На прошлой неделе украинское IT-сообщество несколько раз успело не на шутку поволноваться: когда узнало шокирующие детали о корпоративной культуре в Paymentwall и когда СБУ пришла с обыском (и ломиком) в днепропетровский офис крупнейшего аутсорсера Luxoft. Ни само силовое ведомство, ни компания сразу не сделали официальных заявлений. Поэтому долгое время все терялись в догадках: что такого важного было спрятано в серверной Luxoft, чтобы сотрудникам СБУ понадобилось выламывать двери ломом, а также – запирать всех сотрудников и отбирать у них мобилки.
Редакция AIN.UA обратилась к Дмитрию Овчаренко, директору компании SBT Systems Ukraine (компания, которая предоставляет административные услуги IT-бизнесам, среди клиентов – EPAM, Wargaming и другие). Он представлял интересы Luxoft во время обыска 1 сентября. Дмитрий рассказал, что искало CБУ, на какой стадии ситуация сейчас, а также – что собираются предпринимать крупнейшие IT-компании Украины, чтобы в будущем стилистика подобных визитов изменилась.
По словам Дмитрия, все началось 1 сентября в 9:30 утра: сотрудники начали приходить в офис на работу, а их там встретили представители СБУ. У компании есть протокол работы в подобных случаях, так что в тот день почти все сотрудники работали удаленно. Силовики показали постановление суда, где говорилось, что якобы еще в июне с использованием IP-адреса компании было отправлено подозрительное письмо с угрозой терроризма (взрыва в Днепропетровской ОГА). И через два месяца, в сентябре СБУ решило прийти с обыском и установить личность человека, который его отправил.
Для этого силовики хотели изъять компьютеры для проведения следственных действий, но, судя по всему, так ничего и не нашли.
“Как адвокат я готов расценивать визит представителей СБУ в днепропетровский офис Luxoft как визит с целью давления на бизнес под новой вывеской «борьба с терроризмом». Как минимум еще пять IT-компаний в Украине пострадали от визитов силовиков – к одним приходит налоговая, к другим милиция, к третьим – СБУ.
Но методы работы у всех одинаковые. Под надуманный повод готовится постановление суда, в офис компании отправляются сотрудники силовых органов, которые останавливают работу компаний якобы с целью поиска доказательств”, – рассказал юрист.
Методы, которыми проводились следственные действия, вряд ли осуществлялись в рамках правового поля, учитывая, что и сотрудники, и руководство были готовы добровольно содействовать следствию, уточняет Овчаренко.
“Было непонятно почему представители силовых структур вели себя неподобающим образом и, по сути, совершали противоправные действия. Нигде в постановлении не написано, что можно силой удерживать сотрудников или наносить вред имуществу”, – говорит адвокат.
Овчаренко рассказал редакции, что после того, как в диалоге с сотрудниками СБУ удалось понизить “градус агрессивности”, техническим специалистам с обеих сторон понадобилось буквально 2-3 часа, чтобы выяснить: данные об отправке письма с IP-адреса компании – скорее всего, подделка (IP-адрес, принадлежащий Luxoft, оказался в длинном перечне адресов, по которому путешествовало письмо).
“Самое сложное было убедить сотрудников СБУ в том, что мифическое письмо с угрозой не могло быть отправлено способом, описанным в постановлении суда. В диалоге были задействованы все стороны – я как адвокат, администратор сети Luxoft и IT-специалист от СБУ. В результате сотрудники силового органа убедились, что письмо не могло быть отправлено тем способом, и покинули офис”, – рассказывает Дмитрий.
По его версии, причиной такого странного визита могло быть банальное запугивание. Ведь IT-отрасль – одна из немногих в Украине, которой удается выживать сейчас благодаря работе с иностранными заказчиками. “Такие компании генерируют валютную выручку в Украину и формируют имидж страны как инвестиционно привлекательной. Наверное, кому-то наверху показалось, что эту отрасль можно «потрясти» и запугать”, – говорит Овчаренко.
Сейчас претензий к Luxoft у СБУ нет. Но участники рынка не оставили инцидент без внимания: сейчас компании-лидеры отрасли готовят обращения к президенту и премьеру с просьбой защитить индустрию, которая генерирует 3% ВВП страны. Этот случай уже обсудили на заседании профильного комитета ВР, где и было принято решение обращаться к высшему руководству страны.