Вчера состоялся Fireside Chat с заместителем главы Администрации президента Дмитрием Шимкивым. Инициатором мероприятия стала GrowthUP Group, а беседу модерировал Денис Довгополый. Основной темой встречи стало видение развитие IT-отрасли в Украине и ситуация с участившимися обысками в украинских IT-компаниях. Приводим несколько основных тезисов Дмитрия.
Про роль IT в государстве
Мы сейчас делаем все, чтобы создать юридический фундамент под создание государственного фонда для инвестирования в стартапы. Но вопрос в том, какая будет структура собственности. Потому что сейчас, если государство становится инвестором в стартап, проект по текущему законодательству может превратиться в госпредприятие.
Согласно имеющимся данным у государства, инвестиции в «Сферу информации и телекоммуникации» составили в прошлом году $1,7 млрд.
Если в 2012 году аутсорсеры генерировали 0,8% ВВП, то сейчас – 3% ВВП. Почти так же, как и в Сингапуре. Эта сфера очень выросла, но нельзя забывать про падение ВВП на около 46%.
Я считаю, что IT возглавит экономику Украины в течение 3-5 лет. Я в это верю.
Про проблемы внутри государства
В чем принципиальное отличие украинских стартапов от зарубежных? У нас сотрудники оформлены как ЧП. И первый вопрос, который задаст инвестор: «А как вы гарантируете, что этот частный предприниматель с точки зрения интеллектуальной собственности и всего остального принадлежит вашей компании?».
У нас нет учета. Статистика Национального банка и Министерства статистики значительно отличается, поэтому мы не можем полностью полагаться на эти данные. Но цифры эти есть, мы ими оперируем.
В Украине должна быть одна фигура или орган (а не несколько), которая будет отвечать за развитие информационных технологий в стране. По аналогу Chief Information Officer в Израиле.
У европейцев есть деньги, которые они готовы инвестировать в e-government в Украине. Но они не видят лидеров, готовых его развивать.
Про обыски
Мы смотрим на те вещи, которые можно изменить, чтобы защитить бизнес. В законах много чего уже есть, осталось начать это правильно использовать. Прямо сейчас мы хотим разработать закон, который бы сделал электронную проверку IT-компаний главной.
Обыски в IT-компаниях – это преступление против страны. Все кейсы разные, но все они сложились в одно время. И это очень ударило по инвестиционной привлекательности Украины.
Обыск с конфискацией оборудования теоретически возможен в случае, когда это угрожает национальной безопасности страны. Например, сервера участвуют в DDOS-атаке, и это зафиксировано. Все остальное можно сделать документальной проверкой. Тем более, у нас в законодательстве существует электронная проверка.
Истории с выемкой серверов – это деградантство. Как можно изымать сервер в 21 веке? Они видят железку – они ее забирают.
Были случаи в не IT-компаниях, когда конфисковали бездисковые станции. Эта история глупая, она наносит ущерб стране. Тем более, если кто-то хочет что-то спрятать, он давно это спрятал в «облаках».
Когда произошли вчерашние обыски и я, и Макс (Нефьодов – ред.) сразу занялись этим вопросом. Откуда знаю – во всех местах, в которые я звонил, мне отвечали «А тут уже Макс был».
Президент в курсе сложившейся ситуации.
Что делать, если пришли?
Переводить ситуацию в максимально публичную плоскость. А дальше – задавайте вопросы судье. У меня очень много непонимания к решениям, которые судьи у нас выносят.
Компания, которая предполагает, что к ней могут прийти, должна выполнить два условия: иметь хорошую юридическую поддержку и не иметь скелетов в шкафу. Не давайте поводов.