Как получить первый заказ: 10 советов новичку от опытного фрилансера

22267
9

Любомир К. работает программистом в крупной IT-компании, при этом успевает подрабатывать фрилансером на Upwork. В его портфолио уже более 50 успешно завершенных проектов и более 2000 отработанных часов, он входит в категорию топовых фрилансеров на площадке. И тем не менее за новые проекты ему до сих пор приходится бороться.

Но в разы сложнее найти клиента тому, кто только начинает свой фрилансерский путь. В рамках нашего спецпроекта с крупнейшей мировой фриланс-биржей Upwork «Как быть успешным фрилансером» Любомир дал несколько советов коллегам-новичкам, которые помогут им успешно дебютировать в данной роли.

1. Устраните все отвлекающие факторы

Во фрилансе нет места лени и бездействию. Людям подчас сложно абстрагироваться от социальных сетей, интернет-серфинга и прочих отвлекающих факторов, а просто заняться работой. Поэтому победа над ленью — это не без малого 50% вашего успеха.

Лично у меня поиски первого заказа заняли примерно неделю. На поиск второго — две недели. А уже потом стало немного легче. На открытие дальнейших контрактов в среднем уходило пару дней.

2. Запаситесь терпением

Итак, настрой у вас боевой, вы полны решимости, но на ваши заявки не отвечают. Не надо видеть в этом тлен и безысходность, наберитесь терпения. На то, чтобы получить первый заказ, может потребоваться один день, а может и три недели. В среднем, по моему опыту, вероятность того, что вам ответят, составляет около 5%.

Если все совсем тихо, возможно вы что-то делаете не так. Тогда посмотрим что можно исправить.

3. Доведите свой профайл до блеска

Грамотно опишите ваши навыки, ситуации, когда вы можете быть полезны клиенту, ваш опыт, если таковой имеется. Оформите все лаконично, без воды и бессмысленного текста, иначе клиент может попросту не осилит дочитать ваше инфо до конца.

В идеале на основное описание («Overview») отведите 3-4 смысловых абзаца, желательно не более 1000 символов в сумме. У меня получилось 1100. Никак не выходит сократить 🙂

4. Проверьте ваши знания

На Upwork, например, есть множество различных тестов, релевантных вашей специализации. Пройдите максимально возможное количество таких тестов, чтобы подтвердить уровень ваших навыков. Лично я не текущий момент прошел 8 тестов, в ближайшем будущем собираюсь пройти еще 2-3.

Конечно, не все клиенты обращают на это внимание, но для некоторых действительно важно наличие таких оценок. Так что не стоит пренебрегать данным пунктом.

5. Убедитесь что у вас не пустое портфолио

Для специалистов со стажем это не станет проблемой, но новичков не только во фрилансе, но и в IT в целом, это может озадачить. Привыкайте находить решения самых разных проблем самыми разными способами. Это крайне полезно во фрилансе. В данном случае вы можете залить на свой хостинг сайт с милыми котятами или сделать мини-форум любителей “Губки Боба”.

Если у вас много работ, то не стоит выкладывать абсолютно все или большинство — выберите 4-5 самых удачных. Главное показать, что вы в состоянии выполнить поставленные задачи, дать клиентам возможность увидеть качество вашего кода (или дизайна, или в чем вы там специализируетесь). Со временем эти чудные проекты вы сможете заменить настоящими, а пока всяко лучше, чем ничего.

6. Постарайтесь не выглядеть нелепо

Шестой совет частично относится к профайлу, но все-таки выделим его в отдельный пункт. Выставьте нормальное фото на аватар! Не с семейного застолья и не в плавках на пляже, а простое и чистое фото, на котором хорошо видно лицо с приятной улыбкой.

Казалось бы, это очевидно, но, как показывает практика, не для всех.

7. Внимательно читайте заявку от клиента

И читайте ее полностью. Это необходимо для того чтобы:

а) понять, подходит ли она вам вообще;

б) помогает правильно написать Cover Letter — первое письмо от вас клиенту, где вы по сути пытаетесь продать свои услуги.

8. Грамотно пишите Cover Letter

Это один из трех китов, на которых опирается решение клиента нанять вас (остальные два — это профайл и репутация). И поскольку репутация у вас пока отсутствует, то оставшиеся два “кита” должны быть сильными. Избегайте шаблонов, всегда пишите уникальные письма. Клиенту должно быть очевидно, что письмо адресовано именно ему и описывает проблемы, указанные конкретно в его заявке. И не забывайте: письмо должно быть лаконичным и по сути. Примерно 300 символов.

9. Не демпингуйте

Это не прибавит вам солидности. Подход «работаю за отзыв» тоже не годится. Знайте себе цену и в переговорах ведите себя уверенно. Если клиент сам просит скидку за то, что нанимает вас первым — не вопрос, соглашайтесь. Можете и сами предложить тестовое задание или скидку, скажем, на 20%. Но это должно выглядеть скорее как исключение, компромисс, нежели как крик отчаянья.

10. Не сдавайтесь

Помните, что все ваши усилия окупятся сторицей. Честно. Поэтому будьте оптимистичны, побольше ЧСВ (чувства собственной важности — ред.), но в меру! Не бросайте ваши начинания на половине пути и у вас все получится.

Во всех остальных непонятных ситуациях — Keep calm and call Batman. Удачи!

Оставить комментарий

Комментарии | 9

Поиск