Как правило, если пользователю не нравится девайс, он покупает новый. А кто-то создает девайсы сам. Кто-то, если не нравятся перспективы карьеры, ворчит в Facebook и напивается по пятницам. А кто-то пытает счастья в другой стране, беря штурмом лучшие компании мира.

Выпускник КПИ, киевский разработчик Игорь Штурма увлекается пещерами – искусственными и естественными, и для этих исследований предпочитает собирать собственные устройства, ведь электроникой он интересовался еще со школы. Он одинаково хорошо разбирается как в hardware, так и в software – мобильное приложение Skedio, которое Игорь писал вместе с женой, заняло первое место на конкурсе Samsung Smart App Challenge 2013, и получило приз в $200 000.

Около года назад Игорю удалось устроиться в компанию легендарного Илона Маска – Tesla Motors. А жена Игоря, кстати, работает в WhatsApp, который купил Facebook в 2014 году. О том, сложно ли переехать и обустроиться в США, интересно ли работать на Маска, а также о том, почему Кремниевая Долина – совсем особенное место, читайте в интервью со старшим разработчиком системного программного обеспечения Tesla Motors Игорем Штурмой.

Расскажи о себе. Когда начал интересоваться радиоэлектроникой?

Трудно точно сказать, когда. Все начиналось с детского любопытства и интереса к технике, изучения, как устроены разные вещи. В какой-то момент я просто понял, что это мое. Электроникой начал увлекаться в школе. Но прежде я заинтересовался программированием. Свое первое серьезное приложение я разработал вместе с одноклассником, будучи в девятом классе. Это был аналог Sticky Notes для Windows. Мы нашли благодарных пользователей, разместив приложение на нескольких сайтах бесплатного ПО. Среди формальных достижений было третье место в киевской городской олимпиаде по программированию среди школьников. Позже я начал интересоваться цифровой техникой, микроконтроллерными устройствами. Было любопытно что-то конструировать самому.

tesla6

Поступая в институт, я сознательно выбирал специальность, находящуюся на стыке между аппаратным и программным обеспечением – эта область казалась мне интереснее всего. Студентом подрабатывал разработкой веб-приложений и несложных электронных устройств для нескольких разных заказчиков. Занимал призовые места во всеукраинских студенческих олимпиадах по программированию микропроцессорных систем.

Из моего рассказа может сложиться образ заучки-очкарика, не интересующегося ничем, кроме учебы. Это не так. Мне хоть и удалось окончить школу с серебряной медалью, а институт с красным дипломом, отличником я был далеко не всегда и одну школу даже пришлось сменить, чтобы «очистить карму». Помимо электроники я увлекался исследованием искусственных и природных пещер, альпинизмом, походами и рок-музыкой. Был одним из основателей клуба диггеров ACIS, организатором и участником множества мероприятий клуба в период с 2001 по 2007 – тогда это была важная часть моей жизни.

Ты сам разрабатывал девайсы, которые помогали бы диггерам (исследователи искусственных подземелий – ред.) и спелеологам, расскажи, над чем работал?

У меня было несколько проектов, часть из них – совместно с Сашей Остапенко, одним из основателей HackLab Kiev. Мы изготавливали налобные фонари с активной стабилизацией яркости на основе самых современных на тот момент осветительных светодиодов. Среди киевских диггеров многие и сейчас ими пользуются.

Другим проектом был электронный компас для топографической съемки пещер. Этот прибор получился во многом лучше традиционных топосъемочных инструментов, он точнее, удобнее в использовании, позволяет автоматизировать процесс, передавая результаты измерений по Bluetooth.

tesla3

Компас собственного изготовления

Мы создали несколько работоспособных прототипов, последний недавно использовали на соревнованиях по топосъемке и ориентированию в одесских каменоломнях. Этот проект так и не был закончен, мне бы очень хотелось вернуться к нему в будущем.

Для наших собственных диггерских соревнований в Киеве я делал лазерную полосу препятствий, ее использовали несколько сезонов подряд.

Вообще есть много интересных идей по hardware-проектам. Как правило, они очень трудоемки. Возможно, со временем, я попытаюсь некоторые из них воплотить в жизнь. Собственно, и то, чем я занимаюсь в Tesla, имеет непосредственное отношение к hardware.

Ты ведь занимался и разработкой приложений, и даже выиграл в конкурсе Samsung, расскажи детали.

