Павел Даниман возглавляет в “Киевстар” отдел, который определяет цены на связь для массового рынка. Вы точно видели Павла на билбордах, рекламирующих 3G. По его словам, это символизировало то, что Павел лично готов ответить перед каждым пользователем за тарифы компании. Редакция AIN.UA решила воспользоваться его обещанием и расспросила Павла, как “Киевстар” устанавливал цены на 3G, количество трафика в тарифных планах, на что часто жалуются абоненты, а также о том, 50 МБ интернета в день – это достаточно для полноценного пользования 3G или все-таки нет. Предлагаем вам интервью с начальником департамента value proposition для массового рынка “Киевстар” Павлом Даниманом.

Как компания разрабатывала тарифы для 3G?

Эра мобильного интернета в Украине насчитывает уже много лет. Помните неубиваемые мобильные телефоны, которые работали от батареи почти вечность? Я лично первый раз вышел в интернет именно с такого телефона Siemens ME45, через WAP. Сначала появился GPRS, потом EDGE, и мобильный интернет действительно в те времена был дорогой услугой «не для всех».

Тарификация действовала по принципу pay as you go, то есть, абонент платил за каждый мегабайт. 1 МБ тогда стоил около 10 грн. После этого мы постепенно начали переход к пакетной тарификации: к примеру, в Djuice предлагалось по 5 МБ в день, с тогдашними скоростями интернета этих объемов хватало с лихвой. Потом мы перешли к безлимитным тарифам в 2G, чтобы абоненты перестали воспринимать мобильный интернет как дорогое удовольствие и начали им пользоваться.

daniman1

Когда запустился 3G, у пользователей поменялся профиль потребления. Высокая скорость позволяет загружать лучший контент в больших объемах. И абонентам перестало хватать дневных лимитов, которых было более чем достаточно для 2G-интернета. Поэтому мы перешли к продаже трафика в месячных объемах: при скоростях 3G это намного удобнее, чем интернет «по кусочкам». Ведь в какой-то день ты можешь использовать весь трафик, в какой-то – недобрать. А когда есть месячный лимит, можно планировать расход трафика.

Абоненты в будни больше пользуются 3G, в выходные – больше времени проводят дома, где есть Wi-Fi. Это ведь и есть основное преимущество мобильного интернета – ты не привязан к точке раздачи, можешь выходить в сеть на ходу, в поездках, и даже на трассах на скорости 60 км/ч доступ есть. Реальный user case из личного опыта: на днях подвозил маму и она на соседнем сиденье по «скайпу» показывала сестре Киев.

Когда вы объявляли о новых тарифах, пользователи писали, что 500 МБ, 1,5 ГБ, 2,5 ГБ в месяц – это мало. Почему вы решили предоставить именно эти объемы трафика?

Мы основывались на исследованиях, которые нам предоставляли наши партнеры, в том числе и Ericsson. Мы одними из последних в мире запускали 3G, так что у нас был шанс изучить практический опыт многих стран. И мы увидели, что 500 МБ, 1,5 ГБ и 2-2,5 ГБ – это и есть те самые наиболее распространенные объемы, которые доступны по умолчанию в тарифных планах мировых операторов.

В Европе в среднем абоненты потребляют до гигабайта в месяц. А по нашему опыту, сейчас в Украине средний usage в 3G-сети – что-то около 30-35 МБ в день. Так что предложенные нами объемы трафика в общем-то отражают потребности абонентов. А если этого объема не хватает, в новых тарифных планах можно докупить пакетный трафик как дополнение к своей абонплате. Тогда автоматически ежемесячно на счет абоненту будет начисляться плата за тариф плюс плата за пакет, а также сразу весь объем трафика – тарифный и пакетный.

Кстати, если вы меняете тариф или подключаете пакет, лучше разорвать сессию и переподключиться заново, чтобы все расходы подсчитывались правильно. Я в таких случаях включаю airplane mode, а можно просто включить и выключить телефон.

Какие типы контента самые ресурсоемкие?

Мы как-то подсчитали, на что должно хватить 1 ГБ, результаты можно посмотреть в табличке ниже:

smm_asap_75_3Уже базового тарифного плана с 500 МБ хватает довольно на многое: это 60 часов просмотров сайтов (к примеру, сайт AIN.UA при загрузке занимает 1,5 МБ), 600 проверок почты, загрузка 600 писем, 60 часов в чате, 6 часов навигации. Можно сказать, что 500 МБ – это базовый тариф для интернет-серфинга.

