В отношении реформ сложился стереотип: чиновники начинают перекладывать одни бумажки, другие. Затем направлять эти бумажки в кабинеты, проводить совещания и собирать рабочие группы, сидеть месяцами над каждой запятой. Этот стереотип полностью ломает реформа сферы госзакупок. По своему развитию она скорее напоминает стартап. Как и положено стартапу, электронная система госзакупок Prozorro прошла все основные этапы развития. Вначале формировалась задача, концепция. Затем появились первые «инвесторы». Далее разрабатывался прототип продукта (MVP). Сегодня идет активное тестирование, но уже на этом этапе эффект от работы системы превзошел наши ожидания.

Майдан. Команда и концепция

Началось все с Открытого Университета Майдана, одним из организаторов которого выступил Александр Стародубцев, выпускник Киево-Могилянской Бизнес-Школы (KMBS), специалист по биржевой торговле и электронным торговым системам. Тогда активисты собирались в кафе неподалеку от Майдана и обсуждали, как превратить все новые идеи в трансформацию страны. В марте 2014 года Павло Шеремета был назначен Министром экономического развития и торговли, он призвал активистов присоединиться к реформам. Стародубцев откликнулся на предложение Министра и начал продвигать идею с реформой госзакупок. Установочная встреча состоялась в марте 2014 года, там Стародубцев впервые познакомился с Андреем Кучеренко (на тот момент сотрудником E&Y Украина). Они решили, что нужно отталкиваться от электронной системы торгов, которая позволяет строить прозрачные процедуры закупок.

image03

Открытый университет Майдана. Презентацию проводит Сергей Карандин, один из участников проекта электронных госзакупок Архив Александра Стародубцева

Первая концепция проекта появилась через три месяца тяжелой работы по сбору и анализу европейского опыта. Тогда же сформировался главный костяк активных творцов проекта – около 30 человек, к которым в разное время примыкали еще 150 волонтеров.

Подход к проекту резко изменился после встречи с Тато Урджумелашвили и Давидом Марганией, идеологами реформы госзакупок в Грузии. Они буквально на экране компьютера показали, как работает их система. Тогда Стародубцев и Кучеренко поняли, что первую концепцию они должны выбросить и написать новую, на основе грузинского опыта. Обновленная концепция получила поддержку со стороны главы государства. Тот присутствовал на одном из мероприятий платформы «Нова Країна», в которой Стародубцев возглавлял направление «Прозрачные закупки».

 Презентация концепции электронной системы закупок. Слева направо: Александр Стародубцев, глава Администрации Президента Борис Ложкин, президент Украины Петр Порошенко Архив Александра Стародубцева

Презентация концепции электронной системы закупок.
Слева направо: Александр Стародубцев, глава Администрации Президента Борис Ложкин, президент Украины Петр Порошенко. Архив Александра Стародубцева

Окончательно проект электронной системы был доработан в составе рабочей группы при Минэкономразвития, созданной в июле 2014 года. Оставалось только закрепить проект законодательно.

Однако в конце августа 2014 Павло Шеремета подал в отставку. Стартовала предвыборная кампания, и законопроект о госзакупках отошел на второй план. Казалось, что стартап заморожен.

Новый импульс проекту задал Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ. Он предложил не ждать законодательных изменений, а делать пилотный проект на базе допороговых закупок, для которых дополнительное регулирование не нужно.

Команда проекта решила попробовать этот подход, используя возможности существующих торговых площадок. А чтобы избежать злоупотреблений – сделать заявки (а также торги по ним), которые появились в одной из площадок, доступными со всех других, подключенных к центральному модулю. Этот подход закрепили в третьей версии концепции, которая легла в основу пилота. Его базовые принципы были закреплены меморандумом, который был подписан 9 сентября в «Укринформе».

Посевные инвестиции. Старт разработки

С предложением инвестировать в пилот команда обратилась к ведущим украинским площадкам. Сумма инвестиций (de facto, донорской помощи, ведь никакого юридического участия в проекте не предполагалось) для каждой из площадок составляла $5000, так было собрано первые $35 000 на создание пилота. Активисты сразу предупреждали, что это – социальный проект, и возможность зарабатывать если и появится, то позже.