Мы вместе с Сашей (женой – ред.) работаем над двумя приложениями. Первым было приложения для топографической съемки пещер – Abris. На рынке приложений не было подходящего решения и мы решили создать свое. Сегодня им пользуются спелеологи со всего мира. В основе Abris – векторный графический движок, написанный с нуля.

В какой-то момент я осознал, что мы уже на полпути к полноценному графическому редактору с гораздо большей целевой аудиторией. Тогда у меня возникла идея создать приложение, комбинирующее гибкость векторного и интуитивность растрового редактора. Саша меня поддержала, и мы принялись за разработку, посвящая этому все свободное время. Дополнительным стимулом стало желание поучаствовать в конкурсе Samsung Smart App Challenge 2013.

tesla8

Одним из условий конкурса было использование дополнительных функций активного стилуса на устройствах серии Galaxy Note, что хорошо вписывалось в нашу концепцию. Чтобы уложиться в сроки подачи заявки и при этом воплотить в жизнь все функции, не жертвуя качеством, пришлось хорошенько поднапрячься. Мы по множеству раз шлифовали различные детали, старались улучшить приложение до самого последнего момента. В итоге наш перфекционизм и саму идею оценило жюри – оценило очень высоко, отдав нам первое место и призовые $200 000.

Сейчас на Google Play Skedio ежедневно скачивают более 300 человек. Большая часть функций доступна в бесплатной версии, некоторые – за небольшую плату. Мы не бросили работу над проектом, при каждой возможности стараемся совершенствовать и развивать это приложение.

Ты успел еще и поработать в украинском R&D Samsung, расскажи об этом опыте? Была ли как-то связано твое участие в конкурсе с работой?

Я работал в Samsung более двух лет, занимался алгоритмами оценки состояния заряда и здоровья литий-ионных батарей для различных применений, от ноутбуков до малого электротранспорта: электровелосипедов и скутеров. Последний год возглавлял команду из пяти инженеров. Это был наукоемкий проект с плохо прогнозируемым исходом, но в результате оказался успешным. Конечно, в работе на южно-корейского гиганта далеко не все безупречно, и существует огромное количество нюансов, но это был очень полезный опыт.

Наше участие в Samsung Smart App Challenge не было никак связано с моей работой в Samsung. Внутри гигантской корпоративной структуры Samsung Group с множеством отдельных бизнесов и более 400 000 работников по всему миру у меня просто не было никаких точек пересечения с организаторами конкурса.

Как переезжали, устраивались, искали жилье?

Мой опыт тут вряд ли будет сильно полезен тем, кто задумывается о поиске путей в США. Общая рекомендация, которую я могу дать – это не бояться отправлять резюме в большие компании вроде Google, которые рассматривают кандидатов со всего мира, и серьезно подходить к подготовке к интервью. Это сложный и долгий путь, но тем не менее, реальный. Не стоит ожидать, что все получится с первого раза, нужно быть готовым пробовать снова и снова.

Нам в этом плане очень повезло. Сашины родители проложили нам путь, перебравшись в Штаты и получив здесь работу много лет назад. Это позволило нам обоим получить вид на жительство относительно просто. Мой визовый процесс занял около двух лет, что вообще-то не много. У других семей срок ожидания в очереди по подобным заявкам занимал и до пяти лет. Так как ехали к родителям, в штат Джорджия, вопрос собственного жилья на первое время остро не стоял.

tesla1

Когда переезжали в Калифорнию, весь процесс был полностью организован Tesla Motors. Компания покрыла все расходы по авиабилетам, транспортировке автомобиля, упаковке и перевозки всех вещей включая мебель и домашнюю утварь, оплате гостиничного номера на три недели, предусмотренных на поиск постоянного жилья. Нам также предоставили арендованное авто, пока наше было в пути и некоторую сумму деньгами на сопутствующие переезду расходы.

Сложно ли было найти работу?

В топовых компаниях, позволяющих себе выбирать лучших из лучших, конкуренция огромна и требования очень высокие. Уровень профессионализма, стоит признать, намного выше того, к чему мы привыкли в Украине.

У меня были определенные приоритеты насчет того, где я хотел бы работать, и Tesla Motors, очевидно, входила в этот список. Рано или поздно я рассчитывал попасть в Кремниевую Долину, ведь в этом месте проходит главный фронт современной технологической революции, но если честно, не надеялся, что это получится так скоро.

Как удалось попасть в Tesla?

Я подавал резюме сразу во множество компаний. Какие-то из них мне были действительно очень интересны, другие были скорее резервным вариантом. Я находился на различных этапах собеседования с некоторыми из них как раз в тот момент, когда объявили результаты конкурса Samsung. На два интервью я даже успел слетать в разные части Соединенных Штатов, одно было недалеко от Нью-Йорка, другое – в Сиэттле.

