После интервью с юным программистом крупной международной продуктовой компании Paymentwall Ромой Севастьяновым, в редакцию AIN.UA анонимно обратился читатель и сообщил, что не все в компании с украинскими корнями так сладко, как малюют. Якобы сотрудникам в Украине задерживают зарплаты, а менее месяца назад треть киевского офиса и вовсе сократили.

HR-менеджер Paymentwall Инна Макаркина подтвердила факт увольнений, однако подчеркнула, что причины не в финансовых или каких-либо других трудностях, а в нежелании сотрудников работать на благо компании. Причины и доводы она изложила в письме AIN.UA, выдержки из которого приводим далее.


“Мы уволили 25 человек, и мы не стыдимся этого факта. Мы думаем, что рост возможен не только когда идет набор людей, но и когда компания осознает, что ее сотрудники не хотят помочь компании выйти на новый уровень”, – написала она. По ее словам, некоторые люди работали в компании “только ради собственной выгоды”, ленились и просто ждали обеда “на диване или в лаунж-зоне”.

“Они чувствовали [себя] абсолютно беззаботно и думали что проблемы, которые случились в Украине, их не коснутся. Также мы поняли, что те люди, которые работали с нами на протяжении 2-3 лет, просто придерживались статуса кво и не помогали развитию компании. Некоторые из них, с недальновидным складом ума, отказывались ехать в наш офис на Филиппины в Манилу (когда компания открывает новый офис за рубежом, она предлагает сотрудникам из других офисов добровольно передислоцироваться туда для обмена опытом и обучения новоприбывших коллег – ред.).

А некоторые из тех, кто поехали во Вьетнам, в основном лишь требовали гречку и вареники.

Даже разговаривали только на украинском языке, не пытаясь выучить хоть одно слово по-вьетнамски за целых восемь месяцев своего пребывания, несмотря на то, что им были предложены курсы с репетитором”, – написала Макаркина.

Paymentwall-1
Команда Paymentwall в Ханое

Конечно, были и те, кто с радостью хватался за возможность поработать за границей, но для многих из них это также закончилось плохо. Как предположила HR, все дело в менталитете. “На данный момент в Paymentwall происходят глобальные изменения.

К сожалению, украинские компании не привыкли к изменениям, это же касается и украинских сотрудников.

Многие из тех, кому мы предоставили возможность отправиться в командировку за границу, к сожалению, восприняли это как отдых, забывая или отодвигая на второй план свои обязанности, и переключаясь в режим “туриста”, – пишет Макаркина. – По возвращению домой они впадают в депрессию из-за того, что они не понимают, как достичь уровня жизни других наций, в результате этого их продуктивность страдает еще больше, и это все заканчивается их увольнением”.

Однако, 25 киевлян были уволены не за прокрастинацию. В компании нашелся сотрудник, который, по словам Макаркиной, рассказал все секреты и наработки конкурентам Paymentwall: “Узнав об этом, мы попросили всю нашу команду проголосовать открыто: либо оставить человека в компании, либо распрощаться с ним. И команда проголосовала – решила что его нужно оставить.

Это то же самое, что и поддержать человека, который на войне переметнулся на сторону противника.

В ответ на мнение коллектива, руководство компании решило действовать “кардинально”. “Мы отправили всех домой и дали им контакты 10 человек, с которыми они должны были контактировать. В итоге некоторые сотрудники даже не побеспокоились о том, чтобы задать хоть какой-то вопрос. Другие же дали понять, что они любят нашу компанию и будут и дальше поддерживать ее, и именно им компания дала большие перспективы в жизни, а они в свою очередь готовы помочь нам стать еще успешнее и продолжить наш рост. Что до остальных, то некоторые из них пытались пробраться к нам в офис обратно. Некоторые – не понимали, что происходит. Некоторые – объединились в группы и пытались навредить компании. Остальные – просто ушли и получили работу в компаниях, занимающихся взрослым контентом или азартными играми”, – сообщила Инна.

Что касается задержки зарплат, HR-менеджер Paymentwall решительно опровергла эту информацию. “На протяжении последних 11 лет мы всегда вовремя платили нашим украинским сотрудникам. Даже когда в Украине начались проблемы, и банки были не в состоянии проводить платежи, мы не задерживали выплаты. Тот, кто сообщил вам о невыплате зарплат, должен быть привлечен к ответственности за клевету”, – подчеркнула она. Ее слова подтвердил и Рома Севастьянов, которому за год его работы в компании, как в Киеве, так и во Вьетнаме, жалование всегда платили вовремя.

