Поиск работы – одна из самых волнующих тем для современного человека. Несмотря на огромное количество вакансий и кандидатов, компании постоянно жалуются на то, что не могут найти подходящих сотрудников, а соискатели – на то, что невозможно найти нормальную работу. Рагхав Харан, проработавший в ряде технологических компаний, включая Shutterstock, а также венчурный фонд TrueVenture, поделился своим рецептом поиска работы и успешного прохождения собеседования. Несмотря на то, что рецепт пост написан по мотивам американских реалий, он одинаково актуален и для Украины. Приводим полный перевод его заметки.

Если бы мне нужно было описать жителей Нью-Йорка тремя пунктами, я бы сказал:

  • У них есть туристы.
  • Они ненавидят все другие города на планете.
  • ВСЕ ОНИ отлично выглядят.

Возможно, дело в том, что я со Среднего Запада. Но мне кажется, что все жители NYC выглядят так, будто ходят в тренажерный зал.

Ранее, я несколько раз пытался набрать вес, но без особых успехов. Нахождение среди всех этих измученных ребят побудило меня сделать еще одну попытку.

Но нужно было попробовать что-то новое. Так, прошлым летом я нанял персонального тренера в NYC.

И я был невероятно доволен результатом. Настолько, что подумал о том, чтобы найти еще одного тренера в моем родном городе по возвращении.

Я сказал об этом своему тренеру из Нью-Йорка. Он спросил: «Они имеют профессиональную сертификацию в развитии тела и рациона питания»?

Я понятия не имел.

Как много людей вы знаете, которые говорят: «Я хочу поднабрать. Мне нужен совет от кого-то, у кого есть сертификация в вопросах питания и тренировок!».

Единственные, кто это говорит – это люди, обладающие подобными причудливыми грамотами.

Покупателям пофиг!

Они просто находят самого подтянутого человека среди знакомых и спрашивают ЕГО, что нужно делать.

Depositphotos_57456393_m-2015

Несколько лет назад, я проходил собеседование на стажировку в стартапе. У меня было хорошее резюме и люди в компании знали, что я учился в хорошей школе. Мне казалось, что должность у меня в кармане.

Но они мне так и не ответили.

Позже, я обнаружил, что они наняли какого-то парня из случайного городского колледжа, о котором я ни разу не слышал. Конечно же, у него не было и соответствующего опыта.

Как такое возможно?

Выходит, что люди, которые ищут работу, намного больше заботятся о своих достижениях, нежели люди, которые их нанимают.

Это очень нелогично.

Среднестатистический соискатель мучится над тем, чтобы добыть правильные грамоты и стать «квалифицированным» на бумаге. Тем временем, за кулисами, компании играют в совершенно другую игру.

Они мучатся над тем, чтобы найти человека, который сможет решить их проблемы.

Вот что происходит за закрытыми дверьми

Достижения и бумажные подтверждения квалификации таки ОТЫГРЫВАЮТ роль для некоторых (в основном, научных) индустрий, вроде медицины или юриспруденции, но для большинства отраслей, рабочие требования удивительно вариативны.

Иногда компании просматривают сотню заявок на одну позицию, а значит, им необходимо как-то отсеивать кандидатов, чтобы этот процесс оставался контролируемым. Самый простой путь – сказать «нужно определенное образование», «5+ лет опыта в индустрии» и т.д.

А вот, что они думают НА САМОМ ДЕЛЕ: «нам не нужна куча заявок от людей, которые не знают, чем занимаются – человек с 5+ опытом в индустрии, вероятнее, станет хорошим сотрудником».

Если вы cможете доказать им, что можете решить их проблему, вы сразу же выведете себя за рамки этих ограничений, и доказательства на бумаге перестанут отыгрывать роль.

Именно таким образом я попадал на работы, которые требовали уровня магистра, MBA, образования в тех или иных сферах, которое я никогда не получал, и большее количество лет опыта, нежели у меня было.

Тогда как же вам доказать работодателю, что вы можете решить его проблему?

Займитесь этой работой, прежде чем вы ее получите.

Я называю это «проект под собеседование».

Например, если вы подаете заявку на должность в области маркетинга и продаж, хорошим проектом под собеседование может стать продажа некоторых продуктов компании и документация этого процесса. Если вы хотите на должность дизайнера, разработайте макеты дизайна для компании и расскажите им о том, почему приняли те или иные решения.

Сейчас я вам расскажу о том, как выбрать идеальный проект под собеседование (включая примеры из реальной жизни), кому его отправлять в компании, в которую подаетесь, и как структурировать письмо так, чтобы его прочли (я вам даже дам шаблоны, которые можно использовать).

Поехали.

Шаг 1: Сузьте круг интересов до нескольких интересующих вакансий

Это не такой быстрый процесс, как рассылка резюме ряду компаний. Но более эффективный.

В то время, как остальные отправляют свое резюме сотням компаний, чтобы добиться парочки собеседований (это еще если повезет), то вам стоит выбрать несколько вакансий и добиться собеседования по каждой из них.

В первую очередь, найдите несколько списков вакансий в компаниях и 3-5 позиций, которые вам интересны.

Вот несколько хороших правил, о которых следует помнить, когда будете просматривать требования к кандидатам в описаниях вакансий:

  • Если вы несколько не дотягиваете до необходимого количества лет опыта – это ок. Но не СЛИШКОМ. Если вы только выпустились из университета, не стоит заглядываться на уровень «синьоров», который требует 7-10+ лет опыта. Но вы МОЖЕТЕ взяться за вакансии, в которых требуется 3-5 лет опыта, если у вас в активе всего год.
  • Если ваш уровень образования несколько ниже требуемого – это ок, но, опять же, не СЛИШКОМ. Например – хотя я никогда не посещал бизнес-школы, я попадал на собеседования на стажировки, которые требовали MBA, и фуллтайм работы, которые требовали уровня магистра. Но работы, для которых нужны профессора наук – вне моих возможностей.
  • Убедитесь, что вы действительно можете ВЫПОЛНЯТЬ эту работу. У вас может не быть бумажек, подтверждающих это, но у вас должны быть навыки, необходимые для достижения результата.

