О шумихе вокруг компаний-“единорогов” сказано уже достаточно, а кто-то даже предрек конец эре технологических проектов, чья основная заслуга – в миллиардной оценке. Недавно один из всемирно известных “единорогов”, компания Evernote объявила о сокращении штата сотрудников и закрытии трех офисов. Business Insider решил покопаться в ситуации и разобраться в том, почему у известной компании возникли финансовые затруднения. Предлагаем вам перевод этого исследования.
В 2012 году приложение по созданию заметок Evernote стало одним из первых стартапов-единорогов, присоединившись к эксклюзивному клубу частных технологических компаний, которые стоят $1 млрд или больше.
В тот год Evernote преодолел отметку в 30 млн зарегистрированных пользователей, увеличил общий объем инвестиций до $270 млн и казался самым очевидным кандидатом для IPO в ближайшие годы.
Перемотайте время на три года вперед и гляньте, как легла карта.
Несмотря на 150 млн зарегистрированных пользователей, которых сервис достиг в этом году, Evernote все еще не справился с задачей получать доход, сражается с оттоком сотрудников, сокращением расходов. Это – данные, которые Business Insider получил в интервью с полудюжиной сотрудников – текущих или бывших.
Evernote сократил, по грубым оценкам, где-то 18% кадров за последние девять месяцев, а также объявил о том, что закроет три из 10 международных офисов. Ранее в этом же году компания заменила CEO Фила Либина, который управлял Evernote довольно долго, на бывшего топа Google Криса О’Нила.
“Впереди – очень трудная дорога, – сказал один из источников, знакомый с ситуацией. – Они хотят выйти на биржу, и, чтобы совершить это, нужно жестко переориентироваться на вещи, которые зарабатывают для компании деньги”.
В зависимости от точки зрения, Evernote может показаться как тонущим кораблем, так и матереющей компанией, которая просто проходит через нормальный цикл преобразований. Но большинство людей, с которыми мы разговаривали, согласились: компании не удалось воспользоваться преимуществом своего сногсшибательного роста и заработать достаточно денег с такой огромной пользовательской базы. Она демонстрирует ранние признаки расхворавшегося единорога.
Это – отрезвляющее касание реальности, бизнес-вызовы, которые способны пустить под откос успехи даже самых “горячих” технологических сенсаций.
Неверные приоритеты
Несколько бывших сотрудников верят, что росту компании помешал недостаток ФОКУСа. Вместо того, чтобы сосредоточиться на основном продукте – сервисе заметок – и на переводе пользователей на платный сервис, Evernote много времени тратил на релизы новых сервисов и функций, которые помогали попасть в заголовки новостей.
Например, в раннем 2014 году бывший журналист TechCrunch опубликовал разгромный пост в блоге, сокрушающий ореол вокруг забагованного сервиса Evernote. Либин быстро среагировал на это, лично связался с автором и полностью согласился с тем, что компании нужно сосредоточиться на качестве.
Но шесть месяцев спустя Evernote опять запустил серию релизов, которые часто не оправдывали ожиданий.
“Было такое чувство, что мы работаем, руководствуясь неверными приоритетами, – рассказывает бывший сотрудник. – Было ясно, что основная цель – постоянно созывать прессу под барабанную дробь. Не было ни малейшей идеи о том, как оптимизировать и улучшать рост”.
Этот источник сообщил, что в Evernote до последнего времени формально не было отдельной команды, которая бы занималась исследованиями рынка или же тестированием пользовательского опыта, так же активно, как аналогичные отделы в других компаниях масштаба Evernote.
Другой источник сообщил, что до последнего года в компании не относились серьезно к A/B-тестированию.
Это привело к появлению низкосортных продуктов, с кучей неисправностей, что приводило к баг-репортам и плохим отзывам от пользователей. Приложение PenUltimate для письма от руки, купленное Evernote в 2012, нарвалось на множество жалоб при обновленном релизе в 2014, и компании пришлось извиняться, готовить новый апдейт за неделю.
Skitch, приложение, которое позволяет добавлять надписи и пометки на фото, получило всего три звезды из пяти на App Store, а Work Chat, новая функция, которую компания выпустила в прошлом году, получила множество негативных отзывов на собственном форуме.
Evernote Food, отдельное приложение, которое дает пользователям возможность делиться рецептами и фото еды, полностью закрылось в прошлом месяце, как и прочие экспериментальные продукты типа Evernote Hello и Peek.
“Это было в стиле: давайте бежать к новой блестящей штучке, давайте обсуждать что-то новенькое, – рассказывает другой бывший сотрудник. – Не было никакой приоретизации, ничего подобного вообще не существовало”.
Но другой бывший работник отмечает, что подобный подход не был таким неорганизованным, как казалось на первый взгляд. “Все создавалось с какой-то целью. Фишка с мессенджером, которую критиковали как неприкрытую попытку сымитировать “горячий старт” Slack, создавалась чтобы вовлечь больше людей в экосистему Evernote и увеличить число платящих клиентов”.
А элементы некоторых закрытых продуктов (к примеру, технология структурирования данных в Evernote Food) были инкорпорированы в ключевой продукт Evernote.
Провал попытки перевести “бесплатных” пользователей в платящие
Evernote изначально быстро наращивал пользовательскую базу, придерживаясь модели freemium (продукт предлагается бесплатно, с надеждой, что со временем эти пользователи превратятся в платящих клиентов).
Но проблема в том, что большинство этих пользователей так и не начало использовать платные сервисы. В прошлом году TechCrunch обозначил доход компании на уровне в $36 млн, и несмотря на то, что обороты выросли, по данным Business Insider, эти все еще не те цифры, которые соответствовали бы внутренним ожиданиям.
