Проведение налоговой реформы – один из наиболее актуальных вопросов в сегодняшней повестке дня. Для этих целей в рамках Национального совета реформ создана команда по налоговой реформе, которая до начала сентября должна подготовить проект нового налогового кодекса. Команда проводила встречи с представителями разных индустрий Украины, пытаясь понять специфику и проблемы каждой из них, а также заслушивала предложения по налоговой реформе, выработанные представителями общественности.

Одно из предложений имеет все шансы лечь в основу налоговой реформы. Суть его сводится к тому, чтобы убрать значительный разрыв между расходами на налоги и сборы на зарплату и налогообложениями доходов ФЛП. Предполагается введение единого налога на зарплату (совмещение ЕСВ и НДФЛ) на уровне 29% и повышение налога для ФЛП до уровня 29%. Аргументация в поддержку данного варианта реформы сводится к тому, что единый налог используется бизнесом для оптимизации налогообложения и что такие меры направлены на выведение заработной платы из тени и на борьбу с уклонением от налогообложения.

С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что реализация отдельных предложений инициативы может иметь отрицательный эффект для украинского общества.

Является ли повышение ставки единого налога «верным рецептом» развития украинского МСБ?

Повышение ставки единого налога до 29% нивелирует саму идею упрощенной системы налогообложения и нанесет удар по всему малому и среднему бизнесу Украины. Как известно, поддержка малого и среднего бизнеса была главной целью введения единого налога. Сложно отрицать, что данный режим налогообложения способствовал развитию предпринимательства в Украине, стимулировал выход малого и среднего бизнеса из тени. Сразу после его введения за период его с 1997 по 2002 годы численность субъектов малого бизнеса увеличилась почти в десять раз, количество занятых в этом секторе экономики возросло в три раза, число малых предприятий в расчете на 10 000 населения выросло почти в четыре раза, и соответственно привело к увеличению бюджетных доходов (в 2002 году от субъектов малого бизнеса, использующих упрощенные режимы налогообложения в сводный бюджет поступило 1,8 млрд грн. При этом темпы роста налоговых поступлений от субъектов упрощенного налогообложения в 2002 году составили 33,4% и превысили аналогичные показатели за этот период субъектов предпринимательства, работающих по общей системе налогообложения, составив 22,6%).

image00

По сути, упрощенная система налогообложения является единственным инструментом поддержки МСБ в Украине. Иные формы и стимулы для развития и поддержки малого и среднего бизнеса, по большому счету, не функционируют. В этом принципиальное отличие нашей страны от наиболее развитых государств, в которых действуют специальные программы, способствующее развитию и поддержке МСБ.

image02

В Европе действует специальная программа под лозунгом «Think small first!», которая предполагает не только создание льготного режима налогообложении для МСБ, но и предоставление разного рода кредитов, субсидий, консультационных и других поддержек. В странах Европейского Союза в малом и среднем предпринимательстве в 2013 году было занято более 50%, а в Японии – около 80% активного населения трудоспособного возраста. При этом доля МСБ в ВВП развитых стран мира достигает 60%. В Украине же этот показатель по разным оценкам равен всего лишь 7-12%.

Рассчитываем ли мы уменьшить эту долю? Тогда повышение ставки единого налога до 29% – это верный рецепт.

Чем обернется повышение ставки единого налога для IT как приоритетной индустрии Украины?

Повышение ставки единого налога нанесет особенно чувствительный удар по тем отраслям, которые сейчас находятся на этапе развития и нуждаются в сохранении статуса кво-, но никак не в установлении дополнительной фискальной нагрузки. В частности, речь идет об IT-сфере.

Согласно исследованию Central and Eastern European Outsourcing Association (CEEOA), Украина заняла первое место среди 16 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по сервисным услугам в сфере IT. По данным Gartner, в топ-30 стран-экспортеров компьютерных и информационных услуг Украина вошла еще в 2007 году. В 2011-м Украина была признана лучшей страной для импорта услуг по аутсорсингу и стала победителем в номинации «Outsourcing Destination of the Year» на EOA Summit. Совокупный экспорт IT-услуг из Украины (по данным World Bank) в 2013 году составил $5,2 млрд. По существующим экспертным оценкам объем экспорта программной продукции в 2014 году составил около $3 млрд и имеет положительную динамику роста не менее 15% в год.

Постоянно инвестируя в развитие технологий и увеличение человеческого капитала, IT-сектор выполняет важную для общества и государства задачу – создает среду, благоприятную для инновационного развития украинского общества. Именно IТ-индустрия может стать прекрасным примером и образцом успешного развития прочих экспортно-ориентированных сервисных (business process outsourcing) индустрий в Украине – например, биотехнологий, медицинских и фармакологических исследований.

