Вне зависимости от индустрии, размера или амбиций, любому бизнесу нужны инновации для развития. А это значит, что основатели компаний нередко обращаются к чужому опыту, чтобы почерпнуть что-то новое. Подпитывая жажду предпринимателей к новым знаниям, журналы, издания и блоги публикуют сотни статей с советами, которые часто далеки от реальности. Писательница Эми Уилкинсон пошла другим путем.

В течение нескольких лет она провела более 200 интервью с лидерами крупнейших компаний, среди которых СЕО Tesla Motors Илон Маск, создатель Airbnb Брайан Чески, основатель Dropbox Дрю Хьюстоном, главы компаний eBay, Chipotle, LinedIn, PayPal, Jetblue, Under Armour и другие. На основании полученных знаний Уилкинсон написала книгу The Creator’s Code. В ней она собрала пять навыков, которыми обладает глава каждой из этих компаний. Автор отмечает, что эти навыки – не божественный дар или врожденный талант. Они доступны всем.

Успешные люди находят нишу с помощью одного из трех подходов

Уилкинсон дала им такие названия:

  • Подход нектарницы (птица, которая опыляет растения, подхватывая пыльцу в одном месте и перемещая ее в другое — ред.).
  • Подход архитектора.
  • Подход интегратора.

Основатель Starbucks Говард Шульц — хороший пример первого подхода. Во время поездки в Италию он заметил как много времени местные жители проводят, общаясь в кафе, слушая оперную музыку и выпивая кофе. В США же людям приходилось идти в ресторан, чтобы поговорить за чашкой кофе.

IMG 1

Шульц увидел возможность в переносе адаптированной для США идеи итальянских кафе. Оперную музыку он заменил джазом, а барные стойки, которые нередки в итальянских кофейнях – на отдельные столики. Спустя год, Starbucks захватил 30% американского рынка кофеен.

Подход архитектора означает создание нового продукта для решения поставленной задачи. Таким подходом воспользовалась основатель бренда нижнего белья Spanx Сара Блейкли. Компания началась с проблемы Блейкли, которой нравился внешний вид колготок и не нравился дискомфорт, который они вызывают. Несмотря на отсутствие опыта у основательницы, Spanx стала одной из крупнейших компаний по продаже нижнего белья.

Третий подход означает интеграцию разных элементов в один продукт. Хороший пример — внедорожники топового уровня, которые соединяют в себе проходимость полноприводного автомобиля и комфорт автомобилей высшего класса.

Они не ждут подходящего момента

Уилкинсон отмечает:

Ни один из интервьюируемых мною CEO не ждал подходящего момента для создания компании. Идеального момента никогда не бывает, и все успешные основатели это или понимали, или действовали наугад, но сразу.

Как, к примеру, турецкий иммигрант Хамди Улакая, которого скромно называют «Стивом Джобсом йогуртового бизнеса». Его целью было создание греческого йогурта с низким содержанием жира и высоким содержанием белка.

IMG 2

В 2005 он выкупил закрытый завод компании Kraft, не имея навыков ведения бизнеса. А уже в 2008 году компания производила 15 000 йогуртов в неделю. В 2011-м — 1,2 млн. Сейчас его компания Chobani является лидером на рынке.

Их бизнес всегда остается гибким

YouTube, который изначально задумывался как сервис знакомств, как нельзя лучше подходит в качестве примера. Сервер обходился основателям в $100 в месяц. Но даже этих мощностей было много — пользователей не было.

Спустя время, видео начали появляться, но и здесь создатели прогадали — пользователи выкладывали все, что им вздумается, начиная со своих питомцев и заканчивая видео прогулки в парке. Здесь YouTube совершил пивот и стал платформой для выкладывания видео.

На YouTube до сих пор хранится самое первое видео, выложенное сооснователем сервиса Джаведом Каримом.

Автор книги советует для принятия решений использовать цикл OODA (observe, orient, decide, act), который состоит из четырех шагов:

  • Наблюдение.
  • Ориентирование.
  • Решение.
  • Действие.

Ошибки для них — возможность научиться новому

Каноничная сцена в душе из фильма Альфреда Хичкока «Психо» была переснята 78 раз. Чересчур или нет, но это демонстрирует тот факт, что для успеха приходится преодолевать трудности и ошибки. И не один раз.

То же касается и Рида Хастинга — сооснователя Netflix. В 2011 году от подписки отказались 800 000 пользователей. Это было связано с изменением в ценовой политике — для того, чтобы поддерживать компанию на плаву, Хастинг принял решение увеличить цену подписки. На тот момент, такой шаг казался губительным, сейчас же Netfix пользуются 50 млн людей по всему миру.

IMG 3

Они знают свои слабые стороны и умеют работать в команде

Уилкинсон считает, что концепция, когда человек в одиночку открывает что-то новое — это пережиток прошлого. В настоящем «одиноких гениев» практически не существует. Все, что создано сегодня, создано с помощью совместной работы многих людей.

В период с 2004 по 2013 год Нобелевскую премию по химии семь из десяти раз получили команды ученых. Нацистскую «Энигму» взломала команда криптоаналитиков. У Стива Джобса был Стив Возняк. Сколько еще примеров нужно, чтобы понять, что работать стоит в команде?

Многие из опрошенных в книге CEO говорили о том, как важно найти людей, которые делают что-то лучше тебя. Уилкинсон отмечает, что поначалу работать с такими людьми может быть дискомфортно, но это выводит предпринимателя из зоны комфорта и позволяет иметь выбор между разными точками зрения.

По ходу книги Уилкинсон несколько раз отмечает, насколько просты успешные CEO в общении и похожи на обычных людей. Она считает, что правильное управление компанией — это ремесло, которое хоть и требует определенных навыков, но доступно любому человеку.