Когда читаешь отчетные сводки правительства, иной раз создается впечатление, что страна неистово несется в ЕС. Не утихает борьба за евростандарты жизни. Успехи на ниве удоев реформ и сенокосов дерегуляций так пропитали ленту новостей, что хоть выжимай. Одной из последних прогрессивных инициатив является законопроект о защите авторских прав в интернете. Тут есть все: и борьба с пиратством, и соглашение об Ассоциации, и 301 список, и экономический рост – так говорит пояснительная записка к документу. Прекрасная, идиллическая картина. Вот только сам законопроект лучше не читать. Потому что в тексте вместо ЕС настойчиво проглядывает РФ.

Изложу самые спорные моменты по пунктам:

  1. Законопроект не определяет свою территорию действия. Авторы не удосужились объяснить, где именно в интернете распространяется суверенитет Украины. В итоге вышло, что из Киева мы будем бороться с нелегальным контентом во всем мире. Возглавим, так сказать, борьбу. Но это неплохо. Должны же мы хоть что-то возглавить помимо рейтингов падения экономики и худшего бизнес-климата.
  2. Кстати о климате. Законопроект предусматривает безусловное блокирование информации по одной жалобе в течение 24 часов и разблокирование не ранее 10 рабочих дней. Эти правила гораздо строже, чем правила таких ресурсов как YouTube, Facebook и DepositFiles (показано в таблице ниже). Это означает, что данным законом эти ресурсы будут поставлены вне закона. Фактически, интернет-площадкам дается четкий сигнал к выходу за границу.
  3. Кому станет легче работать в Украине, так это армии троллей РФ. Закон даст им прямую возможность блокировать любые сайты государственных ведомств, отправляя одну жалобу в 10 дней. А ну, кто там разберет, чей копирайт на узор подложки или картинку флага Украины на сайте rada.gov.ua? Абсолютно законно будут заблокированы сайты, которые вынуждены сейчас сдерживать DDOS-атаки. Приготовиться к шторму стоит и новостным ресурсам.
  4. По законопроекту, электронные жалобы должны будут скрепляться электронной цифровой подписью (ЭЦП). К нормам, которые используются в других странах, авторы законопроекта добавили слово «цифровой», в результате – в жалобе нужно не просто указать данные, позволяющие идентифицировать подписанта, а нужно использовать шифрованный ключ ЭЦП. Очевидно, авторы слабо знакомы с ситуацией ЭЦП в Украине, и им неведома проблема несовместимости ЭЦП, выданных разными центрами сертификации. Одним словом, скрепив файл электронной подписью, не факт, что получатель вообще поймет, что вы подписали жалобу. Хотя на фоне остальных проблем закона это мелочь.
  5. По законопроекту нотариусы будут фиксировать нарушения в интернете. Эта норма интересна тем, что ее нет в ЕС, на опыт которого ссылаются авторы. Зато она есть… правильно, в РФ! Тень северного соседа преследует наших законодателей вопреки курсу евроинтеграции.

А теперь самое любопытное. Ни одного из описанных спорных положений нет ни в Соглашении об ассоциации, ни в директивах ЕС. Вся эта глупость своя, отечественная, родная. Пресловутая гармонизация может быть осуществлена без этих перегибов. Думаю, что все это от чрезмерного старания авторов угодить «евроэкспертам». «Жестче – значит лучше» – верен своему принципу украинский чиновник.

Сейчас как раз идет общественное обсуждение этого документа. Предлагаю каждому ознакомиться с законопроектом на сайте Минэкономики и высказать свою позицию, пока этот веб-ресурс не заблокировали за какое-нибудь нарушение копирайта.

Для наглядности приведу таблицу сравнения условий законопроекта Минэкономики, крупнейшего видеохостинга YouTube, самой популярной социальной сети Facebook и крупнейшего в мире файлообменника DepositFiles.

YouTube Facebook DepositFiles Законопроект МЭРТ
Должен ли жалобщик подтвердить свое право на спорный контент? Жалобщику следует указать описание работы, защищенной авторским правом. Жалобщику следует указать описания работы, защищенной авторским правом, также указать опубликованные примеры работы на других ресурсах и т.д. Жалобщику следует указать название и описание произведения, ссылки на произведение на других ресурсах и/или номер регистрации авторских прав. От жалобщика требуется только указать информацию, которая позволяет идентифицировать объект авторского права. Подтверждать свои права не требуется.
Должен ли ресурс удалить контент только на основании факта жалобы? Да, но только при наличии в жалобе формальных требований, определенных ресурсом. Нет, жалоба удовлетворяется после анализа и оценки «соответствующим специалистом». Нет, существует презумпция правомерности размещенного контента, удаление происходит только после проверки содержания жалобы. Да, при этом даже не все формальные требования жалобы следует соблюдать
Нужна ли электронная цифровая подпись для направления жалобы на контент? Нет, можно использовать электронную подпись правообладателя, собственноручную подпись или просто указать свое полное имя. Нет, должна присутствовать электронная или обычная подпись. Электронная подпись должна совпадать с полным именем жалобщика. Нет, указывается полное имя жалобщика Да
Обязывается ли ресурс что-либо возместить правообладателю, если контент нарушает его права? Нет Нет Нет Да, в случае, если ресурс не удалит контент в течение 24 часов, он несет полную солидарную ответственность за нарушение авторских прав.
В течение какого времени ресурс обязуется отреагировать на жалобу? Не указано Не указано В разумный срок 24 часа
В течение какого времени спорный контент остается заблокированным? Если пользователь, разместивший спорный контент, отреагировал на жалобу и подал встречное уведомление, которое было перенаправлено жалобщику, и жалобщик не ответил на него в течение 10 рабочих дней, ресурс может возобновить доступ к контенту (на свое усмотрение). После блокировки (удаления) контент восстановлению не подлежит. После блокировки (удаления) контент восстановлению не подлежит. 10-14 рабочих дней

Как видим, правила законопроекта жестче, чем на всех других ресурсах. При этом следует помнить, что сравнение приведено с интернет-площадками, где удалению подлежат только отдельные объекты авторского права: ролики, картинки, файлы. Законопроект же распространяется на интернет целиком. Это предполагает блокирование любых страниц любых сайтов, включая главные.

Автор: Артем Афян, адвокат, управляющий партнер АО «Юскутум»