Сэр Питер Бонфилд — настоящий гуру IT-индустрии. За его плечами более 45 лет опыта в сфере электроники, компьютерных технологий и коммуникаций. В настоящее время он председатель совета директоров NXP Semiconductors N.V., директор L.M. Ericsson, Mentor Graphics Corporation Inc., Sony, а также член совета директоров GlobalLogic и ряда других технологических компаний. В 1996 году он удостоился звания Кавалера ордена Британской империи и был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II.
Во время встречи совета директоров GlobalLogic сэр Питер Бонфилд (Sir Peter Bonfiled) посетил Киев. Вместе с управляющим директором GlobalLogic в Украине Игорем Бедой он пообщался с журналистами KyivPost и поделился своими взглядами на потенциал и роль Украины на международном рынке IT.
Украина широко известна в сфере IT-аутсорсинга. Что может помочь этой индустрии стать еще более успешной?
Сэр Питер Бонфилд: Все начинается с системы образования. Выпускники украинских технических вузов сильны в инженерных науках и математике. И это главная причина, почему ваши специалисты так ценятся в мире. Очень важно, чтобы правительственные реформы усиливали ваше преимущество — способствовали развитию, привлечению и удержанию лучших инженерных талантов. Поскольку это главное, что отличает Украину от других игроков на глобальном IT-рынке.
Фактически отрасли требуется совсем немного поддержки от правительства. Первое — увеличение кадрового резерва посредством реформирования системы образования. Второе — наличие благоприятного инвестиционного климата для отрасли. Рост IT-индустрии непременно повлечет за собой возникновение кластеров, которые будут создавать дополнительные возможности для развития IT. Таким образом Украина может стать очень успешным государством.
Игорь Беда: Также следует отметить, что IT-отрасль в Украине еще очень молода. Поэтому многие компании просто еще не пришли на наш рынок. Уровень технического образования позволяет нашим специалистам выполнять серьезную инженерную работу, но в Украине еще нет достаточных условий для запуска большего количества продуктовых IT-компаний, построения полного цикла разработки продуктов. Я думаю, что это следующая ступень развития нашего рынка. Как только он будет готов, очень многие компании придут в Украину.
Среди других вещей нам очень необходима прозрачность в ведении бизнеса в Украине, а также понятные и честные правила игры для всех бизнесов, которые входят в экономику страны. Некоторые изменения в этом направлении уже происходят. Кроме того, более привлекательный инвестиционный климат очень поможет ускорить развитие IT-индустрии. А она, к слову, является одной из самых быстрорастущих отраслей Украины. Последние шесть лет индустрия росла со скоростью более 35% в год и, по некоторым данным, в 2014 году достигла отметки в $2,5 млрд.
Как вы думаете, IT-компании должны влиять на правительственные решения в Украине?
Сэр Питер Бонфилд: В большинстве индустрий есть ассоциации, представляющие интересы отраслей в правительстве. Благодаря таким компаниям, как Facebook, Oracle, Texas Instruments и др., отраслевые IT-ассоциации в США имеют очень большой вес и способны влиять на политику. Вам в Украине необходимо сделать то же самое. Правительство должно осознавать долгосрочные выгоды от IT-индустрии и поддерживать ее.
По существу, каждая страна проходит один и тот же путь. Например, в свое время в Великобритании мы производили много легковых автомобилей, а теперь нам надо войти в новую высокотехнологичную эру IT. На уровне Европейской комиссии уже есть понимание того, как перейти на новый этап развития посредством изменения законодательства, реформ образования, стимулирования конкурентной среды. Украина также должна понять это.
Как вы думаете, что может привлечь больше людей к этой отрасли?
Сэр Питер Бонфилд: Необходимо привлекать больше молодых людей к изучению инженерных наук, математики и технологий, начиная уже со школьной скамьи, а также адаптировать фундаментальное университетское образование под нужды рынка. Кроме реформы образования, очень важно продемонстрировать молодежи, что работа в IT-отрасли интересная, высокооплачиваемая, полная новых возможностей. IT-специалисты сегодня могут строить свою карьеру без привязки к конкретной стране, и международные компании вроде GlobalLogic активно способствуют этому.
Игорь Беда: Мы предоставляем хорошие условия сотрудничества как для молодых, так и для опытных специалистов. Кроме того, мы можем предложить специалистам действительно инновационные R&D-проекты в самых разных отраслях — медицина, коммуникации, мультимедиа, автомобильная промышленность и т. п. Я уверен, что это является большим преимуществом для многих инженеров.
Интерес общественности к IT растет. И я убежден, что эта тенденция будет только укрепляться.
С этой точки зрения, каков потенциал украинских продуктовых компаний?
Сэр Питер Бонфилд: Я верю, что наличие больших компаний вроде GlobalLogic создает благоприятную среду для роста маленьких, в том числе продуктовых бизнесов. В свою очередь, это поспособствует росту активности и качественному скачку в развитии отрасли. Одним словом, вам необходимо развивать в стране определенную предпринимательскую среду. Молодой специалист должен верить, что начать карьеру в небольшой компании — нормально, потому что на успешность его карьеры не влияет ни размер компании, ни ее присутствие в других странах. Если начинающие разработчики будут иметь все возможности, больше людей будут готовы учиться и работать в IT-отрасли, что только ускорит ее рост.
Нужно ли Украине производить не только software, но и hardware, чтобы стать более привлекательной для инвесторов?
Сэр Питер Бонфилд: Украина имеет очень хорошую репутацию в сфере разработки ПО, именно поэтому ей стоит позиционировать себя как страну специалистов по созданию, прежде всего, качественного ПО.