Речи о массовых сокращениях в Paymentwall из-за кризиса в Украине или по другим причинам не идет. Наоборот, компания расширяет свой столичный офис. “Мы открываем дополнительный этаж в киевском офисе. В то время как в Украине началась война, и аутсорс-компании начали закрывать проекты и увольнять сотрудников, Paymentwall продолжала активно набирать людей, и мы продолжаем делать это по сей день, но сейчас стали отбирать кандидатов аккуратнее, и только лучшие и наиболее амбициозные могут попасть к нам в команду”, – подытожила Инна, прислав в подтверждение своих слов несколько фотографий новых помещений, которые пока еще ремонтируются.

Paymentwall-2

UPD: На связь с AIN.UA вышли некоторые экс-сотрудники Paymentwall, которые ушли в разное время, но в курсе ситуации. Все они заявили, что их коллега, которого обвинили в коллаборационизме, на самом деле просто послал резюме конкурентам – компании X-solla, как это порой бывает. Однако для этого воспользовался публичным Wi-Fi, через который вся информация попала прямо в руки руководства (сотрудники утверждают, что все разговоры и переписки в офисе отслеживаются).

“Наш сотрудник, который посылал резюме, сообщил, что никакой информации о компании он не выдавал, тем более секретной, да он ею и не владеет, вопреки тому, что сообщила Инна. Это полный бред про слив разработок. Этот человек работал на должности риск-аналитика, у него тупо не было доступа к секретной информации”, – анонимно комментирует экс-сотрудница компании, которая была свидетелем всей ситуации.

Примечательно, что по их словам СЕО Онор Гандей уволил не 25 человек, а весь офис, который насчитывал около 40 сотрудников на тот момент, однако затем передумал, и позволил желающим “попроситься” назад.

Paymentwall-3
Письмо, которое в тот день разослали всем сотрудникам киевского офиса Paymentwall за исключением нескольких человек

Перевод письма: “Привет всем. Киевский офис останавливает работу и все сейчас уходят домой. Нет более необходимости возвращаться в офис. Если у вас есть вопросы, вы можете обратиться к одному из членов команды ниже. Ваши email и wallapi аккаунты будут приостановлены”.

Бывшие сотрудники без колебаний расценили это как увольнение, которое, по их словам, не стало неожиданностью в свете всего случившегося. “Массовое увольнение киевского офиса – это был пик маразма и деградации CEO. Мероприятие проходило в виде публичной казни сотрудника, где ты должен проголосовать, увольнять его или нет и сделать это публично. Представьте, что 40-ка людям дали в руку камень и сказали забить или помиловать друга, как бы вы поступили? Человек с нормальными ценностями никогда такого не сделает”, – прокомментировал AIN.UA один из бывших сотрудников Paymentwall на условиях анонимности.

UPD 3: Впрочем, по словам Петрова, увольнением это не было. “В тот день никого не уволили. Всем написали о том, что сегодня могут идти домой и дали контакты для связи в случае необходимости. После чего часть людей даже не захотела спросить что делать дальше, они просто встали и ушли и больше не выходили на связь, пока мы с ними не связались сами. С каждым из остальных было индивидуальное интервью“, – утверждает он.

Сотрудники, как один, уверяют, что в компании работать очень тяжело из-за полного отсутствия личного пространства – прослушивается и перечитывается все, от телефонных разговоров до email. UPD 3: Однако в компании это опровергают и считают подобные заявления умышленной клеветой. О том, что их коллега обратился к конкурентам, Онор Гандей, по его словам, узнал от самого руководителя X-solla, который прислал СТО Paymentwall Владимиру Ковалеву письмо с вопросом, не против ли тот, чтобы его сотрудник ушел работать в X-solla.

Paymentwall-4
Скриншот предоставил пресс-секретарь Paymentwall Евгений Петров

UPD 3: Пресс-секретарь Paymentwall Евгений Петров заявил, что сотрудник не “просто подал резюме конкурентам” – он был у них на интервью, и не отрицает этого. При этом, все сотрудники Paymentwall, по словам Петрова, при поступлении на работу подписывают договор, согласно которому не могут устраиваться на работу к конкурентам как минимум в течении года после работы в компании “в силу специфики своей работы“.

Между тем, перевод в другие страны ничего хорошего для сотрудников, по их словам, также не сулил: “Я проработала аккаунт-менеджером год, и была в числе людей с “недальновидным умом”, отказавшись от поездки на год на Филиппины. Стоит заметить,что такие поездки обычно “добровольно-принудительные”, ибо моего коллегу уволили без объяснения причин именно после подобного отказа. Переезд предлагают без повышения зарплаты, с проживанием в офисе в первые месяцы. Любителям общежитий конечно рай, но здравомыслящим людям там делать нечего”.

Экс-сотрудники уверяют, что в офисе Paymentwall никто не был застрахован от публичных унижений и оскорблений со стороны руководства. Один из них предоставил в распоряжение AIN.UA сообщение от Онора, которое он якобы разослал в тот роковой день, когда все были уволены. Онор обвиняет украинцев в нетерпимости по отношению к другим народам, неблагодарности за спасение их жизни и многое другое (осторожно, ненормативная лексика).

