Инвесторы технологического бизнеса проводят в самолетах и аэропортах львиную долю рабочего времени. Они всегда привязаны к технологиям и наличию интернета. Но международные аэропорты часто предлагают разный уровень “технологических удобств” (к примеру, не так давно в аэропорту “Борисполь” появились столики для зарядки мобильных устройств).
AIN.UA решил узнать у украинских инвесторов, которые часто летают, какой инфраструктуры они ожидают от аэропортов, в каких аэропортах мира она развита лучше всего и насколько конкурентоспособно смотрится самый большой украинский аэропорт.
Денис Довгополый, управляющий партнер GrowthUP Group
Наиболее необходимые вещи для меня – бесплатный Wi-Fi и возможность зарядить ноутбук и телефон. Однако, в последнее время актуальность этого пропадает по двум причинам:
- ноутбуки имеют все более мощный аккумулятор и стыковка 2-3 часа позволяет его не заряжать. А для мобильных устройств все чаще используются powerbanks;
- для тех, кто часто летает, особенно в определенные локации, стало проще найти решение мобильного интернета (например, у меня итальянский Vodafone , который в Европе за 3 евро в сутки дает 500мб трафика, 50 SMS и 25 минут звонков).
Такие решения делают путешественников все более и более автономными.
По Украине я не летаю, но в “Борисполе” вопрос с зарядками и Wi-Fi решен. В Европе – если еще несколько лет назад большинство аэропортов предлагало только платный Wi-Fi, то сейчас они предлагают как минимум 40 минут бесплатного доступа в интернет на каждое устройство, а то и вообще бесплатный доступ в интернет. Хотя остались некоторые проблемы (например, во Франции надо себя идентифицировать и там иногда приходится получать SMS на любой активный номер). Проблемы бывают во второсортных аэропортах Европы, куда садятся авиакомпании-лоукосты. Там очень часто и зарядиться сложно, и получить доступ в интернет.
В Штатах я бываю только в Нью-Йорке и Сан-Франциско. НЙ – это ужас, там практически нет интернета, а в СФ это вопрос решен во всех терминалах.
Андрей Колодюк, инвестор , фонд AVentures Capital
Так как я часто летаю, и приходится ждать стыковок между рейсами, для меня важными являются места, где можно отдохнуть и поработать. Например, наличие банальных станций для зарядки телефонов и компьютеров по-прежнему во многих аэропортах является проблемой.
Самыми удобными считаю аэропорты Амстердама, Мюнхена и Сан-Франциско. Самые худшие – Париж, Шереметьево. Например, в Париже – ужасная логистика внутри помещений. Даже я не всегда могу сориентироваться между терминалами. Плюс, Париж “известен” потерей багажа пассажиров. Сам проходил через это много раз.
Если говорить о “Борисполе”, то в нем практически нет розеток. А в Амстердаме, например, они на каждом шагу.
А еще удобно, что в терминалах Lufthansa есть места для работы и отдыха. И там всегда есть чай.
Евгений Сысоев, инвестор, фонд AVentures Capital
В аэропорту меня волнуют как раз совсем не технологии, а базовые вещи – достаточное количество стоек для проверки паспортов, быстрая выдача багажа, выбор качественной еды, душ.
На борту самолета мне необходим интернет. В Европе нет доступа к интернету на борту, а на перелетах из Европы в Украину Lufthansa его предоставляет. Мой самый частый маршрут – перелет из Киева в Долину, и поэтому я летаю на Lufthansa.
В США аэропорты организованы более эффективно внутри, а вот еда обычно лучше в европейских аэропортах. Хотя очень часто, например в Нью-Йорке, из-за большого пассажиропотока, можно стоять 30-45 минут в очереди на паспортном контроле.
В Украине все аэропорты практические без внутренней инфраструктуры (ресторанов/еды нет или они отстойные, душа нигде нет), хотя там как правило низкий пассажиропоток и быстрая посадка
Мои любимые аэропорты – Мюнхен, Сингапур, Дубаи. Жуляны, кстати, очень даже удобный аэропорт. Худший из тех, в которых я часто бываю – парижский аэропорт.
“Борисполь”, в целом, мне нравится. В частности, быстрый паспортный контроль и посадка-высадка. Из того, что можно было бы улучшить: очень долгая выдача багажа, сделать больший выбор ресторанов, убрать сумасшедших таксистов, которые нападают на тебя при выходе, и позволить обычным такси по обычным тарифам подъезжать для забора пассажиров.
Илья Кенигштейн, инвестор, советник мэра Львова
Для меня самое необходимое в аэропорту – скорость прохождения всех этапов: вход в зал терминала, стойка регистрации и сдача багажа, досмотр, таможня, паспортный контроль, путь до гейта, гейт, вход в самолет. Чем больше технологий, ускоряющих эти процессы – тем лучше. Я не приезжаю в аэропорт для того, чтобы погулять по магазинам или сходить в ресторан. Аэропорт для меня – место, которое является телепортом в другой город, страну.
Также важным является наличие в аэропорту необходимой инфраструктуры – в первую очередь наличие бесплатного и подключаемого в два щелчка Wi-Fi – пока что с этим во многих аэропортах большая не подкрепленная ничем проблема.
- Аэропорт Праги (им. Вацлава Гавела) – в моем списке пока претендент на самый жлобский аэропорт из всех, где мне удалось побывать. Если вы курите – попробуйте это сделать в этом аэропорту – очень скоро выяснится, что место для курения – бар, в котором официант заставляет вас купить что-нибудь, заплатив за это тройную цену. То есть, курить просто так нельзя. При этом, официанты в этой курилке ведут себя нагло и буквально набрасываются на вас. Это полный отстой.
- Лондонский “Хитроу” – пока что лучший аэропорт, плюс он поражает своим техно-великолепием и минимализмом в дизайне. “Хитроу” – единственный аэропорт, в котором есть стоянка классических черных кэбов – городского такси.
- Аэропорт Тель-Авива (им. Бен-Гуриона) был бы в моем рейтинге довольно высоко, если бы не изнуряющие очереди на Security check в самом начале, с наглыми “битахонщиками”, унижающими людей.
- Аэропорт Сан-Франциско великолепен во всем – от инфраструктуры прилетов и вылетов, до аренды авто. Возможно, это потому, что обычно прилетаешь туда в полусне.
В отношении аэропорта “Борисполь” могу сказать, что главным недостатком аэропорта является отсутствие службы такси (и наличие роя назойливых таксистов-бомбил, с придыханием предлагающих вам свои услуги), отсутствие банкоматов (их всего несколько, часть постоянно сломана), дикие цены на кофе и отсутствие стоянки. Последнее особенно раздражает – видимо архитекторы терминала, когда его проектировали, думали, что люди в аэропорту – это фигурки на макете, которые не никуда не ходят и не ездят, а всегда стоят на месте.
Напомним, что аэропорт “Борисполь” сейчас решил отказаться от дизайна веб-сайта от “Студии Артемия Лебедева” и тестирует новый сайт.