Если вы заявите, что украинское “железо” лучше, чем производимое в Китае, вам все равно никто не поверит. А это может повлиять на четкость вашего позиционирования на рынке. Поэтому я был бы здесь очень осторожен. Сначала необходимо убедиться, что ваша страна обладает достаточно сильным имиджем, который точно соответствует наиболее явному и достоверному набору компетенций ваших IT-специалистов.
Игорь Беда: Предлагаю посмотреть на этот вопрос немного с другой стороны. Массовое создание электроники — сложный производственный процесс. Его вовсе не обязательно запускать в Украине, особенно учитывая конкуренцию со стороны Китая и других стран, преуспевших в этом направлении. Но когда речь идет о разработке прототипов и новых продуктов с использованием аппаратных платформ и программных надстроек, я считаю, что Украина имеет весь необходимый потенциал.
Прежде всего, у нас очень большой опыт в разработке так называемого embedded software. Это встроенное ПО имеет большое значение для любого аппаратного продукта, поскольку отвечает за все его функции и возможности. Мы сотрудничаем с лучшими инженерами в этой сфере именно в Украине и активно развиваем то направление, о котором вы сейчас говорите.
Многие продукты, продаваемые под различными брендами во всех уголках мира, имеют в своем составе созданный в Украине код. К сожалению, как партнер и вендор в области R&D, мы не можем наносить наш логотип на эти устройства, хотя во многом мы сопричастны к их успеху.
Много ведущих R&D-компаний имеют свои офисы в Украине, но никто не занимается здесь R&D. Что нужно сделать, чтобы поменять эту ситуацию?
Игорь Беда: По факту, многие ведущие компании уже занимаются R&D в Украине. Но они делают это через своих партнеров по аутсорсингу. И основная причина — общий климат в стране. Украина должна стать более стабильной с точки зрения бизнеса, экономики и геополитики. Как только это произойдет и наше будущее станет более предсказуемым, международные R&D-компании появятся и на нашем рынке.
Как политическая ситуация и война влияют на рост IT-индустрии в Украине?
Сэр Питер Бонфилд: В данный момент политическая ситуация является самой большой трудностью. Но я надеюсь, что это временная трудность. Сейчас весь мир имеет несколько искаженное представление о событиях, которые происходят в Украине. Кроме того, присутствует фактор страха. Поэтому я считаю, что для привлечения бизнеса правительство Украины должно предавать большей гласности события в стране и осуществлять правильные реформы, чтобы мировая общественность увидела, что ситуация у вас более стабильна и предсказуема, чем принято думать.
Преимущество IT-индустрии по сравнению с другими отраслями в том, что она относительно менее капиталоемкая. Риск значительно ниже. Приведу пример: вы хотите построить большой завод по выпуску автомобилей. Это требует больших инвестиций и влечет за собой большие риски. Вы можете основать большую компанию по разработке ПО путем относительно скромных инвестиций и с малыми рисками. Чем более квалифицированные кадры есть у вашей компании, тем меньше она рискует. Риски IT-компаний в Украине относительно небольшие именно из-за того, что у вас есть действительно хорошие специалисты.
Игорь Беда: Мы работаем на этом рынке уже давно. Начиная с событий на Майдане и военного конфликта на востоке, мы наблюдаем некоторый упадок в росте отрасли. Геополитические риски сильно беспокоят как существующих, так и потенциальных клиентов. Однако сейчас мы наблюдаем положительные изменения.
Наряду с регулярными встречами с нашими клиентами, приезд совета директоров GlobalLogic и американского топ-менеджмента в Киев — очень положительный знак. Такие события очень важны для нас, потому что они отображают реальную картину происходящего, а не только то, что можно увидеть на BBC или CNN.
Сэр Питер Бонфилд: Мы очень рады, что встреча совета директоров прошла именно здесь, потому что Украина имеет очень большое значение для бизнеса GlobalLogic. Мы хотим продемонстрировать всем, что проводить встречу совета директоров здесь — это абсолютно нормально. У нас происходят встречи в Сан-Хосе, Нью-Дели, Лондоне, так почему бы не провести ее в Киеве? Наш бизнес работает как обычно, а геополитические трудности постепенно улаживаются. Нам нужно донести это всем.
Какой будет главная польза для Украины от роста IT-отрасли?
Игорь Беда: Прежде всего, это рост ВВП, который очень важен именно сейчас. IT-отрасль занимается исключительно экспортом услуг, поэтому продолжать развивать эту отрасль — выигрышное решение для страны. Согласно оптимистичным прогнозам, к 2020 году индустрия может выйти на отметку в $10 млрд (около 6% ВВП). Кроме прямых поступлений в бюджет в виде налогов IT-индустрия помогает экономике, создавая вторичный рынок товаров и услуг. Представители IT-индустрии — тот самый средний класс, который ежегодно тратит внутри страны более $1 млрд.
Все знают, что Украина — один из мировых лидеров по производству зерна. Но мы стали крупным экспортером не за один день, а в результате последовательной поддержки со стороны правительства в течение последних 10 лет. Так вот, IT-индустрия может быть даже более прибыльной для украинской экономики, если наша страна станет действительно глобальным лидером в этой области.
Сэр Питер Бонфилд: Подводя итоги, я хочу сказать, что IT — индустрия будущего. Для того, чтобы быть на гребне волны в следующие 15 лет, вам необходимо развивать отрасль IT. Именно это будет отличать вас от других.
Мой дед был шахтером. Он начал работать в угольной шахте, когда ему было 12. Больше всего на свете он хотел, чтобы его дети получили образование и никогда не работали в шахте. Моя мать была медсестрой, мой отец — механиком. Он говорил, что я должен стать инженером. И он был прав.