Летом тема прихода PayPal в Украину не покидала новостных лент, а сейчас новостей по этой теме почти нет. Почему так, неужели такое полезное для предпринимателей начинание застопорилось? Дело в том, что сейчас украинские власти ведут непростые переговоры с американской компанией: одна сторона выдвигает завышенные требования, вторая – не спешит их принимать. Апдейт по ситуации с PayPal опубликовал в Facebook Илья Кенигштейн, с инициативы которого и начался сам переговорный процесс.
Если по порядку: со слов Кенигштейна, летом состоялся очередной телефонный разговор украинской стороны с высокопоставленным менеджером PayPal, курирующим Восточную и Центральную Европу. Менеджер PayPal заявил, что готов рассматривать вопрос о старте в Украине, а также – что готов сам приехать на переговоры в Киев, если НБУ подготовит Letter of comfort, в качестве подтверждения серьезности намерений. Необходимый документ был принят в начале августа. Такие документы часто фигурируют в переговорах между государством и компанией (пример: Letter of comfort, подписанный Национальным Банком Сербии).
Но проблема в том, что вариант изменений в нормативные акты НБУ, предложенный Американской торговой палатой, в ведомстве приняли не полностью, пишет Илья.
В частности, предложение американцев состояло в том, чтобы позволить:
- получение пополнений электронных кошельков физических лиц-резидентов в иностранной валюте от других пользователей и оплаты мерчантами на интернет-сайтах в иностранных валютах;
- перевод/зачисление средств на счет PayPal в Украине в иностранной валюте;
- зачисление средств в иностранной валюте со счета PayPal на банковский счет в украинском банке с возможной конвертацией в гривны для перевода на гривневый счет.
НБУ принял нормы в постановлении №481, существенно их ограничив. Согласно разделу 8, прием электронных денег эмитента-нерезидента возможен только торговцем. “Почему только торговцем?! Откуда взялось это ограничение?”, – удивляется эксперт. PayPal – это система перевода денег в первую очередь между физлицами, а уж затем – между торговцами.
Именно для этого необходимо было вносить изменения в Положение об электронных деньгах и в Инструкцию о режиме счетов физлиц – чтобы запустить свободное получение физическими лицами – резидентами средств на их электронные кошельки в PayPal, которые они получают от других пользователей PayPal (более 170 млн держателей кошельков глобально), и вывод этих средств на счета физических лиц в украинских банках. И этого нет в принятых изменениях”, – объясняет Кенигштейн.
Из-за этого вариант Letter of comfort, подготовленный украинской стороной, имел чисто теоретическое значение. И чтобы в нем появился практический смысл, нужно подготовить новые изменения (в Положение об электронных деньгах и в Инструкцию о режиме счетов физлиц), чтобы на нормативном уровне разрешить физлицам получать средства на электронные кошельки в PayPal. Для этого не нужно новых документов, просто поменять уже принятые постановления НБУ.
“Переговоры с PayPal идут. PayPal занимают выжидательную позицию и эскалируют уровень требований к НБУ. Это стандартный подход любой крупной компании – по максимуму выжать из возможности, прежде чем сделать встречный шаг. Сейчас крайне важно для НБУ грамотно и профессионально вести переговоры – именно переговоры, а не шаги, ведущие к показательному визиту представителей PayPal и рукопожатиям с протокольными улыбками под камеры. Нужна консолидация high-level специалистов из НБУ, МЭРТ и т.д. с нашей рабочей группой”, – пишет Кенигштейн.
В ближайшее время должен состояться решающий раунд переговоров по этому вопросу.
Напомним, инициатива уговорить PayPal прийти в Украину началась с того, что Илья Кенигштейн, активно участвовавший в движении за внедрение 3G, попробовал переубедить менеджмент PayPal, чтобы тот все-таки решил начать работать в Украине. Для этого была создана рабочая группа и разработан план действий. Ее поддержали в НБУ, «Deloitte Украина», «Baker & McKenzie Украина».