Тарифа на 1,5 ГБ хватит тем, кто любит качать тяжелый контент. К примеру, видеозвонок по «скайпу» обойдется где-то в 20-30 МБ, просмотр видео на YouTube съедает где-то 30 МБ за минуту. Но здесь тоже есть нюансы. Когда смотришь YouTube в Wi-Fi-сети, можно выбирать качество, даже fullHD, но если смотреть видео с iPhone или Android-смартфона через мобильную сеть, качество ролика оптимизируется, т.е. урезается, чуть ухудшается битрейт.

Если говорить об аудиостриминге, расход трафика здесь составляет примерно 2-3 МБ в минуту. Но это также зависит от сервиса. К примеру, радио “Аристократы” – просто молодцы, сделали две кнопки, так что пользователь может выбирать урезанное и хорошее качество с битрейтом в 64 и 256 Кб/с.

Какой контент наиболее востребован по данным вашей сети?

В новых тарифных планах, где соцсети включены, до 25% приходится на этот тип контента. Естественно, следующий по популярности – это стриминг видео, аудиостриминг, видеозвонки. Кстати, видеореклама тоже составляет заметную часть трафика. К примеру, вы играете в Angry Birds, а между уровнями там проигрывается рекламный видеоролик – он тоже засчитывается в интернет-трафик.

В общем динамика по трафику очень хорошая. 22 июля мы запустили шесть областных центров, 154 000 человек подключились к 3G-сети в первый же день и выкачали 5,5 ТБ.

На что жалуются пользователи чаще всего касательно тарификации? К примеру, недавно вы ввели дополнительные 50 МБ за 3 грн в день в старых тарифных планах. Части абонентов это понравилось, часть возмутилась тем, что услуга не отключается.

Нужно отметить, что до этого нововведения пользователи сами жаловались на нехватку трафика в старых тарифных планах. Мы пытались информировать людей о новых тарифах, оптимизированных под 3G. Но все же остались абоненты, которые предпочли остаться на старом тарифном плане, продолжая пользоваться интернетом.

В связи с этим мы установили цену на интернет сверх того, что уже включено в тарифный план. Но при этом 50 МБ, которые изначально были по условиям тарифного плана, никто не отменял. Просто мы установили цену за следующие пакеты. Их количество – до пяти в день, после этого наступает шейпинг (ограничение скорости до 32 Кб/с). Мы остановились на пяти пакетах, во-первых, потому, что 250 МБ в день хватит 99% пользователей 3G, а во-вторых, чтобы избежать bill shock. Мы все помним истории, которые случались и в Украине, и за рубежом, когда абоненты выезжали на отдых в роуминг, а затем должны были продавать имущество, чтобы расплатиться за связь.

Но отказаться от этой услуги нельзя?

Это не услуга, это базовое условие тарифного плана, принцип тарификации. Например, вы же не будете звонить за границу, зная, что у вас на счету всего 2 грн.

Если раньше по истечении пакетных мегабайтов наступал шейпинг (а 32 Кб/с – это просто ужасный пользовательский опыт), то сейчас, когда абонент использовал 40 МБ из 50, ему приходит SMS о том, что дальнейшие пакеты будут стоить 3 грн. Мы предоставляем абоненту возможность дальше пользоваться интернетом и установили цену за эти услуги. Если вы, к примеру, совершаете важный скайпколл, и у вас посреди звонка кончаются пакетные мегабайты, при шейпе звонок просто прервется. А теперь можно продолжать спокойно пользоваться интернетом.

У нас пользователи немного избалованы домашним безлимитом и забывают о том, что телеком-компании приобрели супердорогие лицензии и оборудование, вкладывают много денег в саму сеть, платят огромные суммы за частоты (а государство еще и поднимает эту плату каждый год вдвое). 3G – это дорогая с технологической точки зрения услуга, а у нас ею хотят пользоваться бесплатно, как воздухом. Но если вам хочется скорости, нужно быть готовым платить за нее.

Если говорить о проблеме с тарификацией трафика из социальных сетей…

Что произошло изначально? В первую неделю работы 3G-сети мы не учли все необходимые IP-адреса подсетей  «ВКонтакте», по которым обнуляется трафик. Ошибка была достаточно быстро исправлена, абонентам, которые столкнулись с данной проблемой, начислили дополнительный объем трафика для использования в рамках услуги «Мобильный интернет».

