ответ на запрос от редакции):
Товар был так называемый лицензионный – тот же аромат, но с меньшей стойкостью. Но и продавался по цене намного ниже парфюма, произведенного в оригинальной стране. Удивительно, что такой опытный маркетолог рассчитывал получить оригинал за такую цену.
Собственно, закончилось все возвратом денег, духи остались в подарок, за усердие. Обычно у нас берут духи те, кто хочет иметь много разных запахов, но в оригинале может позволить себе только 30-50 мл и потом бережет их и не пользуется. А так постоянные клиенты покупают много разных ароматов и пользуются не жалея, и экспериментируют. А если запах уже понравился – берут оригиналы, которые тоже у нас представлены. Только почему-то сразу, когда называешь цену за оригинал, слышишь “а, тогда не надо”.
Есть и хорошие модели, у которых стойкость на уровне оригинала, но, судя по отзыву, Олегу такая не попалась.
Напомним, в июне бизнес-тренер из Киева повторил опыт Тони Шея – позвонил в колл-центры крупных интернет-магазинов и попросил номер пиццерии. Где-то ему помогли, где-то – оставили просьбу без внимания.