Evernote недавно начал добавлять новые платные фишки, созданные для того, чтобы неплатящие пользователи приносили компании деньги. Но это решение сильно запоздало, говорят люди, знакомые с ситуацией. По их словам, компания потратила слишком много времени, экспериментируя со случайными продуктами, вместо того, чтобы совершенствовать свою модель монетизации.
По данным компании, количество платящих клиентов сейчас исчисляется миллионами, и что корпоративным сервисом пользуются около 20 000 бизнесов. И что количество платящих пользователей впервые выросло на 40% по сравнению с прошлым годом. Но источник отказался предоставить конкретные цифры по обороту, поскольку компания частная и не раскрывает своих финансовых показателей.
Затягивая пояса
По данным многочисленных источников, сейчас руководство компании сфокусировалось на получении прибыли, стало более дисциплинированно тратить деньги.
Сокращение штата – это первый признак, но урезание расходов также приносит свои плоды.
Evernote когда-то предлагал бесплатную уборку каждые две недели всем своим сотрудникам, но этого больше нет. Большинство сотрудников могли бы запросить перевод на работу в зарубежный офис, со всеми затратами на счету у компании, но сейчас это намного жестче контролируется, по словам бывшего работника. Любые новые запросы на деньги для месячной зарядки электрокара сейчас – в подвешенном состоянии. Некоторые офисы вместо доставки еды от специализированного сервиса перевели на доставку от подборки кейтеринговых служб.
Но, возможно, самой значительной экономией будет отмена ежегодной конференции разработчиков под названием Evernote Conference, которая проводилась в Сан-Франциско последние четыре года. В прошлом году в ней участвовала команда Myth Busters и сооснователь LinkedIn Рид Хоффман.
“Если кто-то отменяет конференцию для разработчиков, обычно это означает, что в компании проблемы с управлением наличностью, – говорит Джейсон Лемкин, ветеран технопредпринимательства и венчурный инвестор, – это не значит, что компания идет ко дну, но как правило, конференции в таком случае исчезают в числе первых”.
Evernote, кажется, также уменьшает команду, которая ответственна за платформу для разработчиков. Среди сотрудников, которых уволили за последнюю волну, были и директор по отношениям с разработчиками Крис Траганос, а также – несколько людей из его команды.
Но несмотря на последние слухи о том, что компания закроет свое API, в Evernote заявили, что интерфейс все еще работает, и в последующие недели платформа для разработчиков усилит интеграцию с другими сервисами.
В Evernote также заявили, что и так не собирались проводить ежегодную конференцию для разработчиков в Сан-Франциско, поскольку 75% пользователей живут не в США. Вместо этого компания недавно провела ивент на 1500 в Южной Корее и серию мероприятий в крупных городах.
Все эти изменения приводят к тому, что некоторые работники покидают компанию. Один из таких сотрудников, сказал, что Uber, Twitter и Dropbox переманили оттуда много талантов. Один из этажей в штаб-квартире Evernote в Редвуд-сити выглядит как “город-призрак”.
“Было достаточное число людей, которые ушли не из-за того, что им опротивела работа. Они просто попытались решить для себя: подходит ли им эта новая версия компании”, – говорит инсайдер.
Достойный шаг
Несмотря на все признаки надвигающихся проблем, сам факт, что компания пытается с ними справиться, уже воодушевляет, говорит Байрон Дитер, партнер в Bessemer Venture Partners.
“Они возможно могли бы пытаться дурить всех чуть дольше. Но если вы действительно хотите построить великую компанию и хотите воплощать свое видение, нужно отойти на шаг назад, если что-то работает неоптимально, а затем продвинуться на два шага вперед”, – заметил Дитер, чей фонд инвестировал в конкурентов Evernote (к примеру, в Box).
“Подозреваю, они собираются экономить сейчас, чтобы сохранить контроль над своей судьбой позже”, – заметил он.
Лемкин согласился с этим наблюдением, отметив, что новый CEO часто привносит в компанию новый заряд энергии. “Найм нового CEO может оживить компанию, особенно если он построит хорошую команду управленцев. У О’Нила – огромная пользовательская база и крутой бренд”, – отметил он.
Один из бывших сотрудников рассказал, что команду взволновало назначение О’Нила пару месяцев тому. “Мне действительно кажется, что Крис О’Нил принимает умные решения, я бы сказал, что большинство людей в офисе верят в его план, хоть он и связан с неприятными мерами”, – сказал он.
Evernote еще не загнан в угол
У компании все еще – огромная база пользователей, она могла бы улучшить ситуацию с наличными, сокращая расходы.
Но оставаться настоящим миллиардным “единорогом”, стоящим таких денег – это уже другая история. И Evernote, возможно, быстро удаляется от прославленного статуса “единорога”.
“У этого бизнеса нету критичного изъяна. Просто он не работает так, как этого ждали, – говорит Дитер. – Они все еще стоят сотни миллионов. Но, возможно, уже не миллиард”.
Некоторые венчурные инвесторы, с которыми мы пообщались, заявили, что Evernote придется показать значительные улучшения в ближайшие 12-18 месяцев, в противном случае его даже могут продать. Но настоящий ущерб, возможно, лежит даже не в бизнесе. А в том, что Evernote теряет ореол крутой компании в Долине, компании труднее охотиться на таланты и формировать партнерские отношения в будущем.
Как заметил один из бывших сотрудников, это – невероятно досадно, ведь Evernote когда-то был местом, где все мечтали работать. Это была компания первой лиги, где ты занимался революционными вещами. Но понемногу это сияние потускнело.