Когда наберете 3-5 позиций, переходите ко второму шагу.

Шаг 2: Определите, чем вы будете заниматься на работе

Когда вы поймете, что именно вы будете делать на этой работе изо дня в день, вы определите, как именно должен выглядеть ваш проект под собеседование, чтобы доказать, что вы подходящий кандидат.

Все, что вам нужно, чтобы в этом разобраться – это описание вакансии.

Посмотрите на список функций и определите, что из этого вы можете начать делать прямо сейчас. Например, «анализ данных оттока пользователей» вы не сможете сделать (потому что у вас просто не хватит информации для этого), но «формирование партнерств с локальными предприятиями» – это то, что вы можете начать делать, даже не будучи в компании.

Шаг 3: Делайте отдельный проект под собеседование для каждой компании

Теперь, когда вы знаете, что будет ежедневно требовать от вас компания, вы можете начать это делать на протяжении какого-то времени, чтобы доказать им, что вы можете решить их проблемы.

Когда я подавался на роль биздева (специалист по развитию бизнеса – ред.) в Kiip, я пообщался с несколькими компаниями по партнерству, и потом презентовал эти контакты отделу развития бизнеса Kiip. Я получил предложение работы.

Когда я подавался на позицию специалиста по развитию продукта, я быстренько пробегался по юзабилити-тестам продуктов компании, документировал этот процесс, продумывал некоторые предложения по дизайну и отправлял их руководителю каждой команды дизайнеров. Вот тут пример того, что я сделал для Airbnb.

Подобные штуки помогли мне попасть на собеседование в технологические компании первого эшелона, вроде Quora, и даже побудили Shutterstock создать должность специально под меня.

Мой друг Фрэнсин Ли сделала нечто подобное (но НАМНОГО глубже) для Dropbox и получила там работу.

С этого начинался проект Фрэнсин

С этого начинался проект Фрэнсин

Давид Рогье хотел стать менеджером по продуктам в Evernote. Он проинтервьюировал 23 пользователя, создал презентацию в 10 слайдов о том, как можно улучшить продукт и отправил ее СЕО. СЕО ответил ему в течение 30 мин и пригласил на встречу.

Создание проекта под собеседование выделяет вас из общей массы, потому что его секретный ингредиент – это тяжелая работа. Большинство людей никогда этого делать не будут.

Шаг 4: Отправляйте свой проект в компанию

Далее, вам нужно найти правильного человека, которому стоит отправить свой проект, чтобы на него обратили внимание.

Если вы подаетесь в небольшую компанию, это довольно прямолинейный процесс – вы можете отправить письмо напрямую главе департамента, в котором хотите работать или даже самому СЕО. У большинства людей есть свои странички в социальных сетях, через которые вы можете их достать, а если нет – то не сложно угадать рабочую почту (обычно, это имя.фамилия@название_компании.com, или что-то в этом роде).

Вот пример шаблона письма, который вы можете использовать:

«Здравствуйте, [имя]!

Меня зовут [ваше имя] и я обратил внимание, что вы ищете [должность], в которой я заинтересован. Я подумал, что мне было бы полезно [вставить описание вашего проекта под собеседование] по двум причинам: продемонстрировать мою заинтересованность и пользу, которую я могу принести [компании].

[Здесь покажите сам проект. Если вы сделали какие-то наброски (например, по дизайну), вставьте ссылку или картинку. Если вы договаривались с компаниями о партнерстве, спросите, не интересно ли адресату письма пообщаться с этими людьми и т.д.]

Немного обо мне: [вставьте краткое описание своего бекграунда на 2-3 предложения, если оно соответствует этой работе].

Большое спасибо за потраченное время – надеюсь получить от Вас ответ касательно дальнейших шагов.

Всего наилучшего,

[Ваше имя]»

Если это большая компания (например, Microsoft, Amazon и т.д.), ситуация немного усложняется, поскольку даже в рамках одного отдела не все знакомы друг с другом (а значит, ваше письмо могут не перенаправить правильному человеку). В таких случаях я бы дожидался приглашения на собеседование, а потом делал бы проект и рассылал всем людям, которые будут вас собеседовать, перед самим собеседованием. Вот пример письма, который вы можете использовать для этого:

«Здравствуйте, [имя]!

[Имя сотрудника] сообщил мне, что [дата] Вы будете меня собеседовать на [вакансия] в [компании].

[Здесь представьте проект (вставьте ссылку, спросите, не хотят ли они пообщаться с потенциальными партнерами и т.д.)]

Я подумал, что есть смысл отправить это Вам сейчас, чтобы мы могли это обсудить в ходе собеседования (если Вы посчитаете, что это имеет смысл, конечно же).

Всего наилучшего,

[Ваше имя]»

Каждый раз, когда я это делал, собеседования проходили ОЧЕНЬ гладко и в итоге, обычно, я получал предложение.

«Но это не сработает в моей сфере! Моя сфера другая!»

Нет. Не другая.

Это просто человеческое поведение. Люди хотят, чтобы их проблемы решались, и они куда охотнее наймут кого-то, кто уже начал их решать, нежели того, кто МОГ БЫ их решать.

Попробуйте. Это работает. И если вы ведете себя проактивно, создали проект специально под компанию, а они ВСЕ ЕЩЕ не отвечают, что это говорит об их культуре? Значит, это не та компания, в которой вы хотите работать.

Это стратегия win-win.