Где лучше работается — в продуктовой компании или аутсорсинговой? В Depositphotos утверждают, что, несмотря на кризис, продуктовые компании могут составить достойную конкуренцию аутсорсинговым, поэтому размер вознаграждений за труд разработчиков одинаково высок и там, и там. Так как вопрос о том, где применять свои навыки, принципиально важен для многих программистов — фотобанк решил поделиться своей экспертизой в этом вопросе.
Для начала стоит немного подумать о приоритетах. Что для вас важнее: плотно и продуктивно работать с одним продуктом — или попробовать себя в разных сферах, не привязываясь к одному заказчику? Вы любите самостоятельно находить новые пути разработки и улучшения продукта — или предпочитаете работать с готовыми заданиями по четким срокам? И, наконец, готовы ли вы переделывать свою работу снова и снова, доводя ее до совершенства — или для вас важно получать опыт и быстрый результат?
Если вы чаще отвечали “да” на первую часть вопроса — ваш путь лежит в продуктовую компанию. Если на вторую — то, соответственно, в аутсорс.
Что же вы получите в аутсорсинговой компании, а что — в продуктовой? Начнем с аутсорса.
Во-первых, в силу специфики бизнес-процессов в аутсорсинговой компании самым важным всегда будут скорость вашей работы и четкое выполнения ТЗ. При этом, методы достижения цели зачастую не важны: главное — сдать проект в срок и выполнить все условия заказчика. Такие условия работы плохо влияют на мотивацию к развитию: зачем напрягаться, если и так хорошо? Как итог, есть немаленький риск превратить разработчика в кодера: то есть из потенциально творческого специалиста получится простой исполнитель. Это не жесткое правило, ведь есть самомотивированные люди, но они будут развиваться везде, только дай возможности.
Во-вторых, в аутсоринговой компании зачастую есть возможность попробовать себя в разных вариантах разработки: веб, мобайл, big data и т. д., а также поработать с различными областями бизнеса и регионами. Это сильно прокачивает навыки, позволяя стать многопрофильным специалистом, и дает возможность понять, что у вас получается лучше всего и какую из ниш в команде вы хотели бы занять в дальнейшем.
В-третьих, в аутсорсе программист зачастую не контролирует разработку продукта в целом, а отвечает только за свой небольшой кусок работы. Из-за этого падает ощущение ответственности за результат собственного труда. Ведь главное, чтобы продукт работал, и не важно, успел ли ты сделать свой код комфортным для следующей команды программистов. Отсюда вытекает еще одна проблема: часто приходится разбираться с кодом, который был написан кем-то другим, без возможности проконсультироваться с автором. Это трудоемкое и неблагодарное занятие.
В-четвертых, время на разработку всегда ограничено, и специалисту практически никогда не удается улучшить продукт, с которым он работает, а только лишь выполнить условия ТЗ. Это лишает работу творческой составляющей, которая для некоторых разработчиков крайне важна.
Теперь посмотрим на продуктовую компанию. Во-первых, главная цель здесь — создать и в дальнейшем улучшать продукт. Это сразу дает вам ощущение уверенности: чаще всего вы ведете один, максимум несколько проектов, и они от вас никуда не денутся, как и вы от них. У вас всегда есть возможность оперативно среагировать на неполадки, внести правки, отшлифовать шероховатости и добавить необходимые функции.
Во-вторых, вы станете развиваться вместе с продуктом, углубляя свои знания, и со временем как никто другой будете разбираться в специфике и нюансах выбранного направления. При этом новые ниши придется осваивать в одном темпе с командой: в этом вы, конечно, зависите от задач разработки. К примеру, если для целей продукта пока не нужно выпускать мобильное приложение, вам придется подождать возможности поработать с мобайлом. Или если компания решит завоевывать новые рынки — вам, соответственно, нужно начать разбираться с вопросами локализации.
В-третьих, технически удобнее работать с кодом: даже если приходится разбираться с наработками, созданными до вас, редко приходится делать это самостоятельно. Обычно у вас есть контакт с предыдущим разработчиком, плюс, во многих компаниях есть правила по унификации кода.
В-четвертых, коллектив: вся команда (и вы как ее часть) создаете вместе нечто важное, а это положительно сказывается на мотивации. Кроме того, в продуктовой компании вы, условно говоря, общаетесь с одним заказчиком, у вас всегда будет возможность задать дополнительные вопросы, понять, что именно нужно изменить, а также предложить и внедрить свои идеи.
В-пятых, высокая ответственность: за все, что вы делаете, вы отчитываетесь сами, и ваши ошибки придется вам же и исправлять. Это стимулирует создавать, привносить новое и улучшать уже разработанное, ведь вы видите результат своих действий, отвечаете за него, чувствуете себя нужным.
Компания Depositphotos провела внутри себя исследование и выявила, что действительно важно для их IT-персонала. Оказалось, что возможность учиться, развиваться и посещать профильные конференции намного важнее для разработчиков, чем все дополнительные “офисные бонусы”. Оценив все приоритеты, Depositphotos позаботилась о значимых потребностях специалистов и сделала так, чтобы каждый из членов команды понимал свою ценность. “А комфорт в работе?” — спросите вы. Он остался, куда же без него.
А теперь задайтесь вопросом: для какой компании выгоднее обучать и развивать сотрудников — для продуктовой или аутсорсинговой?