Кликните по картинке для развертывания

Ниже приводим перевод письма на русский язык:

“Если вы не видите в будущем себя в Paymentwall, сегодня – отличный день уйти.

Мы отослали всех этих украиноязычных патриотов-разработчиков в Ханой, чтобы спасти их жизни. Мы потратили много денег и энергии, ведь мы заботились о них и их жизнях. Мы оплатили перелет, арендовали им жилье, делали вещи, которые не предлагает ни одна другая компания. И сейчас, когда война идет не в полную силу, эти бравые вояки возвращаются в Киев, и для них наступает время проявить благодарность по-украински.

Мне известно, что украинцы не говорят “спасибо”. Мне не надо лишний раз об этом напоминать. Меня не раз обманывали украинцы, которым я делал добро, а взамен получал предательство. Но я решил, что защитить их от смерти в Восточной Украине было правильным выбором. Они, конечно, собирались сделать это, так оно и вышло. Это было правильное решение, правильное дело, и я не жалею о нем. Я даже закатил украинскую вечеринку ко Дню благодарения, чтобы научить их быть благодарными. Вы видели, что во время войны я организовал лучшую вечеринку ко Дню благодарения и показал IT-отрасли, что надежда есть.

Во время войны, когда дерьмовые компании закрывали проекты и сбегали из Украины, я нанял новый этаж, чтобы мы могли нанимать людей и растить команду.

Сегодня все украиноязычные члены команды увольняются, чтобы отметить день возвращения в Киев. Они общаются только по-украински, и если к ним обратиться по-русски, ответят на украинском. Раньше меня это не смущало, но теперь – смущает. Потому что это – ненастоящие патриоты. Им нет дела до страны в той степени, чтобы сражаться за нее, но они делают вид, что дело им есть, когда ты уже спас их задницу.

У нас много офисов, и работает много расистских людей, которые ненавидят россиян и русский язык, и которые дискриминируют вьетнамских сотрудников, живя в их же стране и спасаясь в ней от войны на родине. Они дискриминируют вьетнамцев и менеджеров, которые дали им новые возможности и даже спасли их жизни. Такие люди больше не сотрудники нашей компании, они уходят или уже ушли. Они могут катиться к черту.

В Paymentwall мы любим мировые культуры. Если вам это не нравится, убирайтесь к черту, пока не поздно.

И чтобы вы все, дол**ебы, знали, я – чертов крымчанин”.

Факт рассылки подобных писем подтверждают и другие экс-сотрудники: “Письма с некорпоративными высказываниями от Онора получали регулярно. Это обидно. То, что описано в отзывах о компании, как о работодателе на orabote, glassdoor, DOU и т.д. – правда. Минусов гораздо больше, чем положительных моментов. Лично от себя добавлю, что я искала работу, чтобы работать, а не чтобы есть бесплатно (я не ела на работе ни разу), посещать вечеринки или оставаться на тимбилдинги в пятницу после работы”.

По словам сотрудников, это не первое массовое увольнение в Paymentwall, но до этого разом увольняли не более десятка человек, а не разом весь офис. Впрочем, многие уходили сами: “В PW работал на позиции менеджера, уволился по собственному желанию, так как за полгода заработал себе нервный срыв, проблемы со здоровьем (получить отпуск чтобы привести себя в порядок было невозможно)… С этой ситуацией знаком только со слов других бывших сотрудников, но тем не менее лично наблюдал практику увольнения людей, которые просто дружили с кем-то уже уволенным (потенциально “нелояльные”), поэтому могу представить, что всю команду могли выгнать за поддержку или даже просто добрые слова тому парню, который был уволен первым.

С точкой зрения Инны, конечно же, не согласен, она просто врет. Всем прекрасно известно, что основной задачей Инны является доносить руководству обо всем, что может быть истолковано как “нелояльность”. Что немудрено, так как она получает бонусы за новых сотрудников. Очень удобно, когда в компании текучка напоминает Ниагарский водопад”.

UPD 3: Петров также опровергает информацию относительно доносов, которые Макаркина делала по словам бывших сотрудников: “Решение о увольнении сотрудников принимает не Инна, а высший менеджмент. Заявления, про якобы “доносы” на других сотрудников, очередная ничем не подкрепленная ложь, тем более, что Инна за последние пол года находилась суммарно в киевском офисе чуть более одного месяца – остальное время она провела в командировках, в это время за нее людей набирала другой рекрутер“, – заявил он.