Призовые деньги поставили перед выбором: устраиваться на работу дальше или сосредоточиться на собственном проекте и попытаться сделать его прибыльным, использовав наш стартовый капитал. Тогда мы уже зарегистрировали компанию Shturmsoft и работали в родительском доме в пригороде Атланты. В результате решил, что в новые собеседования не вступаю, а из уже начатых отказываю всем, кроме тех, кто действительно интересен.

Самая интересная история вышла с Microsoft. Я отказался от on-site интервью в их кампусе в Редмонд (это возле Сиэттла) менее чем за сутки до самого интервью, оставив их рекрутера в полнейшем недоумении. В своих метаниях я поначалу даже зарегистрировался на рейс, но позже решил все же не тратить попусту ни свое, ни чужое время, и отказался.

tesla7

Мы были довольно решительно настроены развивать собственный бизнес, однако пришло письмо из Tesla, и я просто не мог упустить шанс. Конечно, очень хотелось туда устроиться. Ведь это компания, которая сейчас делает революцию в автомобильной промышленности. Хотелось быть причастным, работать там, где результаты твоего труда на виду у всего мира.

Само собеседование состояло из семи этапов. Было три телефонных интервью: с рекрутером и двумя техническими менеджерами, один из которых – мой нынешний начальник. Был 30-минутный тест на знание языка С и умение программировать, выступление с презентацией на произвольную техническую тему перед будущими коллегами, потом – серия очных интервью. И в завершение – своего рода сочинение в виде письменных ответов на несколько вопросов о выборе карьерного пути, предыдущих достижениях и особых качествах, делающих меня выдающимся кандидатом для работы в Tesla.

Были ли какие-то рабочие сложности на этапе адаптации?

Было не очень просто сразу адаптироваться к профессиональному общению на английском. Здешняя рабочая культура предполагает активные обсуждения. Чтобы добиться уважения в бизнес-среде, нужно уметь хорошо говорить, и инженеров это тоже касается. Сейчас, после года работы, мне уже намного легче, но до свободного владения языком все еще достаточно далеко.

Следующее, что производит впечатление – это невероятные темпы работы. Я бы сказал, что все происходит раз в пять быстрее, чем на моей предыдущей работе. Люди уделяют очень много внимания продуктивности, стараются за день успеть сделать как можно больше. Ожидания со стороны менеджмента очень высоки и равнение на результаты коллег дополнительно стимулирует. Возникает своего рода негласное соревнование, никто не хочет успевать меньше, чем другие.

Отдельным вызовом стала смена области деятельности, освоение новых тематик. Ранее я работал с батарейками, и мне предлагали это направление, но хотелось по максимуму избежать конфликта интересов с предыдущей работой. Если бы работал по той же тематике, неизбежно применял бы те же подходы. Автомобильная индустрия также имеет свою специфику, свои инструменты, и применимые стандарты, с которыми мне ранее не доводилось сталкиваться. Так что много чему пришлось учиться с нуля.

Расскажи об атмосфере в компании, команде, сложно ли работать?

Команда в Tesla – отличная, ребята – профессионалы, многие заканчивали лучшие вузы США. Чтобы быть с ними наравне, нужно постоянно совершенствоваться и работать над собой. Общаемся с командой довольно неформально, часто ходим вместе обедать в разные кафе, можем компанией съездить куда-то на выходные.

Работать, конечно, сложно. По аналогии со спортом – это как играть в высшей лиге. Программное обеспечение разрабатывают по всему миру, есть много разных компаний, как продуктовых, так и аутсорсинговых, многим из которых по праву есть чем гордиться. Но когда ты работаешь в одной из топ-компаний в сердце Кремниевой Долины – это уже другой уровень. Приходится полностью посвящать себя работе, иногда засиживаясь в офисе до ночи.

“Теслу” уже купил?

Думал над этим, но не уверен, что нам сейчас нужна дорогая машина.

Маск – очень мифологизированная личность. Ты встречался с ним, какое впечатление он произвел?

Я, пожалуй, воздержусь от участия в создании мифов. Этот человек безусловно заслуживает огромного уважения за то, что ему удалось создать. Мне пока не доводилось взаимодействовать с ним непосредственно. Однако он часто бывает в офисе, активно участвует в жизни компании, его присутствие весьма заметно.

Если сравнивать жизнь «до» и «после» переезда, что бы ты отметил?