Активисты проекта электронных госзакупок. Слева направо: Тато Урджумелашвили, Юрий Бугай, Надежда Бигун, Александр Наход, Лилия Дудник, Давид Маргания Фото из архива Юрия Бугая

Активисты проекта электронных госзакупок.
Слева направо: Тато Урджумелашвили, Юрий Бугай, Надежда Бигун, Александр Наход, Лилия Дудник, Давид Маргания. Фото из архива Юрия Бугая

Кроме инвестиций в разработку центрального модуля, площадки также взяли на себя разработку фронт-интерфейсов. По данным Андрея Кучеренко, площадкам пришлось потратить на разработку своих интерфейсов и адаптацию к системе еще по $30 000-50 000. Однако бюджет проекта все равно остается более чем скромным. Для сравнения, создание подобного проекта в Южной Корее обошлось в несколько миллионов долларов. Да и в Украине, если бы речь шла о коммерческом заказе, бюджет для Minimum Viable Product (MVP) превысил бы $1 млн.

Техническим архитектором (СТО проекта) стал Мирослав Опыр, бывший программист SoftServe, который живет и работает во Львове. А главным разработчиком – “Квинта Групп”, в которой работает и кофаундером которой является Мирослав. Он просто написал Стародубцеву в Facebook о том, что занимается разработкой аукционов для зарубежных компаний. И предложил свои услуги. С Transparency International мы договорились о том, что на пилотной стадии юридически система будет принадлежать им, а после запуска полноценного продукта права на нее будут переданы государству. Во-первых, это освобождало нас от излишней бюрократии на первых порах. А во-вторых, привязка к Transparency International является гарантией прозрачности.

Главной задачей на этом этапе команда определила создание MVP. Дедлайн установили на декабрь 2014 года, но работа с площадками внесла свои коррективы. В частности, нужно было настроить взаимодействие и общий доступ к заявкам. В итоге первая версия продукта появилась в феврале 2015 года.

Запуск пилота. Появление Prozorro

Работоспособный пилот появился через четыре месяца после появления техзадания. К слову, Польша планирует пройти этот путь за три года. Название проекта тоже было придумано в стартап-формате. Организаторы просто разместили пост в Facebook, призвав сообщество придумать имя для электронной системы госзакупок. Победило предложение Владислава Рашкована, заместителя главы НБУ. Его вариант звучал как ProZorro – это игра слов, которая объединяет имя героя приключенческого романа, борца за справедливость Зорро, и украинского «прозоро», то есть «прозрачно».

Официальная презентация ProZorro состоялась в феврале 2015 года, в стенах Киево-Могилянской Бизнес-Школы. Это также отголосок Майдана, ведь КМБШ много помогала Открытому университету Майдана. На презентации, кроме команды проекта, присутствовал Дмитрий Шимкив, Юрий Гусев, Ксения Ляпина, Гия Гецадзе.

image07

Первые результаты работы системы превысили наши ожидания. Средняя экономия по торгам составила 17-19% при планируемых 10%. К системе начали активно подключаться заказчики. И если на старте в феврале мы провели всего 27 закупок, то к июлю количество тендеров превысило 1500, а сегодня их в системе уже более 5800.

Меня назначили на пост заместителя Министра экономического развития и торговли Украины 23 февраля, и развитие реформы госзакупок стало моей основной задачей в Министерстве. Мы понимали, что для того, чтобы перестроить всю систему, мало быть только гражданским активистом. Я предложил Стародубцеву возглавить департамент госзакупок и продолжить реформу уже на официальном уровне. Он согласился.

В мае 2015 года Кабинет Министров принял Распоряжение 416-р, которым разрешил проведение пилотного проекта по надпороговым, крупным закупкам для Министерства обороны. В июле состоялись первые такие торги, где экономия государства иногда достигала 10 млн грн и более только на одном тендере. Стало очевидно, что это уже не просто «тренировка на пасочках», а колоссальная ответственность и гигантский фронт работ. И, конечно же, большое сопротивление, куда же без него в этой сфере: все-таки на кону рынок госзакупок объемом 250 млрд грн в год!