UPD2: Вчера ночью в AIN.UA обратился Онор Гандей и заявил, что письмо, которое приведено выше, вырвано из контекста, поскольку было разослано не в день увольнения всего офиса, а в другой день – когда сотрудники, вернувшиеся из Вьетнама, где компания укрыла их от мобилизации, внезапно уволились без причин. Онор акцентировал, что ранее эти сотрудники (10+ человек) выявляли нетерпимость по отношению к своим российским и вьетнамским коллегам, относились к ним, как к врагам. При этом, все они разговаривали по-украински даже в ответ на русскую речь. Это наблюдение натолкнуло его на мысль, что именно украиноязычные сотрудники привносят в коллектив разброд и шатания.

По словам Гандея, уволившиеся люди запугали и остальных сотрудников, в результате чего через пару дней компанию, без объяснения причин, покинули еще 7-10 человек. Потому Онор и разослал это письмо – чтобы те, кто хочет уйти, сделали это сразу и не разрушали командный дух, отвлекая коллег от работы. “Я указал, как украинцы на самом деле не ценят то, что ты для них делаешь, а мы, к сожалению, наблюдали это явление годами, и мой украинец-сооснователь может поручиться за это, потому что сам лично был свидетелем этого“, – написал Онор.

UPD 4: На выходных в редакцию AIN.UA также поступило письмо от проджект-менеджера Paymentwall Максима Пузина, в котором он утверждает, что на самом деле в компании работается хорошо, а ужасы, описанные экс-сотрудниками, вызваны тем, что молодые специалисты многое воспринимают близко к сердцу. Ниже выдержки из письма:

Я работаю в Paymentwall уже около полутора лет. Сразу хочу оговориться, что писать меня никто не принуждает ни под какими угрозами и единственные правки, которые тут есть от моего первоначального текста  – это орфография и пунктуация :). Я сейчас нахожусь в Маниле, наш Филиппинский офис, я тут живу уже 6-ой месяц и это моя вторая поездка сюда. Я знаю большинство сотрудников, которые ушли или были уволены с компании, с некоторыми из них я поддерживаю отношения, “дружу в фейсбуке” и делюсь историями об особенностях жизни практически на другом конце Земного шара, а интересных особенностей тут много. За это время я успел побывать на разных островах – Palawan, Bohol, Boracay, Cebu а на следующих выходных планирую поехать на еще один – Legazpi с уникальным в мире вулканом Майон.

Многие ссылались на слишком ненормированный график работы и отсутствие времени для жизни вне офиса. На своем примере могу сказать, что возможно организовать свою работу так, что бы всегда оставалось время насладиться красотой окружающих островов и заняться личными делами. Мой распорядок дня весьма стабильный – практически каждое утро я хожу в спортзал, в офис прихожу к 12 часам дня. Я намерено сдвинул свой график на несколько часов что бы иметь больше часов работы вместе с Киевом, который “просыпается” только к 3м часам по местному времени. Конечно, как и везде, бывают особо нагруженные периоды, когда нужно задержаться в офисе дольше, или это важный релиз или митинг. Ничего критичного.

…Молодые специалисты, как и я в своем примере, часто воспринимают отношения между собой и компанией, как нечто слишком личное. И когда случаются ситуации увольнения, обоснованные той или иной бизнес необходимостью или связанным риском, ими воспринимается слишком эмоционально. Я уверен, что сложившаяся ситуация может послужить полезным уроком, что бы выработать правильное отношение к работе в будущем. Нельзя не отметить то, что сфера работы нашей компании (платежи и платежные системы) связана с повышенным риском нарушения конфиденциальности и обнародования внутренних процессов работы, особенно в условиях бурно развивающегося рынка и жесткой конкуренции.

…Были нарекания о том, что в компании не поставлены процессы, но вижу в этом широкие возможности а) выстроить эти процессы наиболее оптимальным образом б) экспериментировать с разными подходами и инициативами. В Компании практически нет ограничений в том, как реализовывать задачу, без проблем можно получить ресурсы для реализации вашей инициативы по оптимизации или доработке внутренних или внешних продуктов. Если у есть четко сформированное видение того или иного процесса – нет никакой проблемы донести это до топ менеджмента, написав прямо в чат CEO или CTO. К сожалению, большинство ушедших сотрудников не проявляли такую инициативу“.

Напомним, Paymentwall — продуктовая компания, работает в сфере платежей за цифровые товары и услуги и предоставляет более 120 методов оплаты по всему миру, включая кредитные карты, мобильные платежи, прямые банковские переводы, электронные кошельки, терминалы и другие методы, в более чем 200 странах мира.

Штаб-квартира находится в Сан-Франциско, а сегодня офисы Paymentwall есть в Лас-Вегасе, Берлине, Амстердаме, Стамбуле, Маниле, Сан-Пауло, Пекине и Ханое. В Киеве, где находится один из двух главных центров разработки, по данным DOU, работает более 50 специалистов, половина из которых — разработчики. Ранее на AIN.UA выходила история создания Paymentwall украинцем Владимиром Ковалевым и американцем Онором Гандеем.