Я не отношусь к тем, кто идеализирует жизнь в США. Здесь много своих проблем, просто они – другого характера, чем у нас. Очевидно с переездом в Кремниевую Долину остро начинает возникать вопрос жилья. Оно безумно дорогое – средняя стоимость домов примерно в шесть раз дороже средней по стране. Аренда студии в хорошем районе Долины с жилой площадью в 18 кв.м. стоит порядка $2000 в месяц.

Одна из характерных американских проблем – очень разного уровня школы. Часто место для жилья выбирают, ориентируясь на то, какая именно школа относится к этому округу. И зачастую от этого зависят цены на жилье. Дело в том, что здесь школы частично финансируются из локальных налогов. Где дороже жилье – живут люди с более высокими доходами, они платят больше налогов, лучшая школа привлекает еще больше людей с достатком, которые снимают дорогое жилье, и создается замкнутый круг. В бедных районах – наоборот.

Вопреки популярному заблуждению, жизнь по эту сторону Атлантики непростая, особенно для тех, кто хочет чего-то добиться, а не плыть по течению. Здесь нужно разбираться во многих нюансах, от качества продуктов питания до рынка ценных бумаг. С другой стороны, возможностей для самореализации намного больше, чем в Украине. Масштабы происходящих процессов впечатляют. Быть причастным к ним, работать над продуктами или сервисами, которые на слуху у всего мира, необычайно интересно. За это приходится платить тем, что нужно тяжело и много работать, зачастую откладывая жизнь на потом.

Расскажи о Кремниевой Долине.

Вся территория, которая называется Кремниевой Долиной, конгломерат маленьких городков – Пало-Альто, Маунтин-Вью, Редвуд-сити – это очень оживленное место, с уличными концертами, ярмарками, множеством IT-событий. Здесь очень много велосипедистов, в местной электричке, которая курсирует между Сан-Франциско и Сан-Хосе, есть даже два велосипедных вагона. Климат состоит из двух сезонов: лето и что-то похожее на весну, дождей почти не бывает. Огромное разнообразие мест, куда можно поехать на выходные. Наиболее популярные и всемирно известные – национальный парк Йосемити, озеро Тахо, Долина Смерти и мекка серфингистов – Маверикс.

tesla5

Здесь проходит очень много событий посвященных инвестированию, стартапам, разработке, различным хобби. Мы посещали несколько таких встреч. Хорошо запомнилась презентация в Google, где главные создатели дизайна Android Lollipop рассказывали об истории развития версии, новых концепциях и их примирении. Невероятно вдохновляющие люди – когда вернулись в 22:00 домой, хотелось тут же сесть за компьютер и писать код :). Вообще, многие люди, которые творят hitech-историю, живут или бывают именно здесь, ходят в те же спортзалы или кафе. Можно попасть в тренажерку, в которой бывает Тим Кук, и бежать с ним на соседней дорожке.

Дух Кремниевой Долины – это, в том числе, не покидающее ощущение, что ты постоянно что-то упускаешь. Выбор возможных видов деятельности огромен, как в профессиональном плане, так и в плане увлечений. Также нелегко решить для себя, где ты хочешь быть: в стартап-движении или в корпоративном мире. Потому, наверное, миграция талантливых инженеров, как в одном, так и в другом направлении тут не редкость.

Общаешься с русскоязычным сообществом?

Мы особо не стремимся к этому, общаемся с отдельными людьми, отчасти мы здесь отдыхаем от наших соотечественников:). В Tesla знаю нескольких людей из СНГ. Но вообще русский здесь постоянно слышишь на улицах и в магазинах.

Говоря об увлечениях, еще занимаешься спелеологией?

Спелеологию бы не хотелось бросать. Пока жили в Джорджии, поддерживали контакты с местными спелеологами, даже ездили вместе с ними спускаться в одну из пещер. TAG (аббревиатура от “Tennessее, Alabamа, Georgia” – ред.) – это всемирно-известный карстовый регион, здесь много живописных пещер. Некоторые из них – весьма обводненные, чтобы исследовать их, придется поплавать.

tesla2

Планируем выбраться туда как-нибудь, но пока в основном наслаждаемся природными богатствами Калифорнии.

Что планируешь делать в будущем: уходить в стартап-движение или все же работать по найму?

Не хочу раскрывать свои планы, к тому же они иногда меняются. Возможно, со временем мне вообще все это надоест и я уеду куда-нибудь на север подальше от всех технологий. Как говорят, поживем-увидим.