История украинского интернет-магазина «Маркет мебели» началась в 2010 году. Только тогда это был маленький офлайн-бизнес в одном из торговых центров Днепропетровска, который запустил всего один человек, а сейчас — большой и успешный интернет-магазин. О том, как это произошло, рассказал создатель проекта.
Начало
«Маркет мебели» создан молодым предпринимателем из Днепропетровска. Его зовут Иван, ему 30 лет, у него высшее экономическое образование. До того, как запустить свое дело, он работал в сфере продаж, в рекламном агентстве, а также в компании МТС.
Сначала «Маркет мебели» размещался на площади около 20 квадратных метров, позже магазин арендовал помещение в три раза больше. Ассортимент был не очень большим, но там была разная мебель, от офисной до домашней. Иван рассказывает, что оборот был небольшой, и в 2012 году магазин пришлось закрыть, поскольку его и целый ряд других небольших магазинов вытеснил новый, крупный арендатор: так было выгодно торговому центру.
Идея возобновить бизнес, перейдя в e-commerce, возникла у Ивана в 2013 году. Основным фактором, повлиявшим на это решение, было желание масштабировать бизнес, работая с рынком всей Украины, а не только Днепропетровска. Причем затея была не только в том, чтобы принимать заказы из больших городов, где все рынки намного более развиты, но и в том, чтобы охватить маленькие города и села, в которых мебельных магазинов зачастую вовсе нет. Вторая причина — пресловутый кризис, во время которого спрос на дорогие товары упал, а выход в онлайн был единственным способом снижения себестоимость товаров.
Инвестиции и продвижение
В запуск онлайн-бизнеса Иван инвестировал личные деньги в размере $2000. Эти деньги были потрачены на разработку и создание сайта, а также на базовое продвижение: закупку ссылок, статьи для разделов, описание товаров и т. д. Ассортимент интернет-магазина был большим уже на старте: несколько тысяч позиций.
Основной инструмент продвижения онлайн-магазина — поисковая оптимизация. И с этим же связаны и основные сложности, поскольку конкуренция в этом сегменте достаточно высокая. SEO-продвижение магазина решили отдать на аутсорсинг — им занимается независимая веб-студия. Уже сейчас большинство товарных позиций магазина выведен в топ в самых популярных поисковых системах, и над этим продолжают работать. По словам команды, выведение одной позиции в топ может занять от трех месяцев до года.
Работа ведется с большим перечнем высокочастотных и среднечастотных запросов. Их продвижение занимает достаточно продолжительное время. Также ведется работа по продвижению отдельных низкочастотных запросов, у которых меньший трафик, но большая конверсия. Здесь много внимания уделяют качественному контенту интернет-магазина: все описания товаров соответствуют требованиям поисковых систем.
Сложности
Кроме конкуренции в SEO, проект e-commerce в этом сегменте сталкивается с рядом других сложностей. Во-первых, это сотрудничество с поставщиками. Как оказалось, не так просто обеспечивать постоянное пополнение ассортимента качественной и интересной мебелью, поскольку, чтобы обеспечивать достойное обслуживание клиентов интернет-магазина, команде проекта приходится ставить много требований к производителям и поставщикам и контролировать их выполнение: соблюдение сроков, соответствие стандартам качества, точность комплектности и т. д.
Другая сложность заключается в сотрудничестве с курьерскими службами. Тут также приходится уделять много внимания контролю их работы, включая соблюдение сроков и процедуры доставки (предварительное извещение получателей, вежливость курьеров, аккуратность грузчиков и др.).
Таким образом, успешность онлайн-бизнеса во многом зависит от того, насколько тщательно подобраны подрядчики. По словам Ивана, хотя трудности окончательно преодолеть невозможно, компания постоянно работает над их минимизацией.
«Главный фактор — человеческий. Все зависит от конкретных людей: от менеджеров на фабриках, от сотрудников курьерских служб, от водителей и т. д. Работаем только с теми, кто может обеспечить нормальное выполнение своих обязанностей. Во всем и везде нужно индивидуальное отношение и внимание к мелочам», — говорит он.
Сегодняшний результат
Сегодня «Маркет мебели» — это всеукраинский интернет-магазин, занимающийся продажей мебели, в том числе под заказ. В штате — всего пять человек, а также несколько фрилансеров-копирайтеров. Ядро аудитории магазина составляют восточные и центральные регионы Украины. 0-50% продаж приходится на Днепропетровскую и Киевскую области. Также активно заказывают из Одессы, Харькова, Львова — и, наоборот, из маленьких населенных пунктов. На статистику продаж сильно повлияла ситуация в Крыму, Донецкой и Луганской областях: раньше на эти регионы приходилось 25—30% продаж.
На данном этапе «Маркет мебели» активно использует все преимущества e-commerce: постоянно увеличивает ассортимент (от нескольких сотен товаров в торговой точке — до нескольких тысяч в онлайн-магазине), продает товары по всей Украине, предлагает клиентам объективную стоимость товаров.
Проекту удалось занять свое место на рынке и успешно развиваться благодаря ряду преимуществ в организации торговли:
- специальные условия доставки и оплаты;
- сотрудничество с широким рядом производителей, большой выбор товаров;
- продажа мебели как украинских производителей, так и импортных;
- налаженный сервис (доставка, занос, подъем, гарантийное обслуживание и т. д.);
- работа как с физическими лицами, так и с крупными компаниями;
- индивидуальный подход.
Что касается первого пункта, то преимущество заключается в том, что покупатели могут выбирать разные опции. Доставку товаров можно заказать одной из нескольких самых крупных служб: «Мист-Экспресс», «Деливери», «Новая почта». С каждой из них у «Маркет мебели» есть договор о сотрудничестве, поэтому цены на доставку — очень лояльные. А для крупных заказов – доставка бесплатна. Причем, как подчеркивают представители магазина, она действительно бесплатна, а не «вшита» в стоимость.
Кроме того, многие производители-партнеры предлагают свою доставку, которая обычно обходится еще дешевле курьерской. Вариантов оплаты также несколько: возможен наличный и безналичный расчет.
Планы
Сейчас в планах команды на ближайшее будущее — развитие магазина по всем направлениям:
- выведение как можно большего количества позиций в топ поисковых систем;
- пополнение ассортимента;
- расширение географии продаж;
- увеличение штата сотрудников и, как следствие, улучшение качества сервиса;
- повышение удобства и функциональности сайта, обновлении дизайна;
- поиск новых направлений в мебельном бизнесе.
Создатель «Маркет мебели» Иван дает совершенно простой рецепт, что нужно делать, чтобы хорошо себя чувствовать в украинском нишевом e-commerce: «Искать качественных производителей и надежных партнеров. Предоставлять хороший и быстрый сервис. Следить за ценовой политикой. Давать покупателям максимальный выбор и исчерпывающую информацию».