Каждый год 16 000 IT-специалистов получают образование в украинских университетах. Это трудовые ресурсы с большим потенциалом, который ежегодно растет на 20%. На сегодня в Украине в индустрии программной продукции по разным оценкам работают более 75 000 высококвалифицированных программистов, которые являются частными предпринимателями и пребывают на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, предоставляющими услуги компаниям на конкурентной основе. По данным ДФС Украины в 2014 году от ФЛП, занятых в IT, поступило около 3,3 млрд грн. Каждый IT-специалист создает в Украине 3-4 рабочих места в сопутствующих отраслях. Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существует очевидный дефицит IТ-кадров. Например, для стран Европейского Союза он оценивается на уровне 900 000 программистов в 2020 году.

Хотим ли мы, чтобы отечественные специалисты восполняли этот дефицит, создавая рабочие места в Украине, генерируя доходы и увеличивая поступления в государственный бюджет? Если так, то мы должны им гарантировать надлежащие условия их деятельности, создавая в Украине здоровый инвестиционный климат.

Возможно ли это с учетом текущей политической, военной и экономической ситуации в Украине? Следует честно признать, что сделать это крайне непросто. Однако повышение ставок единого налога к уровню 29% – это очевидный шаг от «крайне не просто» к «невозможно». Моделируя сценарий увеличения ставки единого налога даже до уровня 15%, результат получается очень пессимистический: примерно 70% бизнеса уйдет в тень, а уровень бюджетных поступлений уменьшится на 50% с выходом на показатели 2015 года лишь в 2020 году. В нынешних условиях рентабельность компании с годовым оборотом 100 млн грн составляет около 10%. Увеличения ставки единого налога на 25% приведет к росту расходов компании на 18% и соответственно снижении рентабельности на 15%. Компаниям придется в аналогичном размере увеличить размер расходов на IT-специалистов для того, чтобы не потерять их из-за переезда в другие страны. Такой рост расходов в результате снизит рентабельность компании на 12-15% и сделает ведение бизнеса в Украине нерентабельным.

В текущей ситуации именно упрощенная система налогообложения позволяет украинским компаниям выдерживать конкуренцию на глобальном рынке за счет снижения издержек, сохранять квалифицированные кадры в Украине. Следует понимать, что программисты, как правило, не привязаны к месту предоставления услуг ни крупными активами, ни ресурсами, а значит – легко мобильны. Все что им нужно – это ноутбук. Вследствие значительного увеличения налоговой нагрузки украинские программисты потянутся за рубеж.

image01

Компании также будут вынуждены релоцировать свои офисы в другие юрисдикции – более комфортные и стабильные, предоставляющие специальные условия для IT-бизнеса (по данным отчета Deloitte такие условия созданы в 30 странах: это и специальные ставки налогов (Китай – 15% налог на прибыль, Израиль – от 6-12% налог на прибыль), и вычеты из налоговой базы до 300% (Австрия, Бельгия, Индия, Бразилия, Израиль, Италия, Турция), и вычеты по заработной плате для программистов (Бельгия, Индия, Польша, Ирландия, Израиль, Турция), и предоставление грантов (Германия, Мексика). Сегодня большинство из компаний уже разработали свои планы по релокации бизнеса в случае ухудшения условий. По данным опроса DOU, 69% специалистов рассматривают варианты релокации в другую страну. Пока для украинского IT-бизнеса в нынешних экономических, политических и военных условиях действующие условия налогообложения – единственное, что держит конкурентоспособность Украины на глобальном рынке, а квалифицированные кадры в Украине.

Какие альтернативы?

На наш взгляд, при проведении бюджетной и налоговой реформ в первую очередь необходимо обеспечить эффективный контроль за расходной частью бюджета. Критикуя единый налог, инициаторы реформы часто апеллируют к опыту других стран и завидуют их высоким, по сравнению с Украиной, ставкам налогов. Однако при этом никто не упоминает о таких специфических условиях, как стабильная экономика и низкий уровень коррупции. Граждане этих стран в целом уверены в надлежащем функционировании государственного аппарата, предоставлении им за счет налоговых отчислений справедливого объема социальных благ и услуг.

Примечание. Статья подготовлена на основе анализа предложения, презентованного общественности до момента официального обнародования Министерством финансов Украины своей версии налоговой реформы.

Автор: Александр Медовой, председатель Наблюдательного совета Kharkiv IT Cluster, президент компании AltexSoft