Как работает пилот

Электронная система госзакупок состоит из центральной базы данных и подключенных к ней торговых площадок. Сегодня их шесть: dz.prom.ua, Newtend, SmartTender, e-tender, PublicBid и Держзакупівлі.онлайн. Еще три площадки находятся в процессе подключения.

image06

По сути это сайты, на которых госзаказчики размещают объявления о том, что им необходимо закупить. Любое предприятие может зарегистрироваться и предложить свою продукцию и свою цену. И не только предложить, но и уменьшить ее в ходе понижающего аукциона, чтобы обойти конкурентов и выиграть тендер. На этапе пилотного проекта система работает только с допороговыми закупками (товары и услуги – до 100 тыс грн, работы – до 1 млн грн).

Если сумма тендера ниже 35 000 грн, то участие в торгах для поставщиков бесплатное, а если сумма больше – то поставщик платит символический взнос в размере 175 гривен. Сумма просто символическая. Для сравнения, для участия в электронных тендерах в Грузии компании платят 50 лари (по официальному курсу – около 460 грн или $22).

Сегодня в системе более 360 заказчиков. Создается служба маркетинга госзакупок, поскольку главное отличие новой системы в том, что во главу угла ставятся интересы поставщика, а не заказчика. Логика простая: если предпринимателю выгодно и удобно торговать с государством, он придет на тендер. А чем больше предложений – тем ниже цена, и тем эффективнее закупка.

image01

Технически система должна будет способна обслуживать всех 25 000 заказчиков, как по допорговым, так и по надпороговым закупкам. Конечно, возникает масса вопросов, иногда разработчики получают до 100 звонков в день. Вопросы задают все – электронные тендеры хотят проводить и детские сады, и ПТУ, и министерства, и огромные госкомпании. Электронными закупками уже занимаются “Укрзалізниця”, Одесский и Ильичевский порты, а также “Укрпочта”, предприятия Министерства образования, НБУ, “Энергоатом”, НАК “Нафтогаз” и многие другие. Лидером по объему торгов в ProZorro является Минобороны, а по количеству тендеров уверенно лидирует Министерство инфраструктуры. В июле Киевсовет утвердил использование ProZorro в допороговых закупках всех подведомственных коммунальных предприятий.

Второй раунд инвестиций. Законопроект о госзакупках

Следующим этапом должно стать масштабирование ProZorro на все закупки в государстве. Имея рабочий пилот, гораздо легче привлечь финансирование. На бюджетные деньги мы изначально не рассчитывали, система развивается исключительно за счет донорских средств. Например, Western Nis Enterprise Fund (WNISEF) выделил $50 000 на разработку следующих модулей. Команда продолжает активно работать с донорами, как обычно работают с инвесторами в частном стартапе – встречи, питчи, презентации, отчетность, Steering Committee как аналог набсовета. В новом раунде инвестиций к проекту привлекаются финансирование WNISEF, GIZ и World Bank, USAID, Делегации ЕС.

Модуль бизнес-аналитики ProZorro

Модуль бизнес-аналитики ProZorro

Мы уже получили в бесплатное пользование ультрасовременный модуль бизнес-аналитики. Круче сегодня в госструктурах просто нет. Благодаря компании Qlik Technologies (NASDAQ: QLIK), мы получили систему, которой пользуются ведущие мировые компании. Один из руководителей украинского офиса Qlik – активный участник “Автомайдана”, и он уговорил американскую штаб-квартиру подарить Украине готовое решение бизнес-аналитики, а также 300 профессиональных лицензий для его использования.

image02

Для того чтобы стартап перешел на новый уровень, Верховная Рада должна утвердить два пакета изменений в существующий Закон “Об осуществлении государственных закупок”. Первый пакет устраняет “лазейки” для коррупции, а второй позволяет перевести систему в полноценную эксплуатацию – с 2016 года.

Сегодня нам нужны активные участники госзакупок, нужны журналисты, которые занимаются расследованиями использования бюджетных средств. Нужны активисты, которые знают что, к примеру, фирма Х принадлежит семье мэра. Заходите на сайт, пользуйтесь, сообщайте. От вашей активности зависит успех ProZorro.

Максим Нефьодов, заместитель Министра экономического развития и торговли Украины