Дело в том, что развитие архитектуры социальных сетей, да и систем Киевстар, предусматривает добавление новых IP-адресов. Таков технологический процесс. Конечно мы предусмотрели процедуру обновления списка на регулярной основе, однако, единичные сбои по прежнему возможны. И мы готовы рассматривать каждый случай. А вот у Facebook взаимодействие с операторами построено иначе: есть специальная страничка для оператора, где выделяется под абонентов оператора фиксированный список IP адресов, можно смотреть аналитику, формировать обращения и т.д.

daniman2

На самом деле, эти два случая, о которых мы говорим, действительно обсуждали в социальных сетях, и создавалось впечатление, что это «зрада» и «все пропало». Но в абсолютных цифрах очень мало пользователей жаловались на эти моменты (менее 1% обращений). Самые популярные запросы все же: «Почем 3G?» и «Как настроить 3G?».

Мне самому, как человеку, который разрабатывал эти тарифы, и одновременно как активному пользователю этих услуг было бы стыдно предложить абонентам что-то, что работает плохо. Хотел бы также подчеркнуть: мы ждем отзывов от клиентов и разбираем каждый случай.

Иногда пользователи жалуются на сильные перепады скорости в рамках города, где 3G уже есть…

Это банальная физика – если соотношение «сигнал-шум» плохое, скорость падает. Технология 3G зависит и от загрузки базовых станций. Мы смотрим на средние результаты того же Speedtest, и в общем по городам, где мы уже запустились, они хорошие. И кстати, я бы не рекомендовал часто проводить Speedtest, в среднем каждый такой тест съедает около 25-50 МБ.

Наши технические специалисты всегда мониторят состояние сети: если где-то перегружена базовая станция, мы проводим анализ, выясняем причину, придумываем, как перебросить трафик на другую станцию, как изменить углы наклона антенн.

Добиться лабораторных 42,2 Мб/с вы сможете, наверное, рано на рассвете, если подойдете прямо под базовую станцию в одиночестве. Но скажу честно, 2-3 Мб/с уже хватает для просмотра HD-видео.

Как вы считаете, ваши тарифы конкурентны по сравнению с предложениями других операторов?

У нас конкурентный рынок, каждый оператор выставляет те цены, которые считает нужными и адекватными. Мы установили цены на 3G, и они едины для 2G и 3G. Если смотреть на цены других операторов, уровень в Киеве одинаковый, просто наши коллеги по рынку дают больше трафика.

Больше за те же деньги – это их стратегия, которой они придерживались годами, не буду выносить ей оценку. Но цена – это не самое главное в услуге, есть качество и стабильность связи, качество покрытия, сообщество (ведь у нас включены безлимитные звонки внутри сети). Люди готовы доплачивать за это деньги.

Сравните цены и профиль потребления 3G в Украине и за рубежом.

Если посмотреть самые популярные тарифы в Италии, в Wind один гигабайт стоит в районе 12 евро. В той же России цены на 1 ГБ 3G чуть выше, чем у нас. У нас, как и раньше, самые низкие цены на интернет во всем мире: мобильная связь в кошельке среднего украинца – это примерно 1% его месячных затрат. Но мы считаем, что наша цена – это оптимальное соотношение того, что готов заплатить клиент, и того, сколько на самом деле стоит услуга.

15a85-clip

 

Могу поделиться своим опытом. Недавно в гости приехал двоюродный брат из Германии, мы сидели в кафе и обсуждали скорости мобильного интернета. Он рассказывал, что в его сети LTE скорость ограничена 40 Мб/с, что у них 3G – это максимум 7 Мб/с. И очень удивился, увидев, какие скорости у нас в 3G.

Как экономить и следить за трафиком?

Конечно, лучше отключить автообновления программ и обновлять приложения, находясь в сети Wi-Fi. Но я как потребитель, если честно, себя не ограничиваю в трафике. Если подумать, 3 ГБ стоят 150 грн, это две бутылки хорошего вина. Это – демократичные цены на интернет, как мне кажется.

Следить за своими расходами в новых тарифных планах можно по короткому номеру *112#. Также могу посоветовать виджет «Мой Киевстар». Если его установить, вы сможете проверять данные о состоянии счета, количестве пакетных мегабайтов, минутам, SMS и т.д. прямо на домашнем экране смартфона.